Основные этапы бюджетного процесса
Бюджетирование доходов и расходов – регулярная процедура планово-контрольных расчетов, представляющая в систематизированном виде доходы и расходы, а также сведения о покрытии, расчетном результате, рентабельности и прочих наиболее важных показателях деятельности предприятия на заданном временном интервале, как по предприятию в целом, так и по выделенным центрам учета. К основным целям и задачам системы бюджетирования относятся:
- постановка плановых целей;
- контроль достижения плановых целей путем своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;
- анализ причин, вызвавших отклонения;
- корректировка планов.
В широком смысле бюджетирование трактуется как система тотального планирования и контроля целей и потенциала предприятия, а также мероприятий и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Бюджетирование доходов и расходов рассматривается как система планово-контрольных расчетов показателей выручки, затрат, покрытия, результата, рентабельности и прочих важнейших показателей деятельности предприятия. Поэтому цели и задачи системы БДР включают:
- оценку реализуемости целей организации с точки зрения достижения заданного уровня выручки, затрат, покрытия, расчетной прибыли, рентабельности и т.п.;
- планирование бюджета доходов и расходов (БДР) по предприятию в целом и по подразделениям; определение резерва формирования и увеличения прибыли, планирование налогов на прибыль и т.п.;
- формирование отчета о доходах и расходах подразделений и предприятия в целом;
- сопоставление фактических и плановых данных, анализ причин, вызвавших отклонения и контроль деятельности подразделений – центров финансового учета.
В результате внедрения системы бюджетирования доходов и расходов решаются следующие задачи:
- осуществление учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибыли и убытков, рентабельности предприятия в целом и по центрам финансового учета;
- учет, анализ и планирование налогов на прибыль;
- определение кредитоспособности и возможности выплаты дивидендов;
- совместный анализ прибыли, объемов реализации и затрат (CVP-анализ);
- анализ рентабельности центров финансового учета, оценка их относительной привлекательности.
Таким образом, формируется контур финансового менеджмента: учет, планирование и регулирование прибыли, основным инструментом которого выступают бюджеты доходов и расходов (БДР).
Каждый бюджет доходов и расходов, вне зависимости от его уровня, обладает определенной информационной и аналитической структурой.
Под информационной структурой понимается детализация бюджетов согласно, во-первых, особенностям самого предприятия и сферы его деятельности, и во-вторых, принятой на предприятии системы финансового планирования и бухгалтерского учета. Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см. рис. 2).
Рис.2. Информационная структура БДР производственного предприятия
В ходе разработки системы бюджетирования доходов и расходов решается задача углубленной структуризации БДР. Аналитическая структуризация может проводиться по следующим направлениям:
1. По постатейному учетному регламенту, включая:
- конкретизацию статей доходов;
- конкретизацию статей расходов;
- конкретизацию итоговых показателей.
2. По финансовой структуре фирмы:
- по центрам результата;
- по центрам затрат;
- по субъекту управления;
- по дочерним и аффилированным предприятиям;
- по венчур-центрам.
3. По временному горизонту, включая:
- периодичность учета и отчетности;
- периодичность финансового планирования и бюджетирования.
4. По прочим объектам, выделяемым с целью управления предприятием:
- по продуктовым группам;
- по группам потребителей;
- по группам поставщиков.
Для организации бюджетирования необходимо определиться с составом и структурой информации, порядком ее подготовки и порядком ее перемещения внутри предприятия (кто, что, когда, кому передает и в какой форме, кто осуществляет за этим контроль).
Для определения порядка внутрифирменного перемещения информации необходимо спроецировать процессы бюджетирования на организационную структуру компании и таким образом распределить обязанности, связанные с обеспечением функционирования системы между руководителями подразделений, а также назначить руководителя, ответственного за работу системы в целом. Организационным оформлением этой задачи является разработка внутрифирменного документа – Положения о бюджете доходов и расходов – и регламента его актуализации. Примерный состав такого Положения должен выглядеть следующим образом:
1. Методика или концепция бюджетирования доходов и расходов.
2. Перечень и состав отчетных форм(планов, целей, мероприятий, бюджетов и т.д.).
3. Порядок заполнения отчетных форм.
4. Организационно-временной регламент (перечень руководителей, отвечающих за подготовку соответствующих отчетов, и сроки предоставления отчетов).
Включение Положения о бюджете доходов и расходов в общую систему положений, регламентирующих деятельность предприятия, расширяет зону действия регулярного менеджмента.
При постановке бюджетирования на предприятии возможны два подхода. Согласно первому подходу, за основу берется содержательная часть самой проблемы – собственно планирование, определяется концепция и методика планирования, а затем устанавливаются форматы и регламенты самой процедуры. Согласно второму подходу, задача постановки бюджетирования решается «от организации процесса», то есть предварительно определяются форматы и регламенты, а затем принимается решение об осуществлении планирования и учета в заданных рамках. Не существует универсальных рекомендаций по выбору той или иной модели. Выбор модели обусловлен особенностями предприятия.
Для внедрения на предприятии бюджетной системы управления, при использовании второй модели необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Осуществить экспресс-диагностику деятельности фирмы по следующим направлениям:
1.1. Организационная диагностика:
- организационная структура предприятия;
- штатное расписание;
- должностные инструкции;
- другие организационные документы, регламентирующие деятельность компании.
1.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия за предшествующие периоды – анализ динамики финансово-экономических показателей.
1.3. Функциональная диагностика по направлениям:
- производство;
- сбыт;
- снабжение;
- логистика;
- НИОКР;
- общефирменные службы.
1.4. Информационная диагностика – анализ информационных потоков в функциональных разрезах:
- производство;
- сбыт;
- снабжение;
- логистика;
- НИОКР и т.д.
2. Построение финансово-экономической модели бюджетирования. Процессная модель системы бюджетирования доходов и расходов представлена на рис. 3:
- определение основных целей и задач системы БДР – формирование перечня количественных показателей деятельности компании и подразделений, которые необходимы для принятия управленческих решений;
- анализ источников информации, потенциально применимых при проведении плановых и контрольных расчетов по предприятию в целом и по подразделениям;
- построение информационной модели формирования плановой информации по предприятию и по подразделениям;
- построение информационной модели формирования фактической информации по предприятию в целом и по подразделениям;
- построение информационной модели анализа исполнения бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;
- определение перечня и состава аналитических и управленческих отчетов, необходимых для функционирования модели бюджетирования по направлениям: предприятие в целом, функциональные направления; сбыт; производство; снабжение; НИОКР; общефирменные службы.
Рис.3. Процессная модель системы БДР
3. Формирование организационных процедур функционирования системы бюджетирования:
- определение порядка формирования плановых показателей бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;
- определение порядка формирования фактических показателей бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;
- определение порядка контроля исполнения бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;
- организационный порядок проведения анализа исполнения бюджета предприятия и подразделений;
- организационный порядок проведения корректировки целей, планов, мероприятий и бюджетов предприятия в целом и его подразделений;
4. Проведение организационных изменений в компании:
- создание дополнительных подразделений для поддержки функционирования системы бюджетирования;
- определение дополнительных функций и обязанностей, связанных с поддержкой функционирования системы бюджетирования;
- формирование и введение в действие пакета организационных документов, регламентирующих функционирование системы бюджетирования на предприятии.
\