Особенности учета валютных операций

При учете валютных операций используют следующие нормативные документы:

Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 03.11.2006 г.

Если организация осуществляет деятельность с иностранными партнерами, то обязательно придется производить операции с валютой: покупать, продавать и регистрировать сделки в иностранной валюте.

Согласно п. 3 ст. 1. Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве.

Курс иностранной валюты по отношению к рублю представляет собой выраженную в рублях цену этой валюты. Согласно п. 2 ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет по валютным счетам и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции. В большинстве случаев эту дату определить довольно просто: по выпискам банка с валютного счета, отчета кассира валютной кассы и т. п. В остальных случаях она оговаривается в нормативных документах или устанавливается исходя из содержания операции.

При совершении валютных операций иностранная валюта пересчитывается в рубли.

Некоторые активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, должны отражаться в бухгалтерской отчетности в рублях путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на отчетную дату, т.е. на последнее число отчетного периода. К этим активам относятся:

1) остатки валютных средств на валютных счетах организации;

2) другие денежные средства (включая денежные документы);

3) краткосрочные ценные бумаги;

4) дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе кредиты и займы.

Величина остальных активов и пассивов (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, уставного (складочного) капитала и т.д.), выраженной ранее в иностранной валюте, показывается в бухгалтерской отчетности в рублях по курсу Центрального банка, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте.

После принятия этих активов и пассивов к бухгалтерскому учету их стоимость в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не пересчитывается.

Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, может выполняться не только на дату составления бухгалтерской отчетности, но и каждый раз по мере изменения курсов иностранных валют.

Все расчетные операции по валютному счету в банке отражаются в бухгалтерском учете на активном счете 52 «Валютные счета». Обработка выписок из валютных счетов осуществляется в порядке, аналогичным выпискам из расчетного счета.

Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на территории страны и за рубежом. К нему могут быть открыты следующие субсчета:

52.1 «Транзитный валютный счет»

52.2 «Текущий валютный счет»

52.3 «Валютные счета за рубежом»

52.4 «Специальный транзитный валютный счет».

Организация может открыть данные субсчета либо по видам валют, используемым для расчетов (доллары США, евро и т. д.), либо для основной иностранной валюты платежа (например, доллар США). В первом случае организация получает в банке выписки с валютного счета по каждому виду валют, а во втором — только по основному счету. Поступающие либо производимые платежи в других валютах банк в этом случае самостоятельно конвертирует в основную валюту.

Транзитный валютный счет открывается для осуществления обязательной продажи валютной выручки, перечисленной организации юридическими или физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, в оплату экспорта товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности. После продажи оставшаяся часть валюты перечисляется банком с транзитного счета на текущий валютный счет организации. На сегодняшний момент в законодательстве РФ отсутствует положение об обязательной продаже валюты, поэтому использования этого счета в учете ограничено.

По валютным средствам, находящимся на транзитном валютном счете, проценты (доходы) банком не начисляются.

На текущий валютный счет организации могут быть зачислены валютные средства, поступившие в оплату экспортных товаров, работ и услуг в части, оставшейся после обязательной продажи валюты, а также в других случаях, установленных МФ РФ или ЦБ РФ.

С текущего валютного счета организация может оплатить следующие расходы:

11) по переводу валюты за границу по импортным операциям;

2) по переводу валюты на счета внешнеторговых и других внешнеэкономических организация для последующего перевода ее за границу в оплату импортируемых товаров;

3) на оплату задолженности банку по кредиту, банковской комиссии, а ток же почтово-телеграфных и командировочных расходов согласно соответствующим правилам;

4) на оплату посреднических операций банка по обмену валют;

5) на другие цели с разрешения МФ РФ или ЦБ РФ и уполномоченного банка.

По валютным средствам, находящимся на текущем счете организации, банк начисляет, выплачивает проценты, в случае если это предусмотрено договором на открытие и обслуживание данного счета.

Согласно п. 10 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», открытие валютных счетов за границей относится к валютным операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с п. 2 ст. 5 этого же Закона резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях, устанавливаемых Центральным банком РФ.

Специальный транзитный валютный счет — это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке и ее обратной продажи, а так же для учета указанных операций.

Организация может совершать по специальному транзитному счету текущие валютные операции, связанные с движением капитала (при наличии лицензии (разрешения), выданной ЦБ РФ). Исключения составляют:

1)размещение купленной валюты и депозит;
12

2) покупка ценных бумаг;

3) покупка одной иностранной валюты за другую;

4) передача иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку.

Организация так же сожжет снимать валюту со специального транзитного счета для оплаты командировочных расходов (в соответствии с Положением ЦБ РФ № 62 от 25 июня 1997 г. «О порядке покупки и выдаче иностранной валюты для оплаты командировочных расходов»).

По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета, а по кредиту этого счета — их списание.

На счете 52 «Валютные счета» операции отражаются непосредственно в валюте и ее рублевом эквиваленте на дату совершения операции. Банки предоставляют выписки из валютных счетов по своему усмотрению. В некоторых случаях — непосредственно в валюте без рублевого эквивалента, тогда организация самостоятельно пересчитывает валютные операции по курсу котировки ЦБ РФ на день совершения операции. Предпочтительнее для клиента, когда банк отражает в выписке операции одновременно в валюте и в рублевом эквиваленте.

Наибольшую сложность в операциях с валютными средствами представляет собой учет так называемых курсовых разниц.

Курсовая разница возникает вследствие того, что одни и те же активы, одни и те же обязательства могут пересчитываться в рубли на различные даты, а курсы валют, котируемые ЦБ РФ, постоянно меняются. Иначе говоря, курсовая разница — это разность между ценой валюты в различные моменты времени. Отсюда следует, что валюта, находящаяся в распоряжении организации, подлежит переоценке в моменты составления отчетности и погашения обязательств.

Курсовые разницы могут быть положительными (увеличивающими прибыль) и отрицательными (уменьшающими прибыль), а относить их следует как внереализационные доходы или, соответственно, расходы на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Положительная курсовая разница образуется в том случае, если курс рубля по отношению к иностранной валюте падает (при пересчете сальдо активного счета) и если курс рубля растет (при пересчете сальдо пассивного счета).

Отрицательная курсовая разница образуется в том случае, если курс рубля по отношению к иностранной валюте растет (при пересчете сальдо активного счета) и если курс рубля падает (при пересчете сальдо пассивного счета).


2.1 Понятие и организация аудиторской выборки

Денежные средства являются наиболее подвижными активами организации, поэтому операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений.

В связи с этим следует периодически проводить аудиторские проверки.

Аудит – вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, хозяйствующих и экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор (от латинского auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор ДЖ. Робертсон подчеркивает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Цель проверки аудита операций с денежными средствами — формирование мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности, характеризующих денежные средства, и соответствии ведения бухгалтерского учета этих операций требованиям законодательства Российской Федерации.


Источниками используемой информации при аудите операций с денежными средствами являются:

— государственные нормативные акты;

— внутрифирменные положения по планированию, учету и контролю операций с денежными средствами, принятые и утвержденные руководством аудируемого лица;

— договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;

— заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

При аудите операций с денежными средствами проверяются бухгалтерские счета:

— по которым непосредственно отражаются операции с денежными средствами, — 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»;

— проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

Для проведения аудита операций с денежными средствами необходимо подготовить план и программу.

При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание:

— деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в частности в отношении операций с денежными средствами;

— риск и существенность;

— характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;

— значимость операций с денежными средствами для проведения аудита;

— влияние КОД на организацию и ведение их учета;

— наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих

операций;

— необходимость координации направления, текущего контроля

работы аудиторского персонала;

— форму и сроки предоставления аудиторского заключения.

Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций с денежными средствами, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.

Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица в отношении операций с денежными средствами проводятся в отношении:

структурных подразделений и лиц, уполномоченных осуществлять операции с денежными средствами;

2) перечня открытых аудируемым лицом расчетных, валютных и других счетов;

3) основных видов операций с денежными средствами;

4) правильности рублевой оценки операций и остатков по валютным счетам;

5) системы документооборота по учету операций с денежными средствами;

6) процедур текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации по операциям с денежными средствами, ведением их учета;

7) наличия приказа о принятии на должность кассира, договора о полной материальной ответственности;

8) проведения инвентаризаций в кассе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

9) наличия регистрации кассовых ордеров в журнале, соблюдения требований по их оформлению;

10) соблюдения лимита кассовой наличности, согласованного с кредитным учреждением;

11) периодичности предоставления отчета кассира в бухгалтерию;

12) применения компьютерной техники в обработке кассовых операций, операций с денежными средствами;

13) соблюдения требований по ограничению размера наличных между юридическими лицами по одной сделке.

Кассовые операции носят массовый характер, поэтому этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. В то же время кассовые операции отличаются однообразностью, а методы их проверки простотой.

В первую очередь аудитор должен проанализировать состояние внутреннего контроля, дать предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, определить наиболее уязвимые места, в которых возможны нарушения.

Признаками недостаточности или полного отсутствия системы внутреннего контроля за движением наличных денежных средств в кассе являются:

1) отсутствие приказа, устанавливающего периодичность внезапных проверок кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности, а также проверки других ценностей, которые могут храниться в кассе;

2) назначение в комиссии по проведению проверки одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту записей о полистном пересчете банкнот, т.е. наличие признаков формального проведения проверки кассы;

3) предоставление права подписи кассовых документов другим лицам помимо руководителя и главного бухгалтера, не отраженное в приказе;

4) отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром; отсутствие в штатном расписании кассира и исполнение его обязанностей другим работником без приказа или письменного распоряжения руководителя.

Наличие одного или нескольких из этих признаков свидетельствует о том, что вероятность нарушений при ведении кассовых операций является очень высокой.

Основными аудиторскими процедурами, используемыми при проверке кассовых операций, являются:

1) инвентаризация кассы;

2) обследование помещения кассы;

3) опрос;

4) проверка соблюдения установленных правил совершения некоторых операций;

5) проверка и сравнение документов.

На практике наиболее часто имеют место следующие виды нарушений кассовой дисциплины:

1) неоприходование и присвоение денежных сумм из банка (выявляется путем применения метода проверки документов, подготовленных аудируемым лицом, и метода проверки документов, полученных от третьих лиц);

2) неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам (для выявления такого рода фактов необходимо получить письменные подтверждения от третьей стороны, т.е. от тех сторон и лиц, за которыми числится непогашенная задолженность, а также провести устный опрос сотрудников, за которыми также числится непогашенная задолженность: наличные деньги под отчет выдаются при условии полного расчета по ранее выданному авансу);

3) прямое ничем не замаскированное изъятие денежных средств (выявляется методом инвентаризации кассовой наличности);

4) недостача денежных средств, маскируемая расписками должностных лиц, работников бухгалтерии и других сотрудников (выявляют путем проверки документов, подготовленных аудируемым лицом);


5) повторное использование одних и тех же документов для списания денег по кассе (следует проверить, не предъявлен ли кассиром уже проведенный по кассе в прошлые отчетные периоды расходный документ;

6) в результате этой операции в кассе образуется излишек, который присваивается кассиром;

7) такое нарушение обычно сопровождается подчисткой номеров, дат и сумм);

8) излишнее списание денег но кассе путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах (выявляют методом арифметических расчетов);

9) излишнее списание денег по кассе без оснований или по подложным документам (выявляют путем проверки обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости);

10) присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям (выявляют путем сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам»: обращая особое внимание на те операции, которые списаны, минуя счета расчетов, на производственные затраты или расходы на продажу, а также путем проверки соответствия записей в кассовой книге записям в журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 по счету «Касса» и Главной книге).

При проведении сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами. Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен указанием Банка


России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между

юридическими лицами по одной сделке».

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, для оплаты мелких хозяйственных расходов и других небольших платежей. Допустим, что фирма хранит в кассе деньги сверх установленного лимита, или что по одному договору она расплатилась наличными с юридическим лицом, и сумма этого платежа превысила 60 000 руб. В статье 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что указанные нарушения влекут наложение административного штрафа:

1) на должностных лиц — в размере от 40 до 50 МРОТ;

2) на юридических лиц — в размере от 400 до 500 МРОТ.

Административная ответственность за превышение лимита расчетов наличными между юридическими лицами распространяется как на организацию, которая осуществила платеж, так и на организацию, которая этот платеж получила.

По желанию аудитора или директора предприятия можно провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет. При инвентаризации кассы необходимо проверить:

имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы;

2) соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

После инвентаризации кассы аудитору необходимо проверить:

1) созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

2) полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам;

3) правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

4) имеются ли подписи в получении денег (для этого надо выборочно проверить на соответствие подписи в расходных ордерах и ведомостях);

5) правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней;

6) наличие или отсутствие штампов на кассовых документах («Получено», «Оплачено»);

7) соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

8) соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе; правильность выдачи денег по доверенностям;

9) соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

10) наличие в организации действующей системы проведения ревизии кассы.


В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы.

Как уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 «Денежные документы», при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов.

Аудитору необходимо проверить:

1) правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов;

2) кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);

3) правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 «Денежные документы» и записей в книге по учету и движению денежных документов.

На практике часто создается ситуация, когда кассиром-операционистом магазина был ошибочно пробит чек на одну и ту же сумму дважды. Возникает вопрос о том, как исправить эту ошибку и какие действия надо предпринять. В случае совершения ошибки при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены. Такое требование установлено п. 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104. В разделе 4 «Работа кассира в течение смены» указанных Типовых правил определено, что в случае ошибки кассира-операциониста и невозможности погашения чека в течение смены чек


актируется в конце смены (составляется акт по форме № 54, утвержденной

постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).

Ошибочно пробитые кассовые чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и прикладываются к сдаваемым в бухгалтерию актам.

На суммы, ошибочно пробитые по контрольно-кассовой машине, по которым оформлены акты по форме № 54 и имеются в наличии подтверждающие документы (чеки), организация имеет право уменьшить фактически полученную за текущий рабочий день (смену) выручку.

Данные суммы отражаются по графе 15 журнала кассира-операциониста, графе 8 справки-отчета кассира-операциониста и строке «выдано покупателям (клиентам) по возвращенным им чекам (ошибочно пробитым чекам)» сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации.

Особое внимание следует уделить проверке правильности отражения сумм самостоятельно обнаруженных недостач в операционной кассе магазинов.

На практике иногда возникает ситуация, когда нужно вернуть деньги покупателю из операционной кассы. В таких случаях следует потребовать чек. Директор должен поставить на нем свою подпись.

После этого на сумму возврата оформляют акт по форме № КМ-3.

Возвращенный кассовый чек и акт по форме № КМ-3 наклеивают на лист бумаги и сдают в бухгалтерию магазина. Бухгалтер прикладывает этот лист к тому приходному кассовому ордеру, которым оформляет получение выручки магазина за день.


Из-за того, что деньги покупателю возвращают не из главной, а из операционной кассы предприятия, в учете выручка за день отражается за минусом выданных покупателю денег.

Суммы, выплаченные покупателям по неиспользованным кассовым чекам, кассир вписывает в графу 15 журнала кассира-операциониста.

Сумму выявленной недостачи бухгалтерия должна отразить в акте о проверке наличных денежных средств кассы унифицированной формы М КМ-9.

Следует отметить, что в журнале кассира-операциониста отсутствуют графы и строки для указания суммы недостачи. Однако для того чтобы отразить недостачу денег в операционной кассе, можно ввести в журнал дополнительную графу или строку.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:

1) соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

2) правильность и полнота зачисления денег, сданных в банк наличными;

3) правильность отражения конвертации рубля;

4) наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречная проверка в банке);

5) обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированные заработные платы, алименты и т.п.);

6) полнота и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке);

7) правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке (особое внимание следует уделить тем операциям, которые списываются сразу, минуя счета расчетов, на производственные затраты или расходы на продажу);

8) соответствие записей в выписках банка записям в журнале-ордере № 2, ведомости № 2 по счету 51 «Расчетные счета» и в Главной книге.

Если в выписке будут установлены факты подчистки и не оговоренных в письменном виде исправлений, нужно провести встречную проверку в учреждениях банка.

Особого внимания заслуживают в ходе аудита операции бестоварных счетов. К бестоварным относятся расчеты с научно-исследовательскими организациями, коммунальными и социальными учреждениями,

При проверке следует установить:

1) не допускается ли неправомерное перечисление авансов и платежей по бестоварным счетам;

2) полноту и правильность расчетов с сотрудниками организации но выданным ссудам, обоснованность выдачи таких ссуд и правильность оформления документов на их выдачу, обращая при этом особое внимание на


полноту и своевременность их погашения;

3) правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах;

4) полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; законность, полноту и своевременность перечисления денежных средств учебным заведениям;

5) правильность ведения аналитического учета по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

6) правильность составления бухгалтерских проводок.


28

Наши рекомендации