Мешки, сумы, кошельки, сандалии и приветствия

«Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте». Луки 10:4

1. КОШЕЛЬКИ И МИССИЯ

Читая главу дальше, мы видим, как Иисус наставляет своих учеников искать человека мира, входить в его дом, затем кушать и пить вместе с ними. Его наставления иными словами – пребывать с этим человеком, служить его дому. Если мы именно так поступаем, и особенно, если мы начинаем этот путь без денег, то оказываемся гостями, зависимыми от этого человека в плане насущной жизни в эти дни миссии. Таким образом, сумы, то есть кошельки, кроме буквального смысла, имеют смысл еще и метафорический, символизируя власть или самоуверенность в отношении других и то, как мы относимся к разнице в наличии материальной силы. Если мы берем деньги с собой, то это дает нам возможность создавать свой островок по личным предпочтениям посредине чужой культуры, и так исторически и поступали западные миссионеры по всему миру. Практически в любой стране можно увидеть такие обустроенные островки-крепости миссионерского присутствия «за высокими стенами». Внутри можно увидеть дома, школы, церковь, больницу, приют, библейский колледж. Люди жертвовали финансы, время и много сил на создание таких центров. В таком центре западный человек чувствует себя удобно, держа все в руках и под контролем.

Миссия при таком подходе заключается в том, чтобы привлечь максимальное количество индивидов из окружающей культуры в свое пространство, чтобы обучать их и дать образование, чтобы в последствии они становились лидерами в этой культуре. Такая модель примагничивания людей привлекает молодежь, которые вскоре впитывают в себя культуру миссионеров и их островка, отказываясь, от собственной культуры. Когда окружающая культура – Индуизм, Буддизм или Ислам, то смотря с другого конца, глазами местных людей, то самым откровенным вызовом и проявлением бунта, который может сделать собрат – это стать христианином.

Внутри миссионерского островка они меняют свои имена на «христианские»; вид одежды, язык и научаются существовать внутри этого культурного островка. Известно высказывание Маршала МакЛухана: «средство передачи информации говорит громче самой информации»; проходя обучение, эти молодые люди перенимают такие подходы к служению и приобретают убеждение, что единственный эффективный способ быть служителем – это работать из такого центра, имея в нем какое-то положение. Образно говоря, будучи одетыми в деловой западный костюм, выступая со сцены и кафедры или управляя делами за офисным столом, купленным за иностранные деньги и живя за приходящие из-за границы деньги. Другая сторона вопроса – создать такой центр дело затратное и относительно небольшое их число можно построить. Они также находятся под негласным риском разрушения или конфискации, также стать фокусом антизападных настроений и антихристианских действий в некоторых культурах.

Плюс администрирование и управление таким центром подразумевает большие бюджеты, требуют профессиональных умений и постоянного ухода, что обычно в свою очередь способны осуществить только специалисты из Запада с западными финансами, если соблюдать в таком порядке, какой хотят западные доноры. Возможно, озвучивается цель отдать со временем эти учреждения местным верующим, поручить им управление всем, - тогда, когда местные «вырастут и будут готовы к этому». Однако такой день все не наступает.

Золотое правило остается таким: «Владеющий золотом диктует правила»! другая реальность такова, что сложные системы умирают. Такой центр просто нереально поддерживать местными силами без внешней поддержки. Простота же приумножается. Принцип, утвержденный Иисусом, подразумевает, что только такие подходы должны использоваться, которые могут получать распространение, приумножаться и самостоятельно практиковаться местными силами. Исторически китайская церковь, насажденная такими методами, то есть сложными системами, зависящая от запада, по большей части была разрушена Мао. Что же было простым, что было насаждено в сердцах, приумножилось.

Но возможно еще более вопиющая проблема такого подхода к миссии – люди, обученные в таких островках, отвергаются своими семьями, друзьями, культурой за смену культуры и как следствие они имеют минимум влияния в своей среде, лишившись авторитета. Все вложенные деньги не приводят к масштабному влиянию миссии в стране, но стали причиной отвержения культурой, которое можно было бы избежать. Мы пожинаем плоды такие, которых вовсе не хотели и не ожидали.

2. МЕШКИ И КУЛЬТУРА

Думается, что Иисус не имел ничего личного против сумок, особенно учитывая, что моя сумка – мой частый компаньон в пути.

Сумка, чемодан, джип или грузовой корабль – это средство транспортировки наших вещей. Мешок – это метафора, прообраз всего нашего культурного багажа – наши предпочтения, антипатии, привычки, музыкальный вкус, кухня, одежда, манеры, социальные установки, брачные традиции и т.д. Мешок непосредственно связан с сумой, то есть кошельком, потому что имея достаточно в нем денег, мы властны воссоздать в миниатюре нашу культуру, куда бы не приехали с миссией. И именно так мы и не замедлили поступить по всему миру в своих миссиях. Это создает роковое замешательство в сердцах и умах людей, с которыми мы пытаемся поделиться об Иисусе. Что есть Царство Божье и что есть культура? Часто ответ кажется таким, что эти два понятия объединены в одно! Нередко представители других культур презирают некоторые элементы западной культуры (и действительно есть целый ряд вещей, которые и сам Иисус также ненавидит), и, как следствие, также отвергают и христианские вещи, поскольку западные миссионеры смешали Иисуса и западную культуру настолько глубоко, что во многих умах они неразделимы. Раннее поколение западных миссионеров прославились тем, что обучали новообращенных прежде всего своим языкам в совершенстве и прекрасным музыкальным традициям собственных стран, чтобы местные люди пели гимны на неродных для них голландском, немецком или английском языках. Сегодня мы можем съеживаться от подобного высокомерия в отношении другой культуры, но свободны ли мы сами от аналогичного отношения? Мы все так же хотим, чтобы люди приходили к нам. Когда мы приводим людей к себе, приглашаем в свое пространство, в свою культуру, где нам комфортно и где мы хозяева положения, мы склонны впадать в нечто явно запрещенное Иисусом – это создавать из людей прозелитов (Матфея 23:15). Прозелит – это некто, выглядящий, как мы, говорящий, как мы, молящийся, как мы и в целом соблюдающий все правила и постановления, писанные и неписанные, нашего религиозного сообщества. Фокус на внешнем виде и поведении среди людей. Наши церковные субкультуры полны людьми, которые стремятся выглядеть, молиться и поклоняться одинаково и следовать одним и тем же правилам и привычкам поведения на людях. В каких-то общинах принято за норму одеваться празднично на собрания, в других считается грехом макияж и иные добавления красоты, в иных люди одеваются повседневно и просто, чтобы вписаться. Внешняя конформность и «соответствие» негласно вознаграждается общественным принятием и одобрением, но под поверхностью часто ведутся соревнования и конкуренция на должности, желание быть в центре, быть «главным», зависть, сплетни и тайные грехи. Юджин Петерсон говорит о такой динамике в своем современном переводе Галатам 4:17: «Эти еретические учителя большими объемами вас окутывают лестью, но их мотивы – гнилые. Они хотят отрезать вас от свободного мира Божьей благодати так, чтобы вы всегда зависели от них, искали у них советов и разрешений, что позволяло бы им чувствовать себя важными».

Уже настолько многократно подтверждалось историей, что внешняя конформность законническим кодексам и нормам поведения, высокие требования и ожидания, ориентированные на безукоризненное поведение, и напряженный график религиозных мероприятий становятся покрытием для тайных грехов и аморальности. Мы все можем жить либо по благодати, либо по зависимости!

Динамика развития событий может быть следующей. Человек в миру был зависим от наркотических веществ и\или опасно-экстремального образа жизни. Они начинали этот путь с того, что готовы были идти на что угодно, лишь бы к ним стали относиться с восхищением определенный контингент людей, чтобы их ровесники обратили на них внимание; и чем более опасное и ближе к граням поведение, тем больше принятия и признания они получают. Через какое-то время находящиеся в такой зависимости устают от такого образа жизни и пытаются измениться. Приходя к Богу, они, возможно, переживают искренние опыт обращения и спасения, полностью меняя свой образ жизни. Но если такая жажда и потребность во внимании и признании не удовлетворяется через пребывание в сердце Отца Небесного, то люди легко попадают под манипуляции и оказываются на беговой дорожке безукоризненной гиперактивности в церкви и обретают форму и сущности в угоду нормам. Они меняют внешний вид. Они отдают деньги. Они посещают каждое собрание. Они обожают купание в признании и восхищении в свой адрес, полученные за свое преданное, посвященное поведение в общине. Тем не менее, спустя какое-то время они начинают чувствовать себя использованными. Они обижаются, глубоко ранятся, ожесточаются и иногда возвращаются к прежним зависимостям. Что произошло?.. При обращении они сменили одну зависимость на другую.

Они сменили бандитские мероприятия на религиозные мероприятия. Им так и не были созданы условия для научения, как жить по благодати и любви Божьей, которая льется даром и которую не нужно заслуживать.

Глубокое желание иметь признание и восхищение от лиц, которые считаются авторитетными, духовными, имеющими положение, и сильное желание иметь образ духовного человека в глазах других в этой общине могут стать поразительным топливом и приводить к переменам поведения и внешнему конформизму. Это, по сути, и есть создание из людей прозелитов, которые принимают и меняются внешне в соответствии с мешком – багажом норм, переданному им, но их сердца никогда не были поглощены и наполнены Иисусом.

Вопрос в преобразовании сердца. Опять же, цитирую Юджина Петерсона, но в этот раз его введение к книге послания к Галатам: «Через Иисуса Павел пережил и понял, что Бог не являлся безличностной силой, которую нужно использовать, чтобы заставить людей вести себя в соответствии с определенными предписаниями, но это личный Спаситель, который освободил нас, чтобы нам жить свободными жизнями. Бог не принуждал нас извне, он освободил нас изнутри».

Все повеления Иисуса, сконцентрированные в Нагорной Проповеди, связаны и направлены на отношение сердца, на состояние сердца, например прощение к согрешившим против нас; покаяние и примирение, с теми, против кого согрешали мы. Искать Бога втайне, наедине, а не организовывать публичную демонстрацию нашей религиозной деятельности. Бог есть союз любви трех личностей во взаимном доверии и уважении. Суть Вселенной построена вокруг отношений, нежели рационализма или закона. Ученичество прежде всего заключается не в детальности и щепетильности доктрины, так как Бог не есть теологическая вычислительная машина. Он есть любовь. Его вселенная построена на взаимоотношениях. Ученичество прежде всего заключается во взаимоотношениях, которые строятся с искренним свободным сердцем.

Нам не следует идти в дом к человеку мира со своим мешком личной культуры и ценностей, но с сердцем любви, уважения и свободы. Царство Божье – внутри. Это все, что нам разрешено взять с собой на миссию, на служение! Это все, что нам разрешено доносить до других и делиться. Цель в том, чтобы становиться друзьями, а не создавать прозелитов.

3. САНДАЛИИ, МЕТОДЫ И БРУЧКО

Так что же Иисус имеет против обуви? Он, скорее всего, сам носил на ногах пару сандалий. Я думаю, что в контексте 10 главы Луки обувь – это прообраз, символизирующий тип жизни в Боге, - как мы реализуем предназначение, которое Бог имеет для нас, и как мы практически живем взаимоотношениями с Иисусом.

История Брюса Олсена, миссионера – первопроходца среди метилонских индейцев (прозвавших его Бручко), племени в Центральной Америке с уровнем жизни каменного века, очень вдохновляет. Он буквально без ничего вошел в их поселение. Определенно не имея кошелька, мешков. Он жил среди них, как один из них, и научился их языку без каких-либо контактов, поддержки, лекарств или чего-либо вообще из родины в Америке. Несколько раз он почти умер от лихорадки, и не прекращая страдал от паразитов. После первых нескольких лет он наконец-то привел одного молодого человека к вере во Христа и верил, что вскоре и другие последуют примеру и уверуют. Однако он заходил все более и более в тупик - его первый обращенный избегал разговоров о том, чтобы рассказать о своей вере другим в племени, постоянно утверждая, что его время еще не пришло. Олсен не мог понять, почему этот новый ученик отказывался делиться с другими.

Так как культура этого племени была построена на устной традиции и устных преданиях, их история сохранялась путем запоминания каждым членом легенд и событий и далее пересказывания их на специальных праздничных вечерах по очереди. Олсен за время проживания с ними побывал на многих таких вечерах, но не осознавал до конца их значимости, пока однажды его обращенный ему не сообщил, что пришла его очередь пересказывать какие-то их истории. Его рассказ в ту ночь включал в себя сон, который один из старейшин видел долгое время назад о том, как светлокожий человек придет к ним и расскажет о Божьем Сыне. Обращенный пересказал сон, дал свое истолкование и рассказал, что он сбылся в лице Олсена; затем рассказав о Сыне Божьем из Библии. А ту ночь большинство людей из того поселения стали последователями Иисуса.

Олсен оставил позади себя свои кошелек и мешок, но все еще носил свои американские сандалии. Он ожидал, что обращенный будет говорить с другими по отдельности, индивидуально, наедине. Его же обращенный не мог понять такой образ действий. Его мир был построен на устном общении и коллективном взаимодействии, нежели на индивидуалистичных, печатных письменных материалах. В мире устной культуры новое проистекает из правды преданий старины и включает в себя все, что было ранее. Его понимание времени не было западным. Он не ощущал такого понятия, как сжатые временные рамки и давление времени. Он знал, что его время высказаться еще придет.

Мы все имеем склонность к этноцентричности, то есть уверенности, что наш образ мышления и образ действий «правильный» или «наиболее адекватный», а инакомыслие и инакодействие кажутся «противоестественными» или «неверными». Конечно, мы здесь не говорим о вопросах нравственности и таких моральных абсолютах, как любовь, правдивость, прощение, сексуальная чистота, смирение. Новый Завет ясно и однозначно утверждает абсолюты во взаимоотношениях, которые заданы Богом и являются стандартами, обязательными к соблюдению для сохранения сердца в свободе и чистоте; однако уже как мы выражаем и воплощаем эти реалии сердца, как мы следуем этим стандартам, могут иметь большие вариации в различных культурах, которые были созданы Богом, - самым главным художником из великой радости и любви к творчеству.

4. ИСТОРИЯ О СЛЕДАХ ВЕРБЛЮДА

В одной восточной стране на протяжении более ста последних лет наблюдалась традиционная миссионерская деятельность с запада; различные деноминации приезжали в страну, строили свои базы, больницы, школы и библейские колледжи. Они активно учили, что крещаемые должны менять свои имена с арабских на христианские. Они активно учили, что новообращенным нужно было сменить стиль одежды, чтобы более не быть похожим и не отождествляться с окружающей мусульманской средой. В результате этого вновь уверовавшие имели минимум влияния на свою культуру, живя в почти изолированном западном христианском сообществе, где они и работали, и женились, и выращивали своих детей. Их духовные жизни были привязаны к зданиям и полновременным служителям. Насажденные церкви в стране имели между собой разделения, скопированные с разделений между спонсирующими миссионерскими организациями от деноминаций из запада… для многих это кажется типичной ситуацией!

Спустя сто лет труда ряда миссионерских организаций в той стране с населением в 160 миллионов число крещенных верующих было приближено к 100 000 и рост, по большему счету, остановился.

Около пятнадцати лет назад два молодых человека из местного населения пришли к Иисусу и приняли для себя несколько простых решений. Они не стали менять свои имена и вид одежды. Они не стали сливаться с существующими христианскими общинами, функционирующими по образу и подобию запада. Они стремились оказывать почитание своей культуре и использовать те элементы в этой культуре, которые уже несли в себе библейскую истину, чтобы строить мосты от этих понятий, родных для их сограждан, к Иисусу.

Они обнаружили, что в Коране есть места, говорящие об Иисусе. Сура «Женщина» говорит об Иисусе, о его рождении от девы, о его чудотворении, о праведности, о том, что Он нисшел от Бога и возвратился к Богу. Другое место в Коране призывает верующих читать Ветхий и Новый Заветы еще до того, как читать какую-либо другую книгу. Их мусульманская традиция упоминала четыре книги, которые были обязательны для веры, - Коран, Хадисы, Ветхий Завет (части) и Новый Завет. Они увидели на своей практике, предлагая людям вместе прочесть Коран и задавая вопросы из этих отрывков, как множество людей мира выступали и задавали больше вопросов, просили Новый Завет, пригашали к себе в дома, и позже просили крещения, чтобы стать последователями Иисуса.

Когда их спрашивали, что они думают о Мухаммеде, они цитировали Коран, где Мухаммед пишет, что он лишь искатель истины и призван указывать на истину. Когда их спрашивали об Иисусе, они цитировали место, где говорится о том, что Иисус возвращается к Богу. Коран указывает, что Иисус не умер, в противоположность Мухаммеду, который умер. Больше комментариев уже не нужно! Они избегали противоречий и провокаций в отношении своих верований и использовали уважение в их культуре к Корану и давали Корану говорить, что и указывало на Иисуса.

Общины учеников образовывались по домам, чайханам, сосредоточениям деловой и общественной жизни. А метод евангелизации на основе Корана получил название «по следам верблюда»: есть легенда в Исламе, что людям известны 99 имен Всевышнего, а 100-тое известно только верблюду.

Когда традиционным верующим говорили об этом движении, они говорили, что это невозможно.

Они говорили, что эти новообращенные не устоят в вере, что для них будет слишком сложно выжить вне защищенности христианских общин. Да, кто-то из этих новообрашенных погиб мученической смертью за Христа, но движение достигло охвата свыше миллионов людей, получивших водное крещение, и продолжает расти. Когда проводится сравнения с традиционной миссионерской деятельностью, то математическое соотношение выглядит как в десять раз больше новых учеников за срок в одну десятую часть времени служения!

Это очень необычный образ служения по сравнению с миссионерством, которое проявило столько жертвенности прежде в первопроходческом труде распространения Царства в этом народе. Да, миссионеры от деноминаций были посвященными, жертвенными и много трудящимися делателями, но они приносили с собой свои кошельки («сумы»), свой багаж («мешки») и имели пару обуви. Некоторым из них по-прежнему трудно вместить или поверить, что Иисус мог двигаться как-то иначе в той культуре без их непосредственного руководства.

5. ПРИВЕТСТВИЯ И ЦЕЛИ

Почему нам не приветствовать «никого на пути»? Кажется, что это так невежливо и недружелюбно. Кажется, что такое поведение будет антирезультативно, ведь цель наша – знакомство с людьми и поиски людей мира.

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два перед лицом своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Луки 10:1

Этим семидесяти не следовало идти «на авось», куда приведет дорога, в любое село; но только туда, куда собирался идти Сам Иисус! Он имел стратегический план и их задача была его реализовать. Иисус очень ясно давал понять, что Он делал только то, что Он видел делает и Отец Небесный (Иоанна 5:19) и говорил только то, что Он слышал говорит Отец (Иоанна 6:26). Он служил на основе и из источника Своих отношений с Отцом Небесным. Он не велся простым устремлением удовлетворить любые нужды людей. Да, это истина, что все нами делаемое для наименьших в нашем окружении, делается для Иисуса самого. Да, Матфея 25 глава и Исайи 58 глава – это наши якоря и требования во все времена, но много было в Израиле тех, кого Иисус не исцелил. Много было умерших, кого Иисус не воскресил. Много было голодающих, кого Иисус не кормил.

Иисус шел на встречу реальности человеческой нужды, шаг в шаг со Своим Отцом. Было много сел в Самарии, в которые он не вошел, но Он вошел именно в ту, которая была указана волей Отца, которую Иисус вкушал и которой жил (Иоанна 4:34).

Человеческая нужда вокруг может втянуть с головой, и нет ей конца и края. Если наши действия основываются только лишь на реакциях на эти нужды, то вскоре мы истощимся, почувствуем безнадежность и гнев, также разочарование в тех, кто не замечает наших стараний и в Боге, что не дает больше ресурсов. Это не наш путь – идти «на авось» по дороге, отвечая на всякую замеченную нужду. Мы не являемся Яхве Ире. Нам необходимо знать, что именно говорит Бог, видеть, что Он делает и идти с Ним шаг в шаг в этом направлении. Это не наш мир и это не наша Церковь! Это мир Отца и это Церковь Иисуса Христа.

«Ибо мы соработники у Бога, в вы – Божья нива, Божье строение. Я, по данной мне благодати, как мудрый домостроитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит», 1 Коринфянам 3:9, 10.

Павел знал, что он был делателем, соработником вместе с Богом и, как мудрый домостроитель, понимал границы и объемы, которые ему необходимо было покрыть. Он закладывал основания и позволял другим на них строить! Это Божья нива и Божье строение. Мы не можем совершить всю работу. Нам нужно сохранять концентрацию на том, на что была дана благодать и призвание, и выполнять что-то одно на должном уровне.

Центр притяжения – это не человеческие нужды и не обустроенность и благосостояние человеческой жизни. Иначе это уже гуманизм, человекоцентричная философия. Центр – это Бог и Его Слава. В этом и есть суть следования за Иисусом.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации