Понятие и признаки банкротства (несостоятельности).
Ст.2 закона, даются основные понятия.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредиторы – контрагенты должника и государство в лице уполномоченного органа (ибо обязательные платежи).
Денежное обязательство – уплатить денежную сумму.
Признаки банкротства: неспособность исполнить обязательства в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены; сумма обязательств гражданина превышает стоимость принадлежащего ему имущества (в отношении граждан) и сумма требований в денежном выражении д. составлять в отношении граждан не менее 10 тысяч рублей; в отношении юридических лиц – требования в совокупности составляют не менее 100 тыс.р.
Заявление в арбитражный суд – это не иск, там даже пошлина меньше. Кредитор бежит в суд, только если у него есть вступившее в законную силу решение суда о взыскании этих денежных средств.
Недостаточность имущества – когда размер обязательств превышает стоимость имущества должника.
Неплатежеспособность – должник перестает исполнять денежные обязательства/вносить платежи в бюджет, что обусловлено недостаточностью денежных средств.
!С таким заявлением (о признании должника банкротом) в суд может обратиться сам должник, конкурсные кредиторы, уполномоченный орган.
Должник имеет право на подачу такого заявление при предвидении банкротства, но у него есть средства для погашения судебных расходов.
Санация (досудебная) – участники/учредители/акционеры вправе принять меры по предупреждению банкротства, т.е. предоставить финансовую помощь.
Ст.9 закона – должник обязан подать заявление в арбитражный суд: отвечает признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Конкурсные кредиторы (по денежным обязательством), за искл. уполномоченных органов, граждан, перед которыми ответственность за причинение вреда, проч.
Уполномоченные органы – ФНС.
П.Правительства, от 29 мая 2004 г. об обеспечении интересов РФ как кредитора № 257.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Собрание кредиторов. Компетенция определена законом. Закон определяет, кто участвует с правом голоса. Это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Без права голоса – представители работников и акционеров, др.
Арбитражный управляющий. На каждой процедуре у него свое наименование (внешний, временный, конкурсный). Это м.б. только гражданин РФ. Из саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Субъект профессиональной деятельности. Его деятельность не является предпринимательской в деле о банкротстве. Но может заниматься другой профессиональной или предпринимательской деятельностью. Главное, чтобы не было конфликта интересов.
Каждый арбитражный управляющий может быть членом только одной саморегулируемой организации. Организации эти устанавливают требовании к членству, но основные требования (обязательные) установлены законом. Это: наличие высшего профессионального образования (а бакалавриат или магистратура?), наличие стажа работы на руководящей должности не менее чем год и стажировки в должности помощника арбитражного управляющего (организация может устанавливать свои сроки), сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (есть утвержденная единая программа подготовки). Если дисквалифицировано или лишено права занимать определенные должности – не может. И если осужден за умышленное преступление – тоже. Это все обязательные условия, м.б. иные требования к компетенции, добросовестности и независимости.
Наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих (ст.24.1 – условия).
Есть единый реестр таких организаций и сводный реестр управляющих. Росрегистрация (кадастра и картографии). Эта информация открыта.
Ст.24.1, п.2.
Вознаграждение управляющему выплачивается за счет средств должника. Дополнительное вознаграждения может быть за счет кредитора.
Ст.20.6 – вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Это фиксированная сумма и сумма процентов. % зависят от балансовой стоимости активов должника и введенной процедуры. Фиксированная сумма: для временного управляющего – 30, для административного – 15, для внешнего – 45, для конкурсного – 30. + размер %, которые зависят от балансовой стоимости.
Ст.20.3.
Управляющий может привлекать экспертов. Это означает расходы.
«Задача – восстановить платежеспособность. Мы что должны сделать?» - «Скинуться!».
Все процедуры, применяемые: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. На любой из процедур может быть заключено мировое соглашение. Можно от конкурсного производства вернуться к внешнему управлению. Не обязательно все в такой последовательности, этапы могут пропускаться.
Когда должник – гражданин, то только конкурсное производство или мировое соглашение. Исключение – фермерское крестьянское хозяйство.
К ликвидируемой или отсутствующему должнику – упрощенная процедура банкротства.
04.03.2011.
После заявления: суд выносит определение о принятии заявления, проверяет обоснованность требований заявителя. После этого вводится наблюдение.
Общий срок – 7 месяцев с даты поступления заявления. Сроки наблюдения не определены.
На стадии наблюдения утверждается фигура арбитражного управляющего: временный управляющий.
Основная задача при наблюдении – определить финансовое состояние должника.
Последствия – ст.63, с т.з обязанностей должника – ст.64-65. Органы управления должника на стадии наблюдения функционирует, ИП или руководитель действуют, они не отстранены. Но существуют ограничения. Нельзя принимать решения, направленные на уменьшение имущественной массы. Нельзя реорганизовывать (в любой форме), принимать решение о ликвидации, создавать юридические лица (т.к. туда должно вноситься имущество), нельзя выплачивать дивиденды. Нельзя принимать решение о выходе участника или приобретать у акционера ранее приобретенные акции. Сделки, касающиеся возможности уменьшения имущественной массы, совершаются с письменного согласия управляющего.
Собственник имущества унитарного предприятия тоже не может в период наблюдения принимать решения о реорганизации, давать согласие на создание филиалов, проч.
Сделки, не подпадающие под это требования, органы должника вправе принимать.
Управляющий может требовать отстранить руководителя должника, если он препятствует выполнению обязанностей временного управляющего. Управляющий делает такое заявление в арбитражном суде.
Если есть сведения, составляющие государственную тайну, управляющий имеет к ним доступ.
Временный управляющий собирает первое собрание кредиторов, которое по результатом финансового анализа решает, что делать с должником. Могут решить вопрос о переходе к другим процедурам.
Финансовое оздоровление.
Участники/собственник могут просить ввести финансовое оздоровление.
Кредиторы по согласования с должником. Нужно предоставить обеспечение.
Есть сделки, которые нельзя совершать без согласия кредиторов или согласия административного управляющего, остальное управление делает само.
Срок – не более, чем два года.
Собственник должен принять меры по восстановлению платежеспособности.
Так же от наблюдения можно перейти к вешнему управлению.
Внешнее управление. Внешний управляющий. Срок внешнего управления – не более 18 месяцев. М.б. продлен не более чем на 6 месяцев. Продлевает и утверждает только суд. Собрание может ходатайствовать о переходе к внешнему управлению.
Как правило это все одно и то же физическое лицо, но могут быть и разные, если не отвечает дополнительным требованиям, которые требуют конкурсные кредиторы.
Реестр один и тот же, он продолжается. Ст. 94 и 95.
Последствия: прекращение полномочий руководителя должника и прекращение полномочий органов управления, а так же собственника (унитарные предприятия).
Исключение – когда органы управления и собственник могут принять решения, п.2 ст.94: увеличение уставного капитала путем размещение дополнительных акций.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов, ст.95, кот. распространяется на все выплаты, кроме текущих платежей и требования взыскания зарплаты, деликтная ответственность и результаты интеллектуальной деятельности.
Конкурсное производство.
Собственник должен принять меры по восстановлению платежеспособности.
Конкурсный управляющий. На предыдущих этапах – определения о введении процедуры, все вопросы решают кредиторы. Когда кредиторы просят признать банкротом, то суд принимает решение об объявлении должника банкротом => конкурсное производство на срок до 6 месяцев. М.б. продлен еще не более чем на 6 месяцев.
Задача: сформировать конкурсную массу и удовлетворить требования кредиторов соразмерно в предусмотренной законом очередности.
Последствия. Ст. 126. Полномочия органов управления и руководителей прекращаются. От имени должника действует только управляющий. Полномочия собственника прекращаются. Он должен опубликовать сведения о принятии должника банкротом и о начале конкурсного производства.
Управляющий проводит инвентаризацию имущества.
Ст.132, имущество должника, не включаемое в конкурсную массу. Жилищный фонд соц. использования.
Текущие платежи – вне очереди, перед кредиторами. К ним относятся: судебные расходы, выплата вознаграждения управляющему, все платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, т.к. нельзя приостановить деятельности. И потом – требования кредиторов. 1) Причинение вреда жизни/здоровью + моральный вред, 2) оплата труда и авторам интеллектуальной деятельности, 3) другие кредиторы (в т.ч. и залоговые). Ст.138.
Нормы относительно конкретных должников. Градообразующие организации, с/х организации, финансовые организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий. Определены особенности их банкротства.
Распоряжение правительства от августа 2009 об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций, принят в соотв. со ст.190 закона о несостоятельности. Еще есть перечень, утвержденный указом президента в соотв. с законом о приватизации.
Из конкурсного производства можно уйти во внешнее управление или заключить мировое соглашение. Но по соглашению кредиторов только.
07.03.2011.
Вещные права субъектов предпринимательской деятельности, понятие, виды, содержание, объекты.
Правовой режим предприятия, понятие, место в обороте, сделки с предприятием.
Понятие вещного права. В ГК понятия нет. В доктрине – право господства над вещью, право на вещи, отношение лица к вещи. Проект ГК в разделе 2 (вещное право) включает в себя понятие вещного права. + специальная норма, касающаяся признаков вещного права. Правомочия – владение, пользование и распоряжение. В германской и англо-американской системе правомочий больше, 10-11 (напр., управление, право на иск в защиту своих прав). Владение – фактическое господство над вещью, а собственность – формальное.
Признаки вещного права. В ГК их нет, только в доктрине. В проекте ГК – статья про признаки вещного права есть. Право неразрывно связано с вещью, вещь имеется ввиду в телесном смысле. Проект ГК включает и наличные деньги, и документарные ценные бумаги. Право следует за вещью, а не за лицом. Особые способы зашиты, право преимущества (сначала защищаются вещные права, преимущественно перед обязательственными), носят бессрочный характер (не общий для всех видов вещных прав). Перечень установлен законом, может изменяться только законом, не может изменяться договором. Право собственности на землю и иные природные ресурсы, право собственности на здания или сооружения (гл.19.3), право собственности на помещения (гл.19.4).
К ограниченным относятся: право постоянного владения и пользования земельным участком (чужим, для с/х производства и проч.), право застройки земельного участка (возведение здания/сооружения на чужом земельном участке, подлежит гос регистрации, на основании договора об учреждении права застройки), сервитуты (горные, коммунальные, миллиорации, строительные, перемещения), право личного пользования (узуфрукт – пользование и владение в отношении недвижимости), ипотека (акцессорная (обеспечительная) и независимая (залогодержатель может сам определить, какое обязательство залогодателя или третьего лица обеспечивается)) , право приобретения чужой недвижимой вещи, право вещной выдачи, право оперативного управления. Договор об учреждении вещного права.
«Дорогу перегораживают и пишут: извините за сервитут».
Объекты гражданских прав.
Предприятия и вещи.
Проект предлагает относить к объектам гражданских прав вещи, включая наличность и документарные ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, результат работ и оказания услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
Безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги? К ним применяются правила об обязательствах, если иное не установлено законом или не вытекает из существа.
Недвижимость – жилые и нежилые помещения, выделенные в соответствующем порядке в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
В качестве единой недвижимой вещи признается единый имущественный комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий/сооружений, неразрывно связанных технологически, линейных объектов либо находящихся на едином земельном участке.
Из ст.131 исключаются слова «сделки с недвижимостью», а ст. 8.1 – гос регистрация прав на имущество (вообще, на всё).
Предприятие: материальные активы, все виды имущества, продукция, все права требования, долги, права на обозначения (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания).
Если предмет сделки – предприятие, д.б. гос регистрация и обязательная публикация.
ФЗ о гос регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним, ФЗ об ипотеке (залоге) недвижимости, земельный кодекс, закон об обороте земель с/х назначения, Положение о фед службе гос регистрации кадастр и картографии, утвержденное Постановлением Правительства в 2009 году. ФЗ о государственном кадастре недвижимости (с 2008 года). Постановление ВАС от 29.04.10г №10/22. Постановление Пленума от 23 июля 2009 (права собственников помещений на общее имущество здания), инф. письмо ВАС от 13 ноября 2008г (про виндикацию).
10.03.2011.
Правовые средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, товаров, работ, услуг, предприятий.
Деловая репутация.
Коммерческая тайна. Понятие, объекты, способы охраны. Секреты производства. Правовой режим.
Ст.1225 ГК.
Средства индивидуализации: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.
Фирменное наименование. Требования определены гл.76 ГК, ст.1473, 1476. Юр лицо должно иметь одно полное и может иметь одно сокращенное наименование. Наименование – организационно-правовая форма и название. Фирменное наименование – для коммерческих организаций. Остальные – просто наименования. Истинность, исключительность (исключительное право на использование), правдивость. Нельзя называться банком, если вы не банк и нельзя называться биржей, если вы не биржа. Т.е., в специальных федеральных законах есть требования к фирменным наименованиям. Наименование вносится в единый государственный реестр юридических лиц.
Про товарные знаки – только в ГК, в 2002 году был закон о них.
Требования о регистрации товарного знака – тоже в ГК.
Наименования мест происхождения товаров.
Средство индивидуализации предприятия – коммерческой обозначение. Ст.1538 ГК. Индивидуализация юридическим лицом тех предприятий, которые ему принадлежат. Ст.1476 – соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения.
Деловая репутация. Нет легального определения. Цена, которую покупатель готов платить сверх рыночной стоимости активов. Постановление Пленума ВС от 24.02.05 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а так же деловой репутации граждан и юридических лиц». Правило о деловой репутации гражданина применяются и к юридическим лицам.
Секрет производства (ноу-хау). Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления предпринимательской деятельности, имеющие цену в связи с неизвестностью третьим лицам, и обладатель сведений принимает меры по сохранению конфиденциальности, в т.ч. путем установления коммерческой тайны.
В 2004 году – закон о коммерческой тайне. Есть перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Сведения из учредительных документов, подтверждения внесения в реестр, лицензии, разрешения, сведения о загрязнении окружающей среды, прочее – ст.5 закона о коммерческой тайне (29.07.04 №98)
Торговые сделки (договор в сфере предпринимательства). Сделки, совершаемые коммерсантами, при осуществлении ими предпринимательской деятельности – это в Европе так. Особый субъектный состав. Сделки между предпринимателями или с их участием. Всегда возмездные, т.к. цель получения прибыли – основная в предпринимательской деятельности. Если ссуда (безвозмездная) то организация может ее совершить, просто она не будет торговой. Цель сделки – осуществление предпринимательской деятельности. Сделка совершена в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Свобода договора. На стадии заключения действует этот принцип, => любые лица/организации свободны в выборе контрагента и формировании условий договора, если они не определенные законом. М.б. заключен договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными нпа (т.е. непоименованные), но соответствующий им. Свобода договора ограничивается законностью, конечно.
Понуждение к заключению договора. Публичный договор, предварительный договор + случаи, которые могут быть установлены ГК или законом. Либо это предусмотрено добровольно принятым обязательством.
Условия о предмете, условия, названные существенными для данного договора, необходимые условия для договора данного вида, иные условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение. 4 группы существенных условий по проекту ГК.
11.03.2011.
Договор.
М.б электронный документ. По европейской модели попытки сохранить договор, а не признавать недействительным из-за любой несогласованности.
Суд может определять цену договора, если указан способ ее определения в договоре, а теперь – всегда.
Изменение, расторжение, прекращение. СТ.450, не меняется почти, только про отказ от договора.
Исполнение обязательства в натуре может быть заменено денежной компенсацией. Отличие от общего правила по обязательствам, которые для граждан должны быть выполнены в натуре. Можно назвать это отступным. Нет интереса в товаре, есть интерес в прибыли.
Возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Возможность досрочного исполнения – если это предусмотрено законом или соглашением сторон.
По общему правилу должники отвечают солидарно.
Ст.317.1 - % по денежному обязательству (законные %). Сторонами обязательств являются коммерческие организации. Получение с должника % на сумму долга за пользование средствами. При отсутствии условий, определяется ставкой рефинансирования.
Способы обеспечения определены ГК, изменений не планируется.
Ст.333 ГК.
В Германии правила об уменьшении судом неустойки не применяются к торговым сделкам. Коммерсанты же несут все риски.
Соотношение неустойки и убытков.
Соглашение о неустойке только в письменной форме.
Появилась конструкция залога денежных средств, корпоративных прав и корпоративных ценных бумаг. Регламентированы последующие залоги.
Компенсационный характер ответственности.
Ответственность в виде заранее определенной суммы.
Ст.393.1 – возмещение убытков при прекращении договора. Реальные, конкретные и абстрактные убытки. Сейчас такое есть в поставке. Если односторонний отказ и сторона ищет другого контрагента.
% на % не допускаются. Если иное не предусмотрено. Ст.395 действует, когда в договоре ничего не оговорено.
Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности.
- формы, методы и средства регулирования (публичная организация предпринимательства);
- ограничения предпринимательской деятельности;
- гос поддержка малого и среднего предпринимательства;
- приватизация гос имущества.
Конституция; ФЗ о защите прав юр лиц и ИП при осуществлении гос контроля/надзора, ред. июля 2009, принят в 2002г; Закон о саморегулируемых организациях; закон о лицензировании отдельных видов деятельности, 2002г, закон о защите конкуренции.
14.03.2011.
Роль государства экономики.
Теория свободы предпринимательства Государство не должно вмешиваться экономику и может использовать только косвенные методы регулирования (налогообложения), т.е. устанавливает правила игры, но экономической деятельностью не занимается.
Теория регулирования рынка. Государство должно использовать различные методы ( том числе и прямого администрирования) регулирования экономики.
Косвенно участвует через АО со 100% участием государства, через унитарные предприятия и государственные корпорации.
Указ президента о неотложных мерах ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности – 2008 год.
Как только режим налогообложения становится неинтересен, предприниматели уходят в теневую экономику.
Первое средство регулирования – государственная регистрация. Второе – ограничения предпринимательской деятельности (напр., лицензирование). Третье – принятие мер по защите конкуренции. 4 – разработка мер по поддержке малого и среднего предпринимательства (бизнеса). 5 – регулирование цен, политика ценообразования. ФЗ о техническом регулировании. 6 – Требования к качеству товаров, продукции, работ и услуг. 7 – требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Формы государственного контроля: предварительный, текущий, последующий. Формой контроля является ведение реестра. Принуждение – ответственность за нарушение положений, установленных законом.
12.05.08г, «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», приказ президента. Трехуровневая структура.
Первый уровень – федеральные министерства, функции по принятию нпа.
Второй уровень – федеральный службы. Контроль и надзор за соответствующей деятельностью в соответствующей сфере. Подведомственны Президенту или Правительству.
Третий уровень – федеральные агентства. Услуги по управлению имуществом, правоприменительные функции, ведение реестров и регистров.
Закон о гос регистрации юр лиц и ИП, 2001г. Постановления Правительства РФ по нему: о ведении гос реестра юр лиц; о едином гос реестре ИП. Ими были утверждены все формы, которые требуются при гос регистрации.
Ст.23 закона – отказ в регистрации: не туда пришел, не то принес, подписание неуполномоченным лицом заявления о регистрации (это должно быть лицо, имеющее право действовать без доверенности, лицо, действующее на основании закона, по доверенности – вообще нельзя, но в практике бывает и да.).
Для подачи документов нужно уплатить гос пошлину за регистрацию, ликвидацию, изменения в учредительные документы. Размер установлен ст.333 НК. За регистрацию юр лица – 4000.
«Она такая упрощенная простенькая, что ее пока прочитаешь, устанешь»
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности, 2002 (ред.2010). Критерии видов деятельности, подлежащих лицензированию. Срок лицензии – до 5 лет. Может быть предусмотрена бессрочно. Ст. 9 – упрощенный порядок лицензирования.
Постановление правительства об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности от 16 июля 2009г.
Порядок плановых и внеплановых проверок.
21.03.2011.
Закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием расчетных карт, 2003 (ред.2010).
ФЗ 2007 об официальном статистическом учете и системе государственной статистике в РФ.
Есть 2 реестра – гос реестр юр лиц и реестр ИП.
Гос поддержка малого и среднего бизнеса.
«Лучше б его не поддерживали, тогда бы он развивался лучше, чем он это делает сегодня» (с)
Средние предприятия – 17 тыс. Малых – 1,5 млн и столько же микро. На 2010г.
ФЗ 2007 о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.
Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, нах в государственной собственности субъектов или муниципальной и передано в аренду субъектам малого или среднего предпринимательства. Они имею право приобретать это имущество. 2008г. Один из способов приватизации. Должен был действовать до 2010г, но его продлили до 2013.
Законы, действующие в сфере высшего образования, малые инновационные мероприятия. Хозяйственные общества (АО, ООО). Создаются учреждениями, финансируемыми за счет бюджета.
НК, гл.26.2, 26.3. Постановления правительства. О ведении реестров получателей поддержки.
Малый/средний бизнес.
Доля государства не должна превышать 25%, доля иностранных и некоммерческих организаций тоже.
Средняя численность – от 101 до 250 человек – среднее предприятие.
До 100 (включительно) – малое предприятие. Среди малых выделяют микропредприятия – до 15 человек.
Выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год. Определяется 1 раз в 5 лет постановлением правительства (было в 2008 г, 22 июля) О предельных значениях выручки товаров для каждой категории.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ст.15 закона.
Налогообложение. Раньше был специальный закон, сейчас: упрощенная система налогообложения (имеют на нее право) -> освобождение от налога на прибыль и на имущество, облагаются либо доходы, либо доходы минус расходы. Ну могут перейти на упрощенную систему ИП и орг-ии с численностью работников свыше 100 человек.
Вмененный доход.
«Малый бизнес, не смотря на то, что его так поддерживают столько лет, он все-таки развивается» (с)
Антимонопольное регулирование, защита конкуренции.
Конкурентное право. С точки зрения моделей антимонопольного законодательства: 3 модели. 1 – американская (антитрестовское законодательства) – монополия запрещена, изначально противоправна. 2- европейская – монополия не противоправна, она может существовать, но за ней нужно осуществлять контроль и бороться со злоупотреблением на товарных рынках. Нормы о недобросовестной конкуренции – отдельно. 3 – смешанная, картельное право Германии – следование американской модели, но устанавливается ряд исключений, где она допустима.
Закон о защите конкуренции 2006г, каждый год изменения, сейчас тоже готовиться проект. Ужесточение мер ответственности.
Закон о естественных монополиях, 1995г, ред.2008г.
Закон о ЗПП.
Закон о рекламе.
Положение о реестре хозяйствующих субъектов.
Постановление пленума ВАС от 30 июня 2008 №30 о некоторых вопросах, возникающий в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства.
Основные понятия.
Конкуренция – соперничество нескольких лиц в достижении какой-либо промышленной/производственной цели, когда достаточное кол-во покупателей, поставщиков. Никто не ограничивает конкуренцию, все имеют доступ к сырью и прочее. Конкуренция – правомерная деятельность хозяйствующих субъектов в условиях состязательности. СТ.4 закона о защите конкуренции – весь понятийный аппарат закона, в т.ч. конкуренция. П.7. Это соперничество хозяйствующих субъектов. Недобросовестная конкуренция – любые действия, кот отвечают признакам: направлены на получение преимуществ, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Действия, кот причинили или могут причинить убытки других хозяйствующим субъектам, а так же нанесли или могут причинить вред. Составы. Ст.14 закона, не допускается недобросовестная конкуренция. Дезорганизация производственного процесса конкурента (экономический шантаж). Паразитирования (незаконное использование средств индивидуализации другого юр лица).
Доминирующее положение – ст.5 закона. Качествен и количественный показатель. Доля на рынке и возможность воздействовать на конкуренцию.
Монополистическая деятельность. П.10 ст.4. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. И любые соглашения/действия, запрещенные антимонопольным законом, либо признаны в соответствии с законом монополистической деятельностью.
Ст.10 – запрет на злоупотребление доминирующим положением. Определяет, какие действия подпадают под это понятие.
28.03.11
Действия ограничивающие конкуренцию могут иметь место со стороны хозяйствующих субъектов или со стороны органов государственной власти.
Запрет совмещать функции органов государственной власти и функции хозяйствующего субъекта, за исключением случаев установленных в законах, указах президента, постановлений правительства, за исключением случаев, которые установлены законом о государственной корпорации по атомной энергетике.
Государственный контроль за обеспечением конкуренции.
Контроль за экономической концентрацией – любые сделки, которые могут оказывать влияние на конкуренцию. Контроль может быть предварительным (предварительное согласие антимонопольного органа) и последующим (необходимо уведомить антимонопольный орган о совершенной сделке).
Ст.27 – случаи предварительного согласия при создании и реорганизации коммерческих организаций. Как правило данный закон заточен под крупный бизнес.
Ст.28 – сделки с акциями, требующие предварительное согласие антимонопольного органа.
Ст.30 – сделки и действий, при которых монопольный орган должен быть просто уведомлен о данной сделке.
Ст.35 – позволяет самим хозяйствующим субъектам обратиться в антимонопольный орган для проверки соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного закнодательства.
Если антимонопольный орган выявляется нарушения то он может ставить вопрос о ликвидации лиц, нарушивших законодательство.
Ст.38 – принудительное разделение коммерческих и некоммерческих организаций. Данная норма находится в главе, посвященной ответственности за нарушение законодательства. монопольный орган сам принимает решение о выделении или разделение. Необходимо наличие совокупности оснований, указанных в данной статье.
Группа лиц и взаимозависимые афелированные лица.
Понятие группа лиц имеется в ст.9 – совокупность физических и юридических лиц, которые соответствуют одному или нескольким признакам, указанных в данной статье.
Все дочерние и зависимые общества – это группа лиц.
Ст.4 «антимонопольного закона» - содержит понятие аффилированные лица, т.е. те, которые могут оказывать влияние на деятельность лиц.
Естественная монополия.
Монополия может быть временной и открытой – монополист единственное лицо, которое выпускает данный товар, но никто не мешает другим лицам заниматься этой деятельностью.
Монополия может быть государственная – государство определяет кто именно из хозяйствующих субъектов может заниматься определенным видом деятельности.
Естественная монополия – ФЗ «о естественных монополиях» - такое состояние товарного рынка, существование которого эффективно в отсутствии конкуренции. Субъект естественной монополии – работает в условиях этой естественной монополии.
Ст.4 – определяется субъекты естественных монополий. Данная ст. многократно изменялась, например в 2003 году, когда большая часть деятельности была демонополизирована. например сделали конкурирующими организации, генерирующие электроэнергию. Пытаются вычленить какую-либо конкурентную среду.
Осуществляется особое регулирование естественных монополий. В первую очередь это ценовое регулирование: установление цен или тарифов, особый контроль, ведение реестра, установление определенных требований в отношении субъекта.
Приватизация государственного и муниципального имущества.
Ст.217 ГК – приватизация – способ приобретения права собственности. Приватизация осуществляется только в соответствии с законами о приватизации.
Ст.235 ГК – национализация. Возможно то же на основании закона и только на основании возмещения стоимости и всех других убытков.
Ныне действует третий закон о приватизации государственного и муниципального имущества от 2001 года. Экономисты выделили три этапа в приватизации:
I. 1987-1990 – скрытая приватизация или кооперативное движение.
II. 1990-1992 - «стыдливая» приватизация или арендное движение. В первых законах о приватизации предлагалось выкупать только имущество, находящееся в аренде. Предлагалось трудовому коллективу взять имущество в аренду, а потом учредить арендное предприятие. Аренда рассматривалась как средство разгосударствления. Но это длительный процесс.
III. После 1992 – открытая приватизация, народная приватизация, приватизация «по Чубайсу». Процесс регулируется постановлениями правительства.
ФЗ «об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Указ президента №1009 от 2004 года «о стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах». ФЗ «о приватизации организаций атомного энергетического комплекса» (название условное, оригинальное название очень длинное) от 5.02.07. Через год был принят закон о государтсвенной корпорации «РОСАТОМ», в который государство внесло все акции организаций атомной энергетике. Закон об отчуждении имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса.
В соответствии с каждым способом приватизации правительство принимало специальные положения.
Приватизация – возмездное отчуждение находящегося в собственности государства имущества в собственность физических и юридических лиц.
В приватизации могут участвовать иностранные лица. Для некоторых субъектов приватизация запрещена, например, для бюджетных учреждений.
Есть продавец. Как правило это фонд имущества.
Федеральное положение о положении федерального агенства по управлению государственного имущества. это агенство выполняет функции по управлению и по организации продажи имущества (но не продает).
Способы приватизации могут быть различны.
Ст. 13 ФЗ о приватизации содержит исчерпывающий перечень способов приватизации. Возможна приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия.
Имущество можно продать: конкурс, аукцион, внесение в качестве вклада в уставный капитал.
Если аукцион не состоялся, то можно перейти к другому способу приватизации: посредством публичного предложения. Если и так не получилось, то можно продать без объявления цены (закрытые предложения, о которых не знают другие участники, кто больше предложил).
Акции можно продать через конкурс, аукцион, вложить в уставный капитал, продажа акций по результатам доверительного управления.
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Способ определяет сам собственник.
Все сделки, совершенные с нарушением закона о приватизации, являются ничтожными.
2-й сесместр.
13.09.2011.
Защита прав и законных интересов предпринимателей.
Способы защиты, досудебный порядок урегулирования разногласий, рассмотрение споров с участием предпринимателей в арбитражном суде, третейское разбирательство, примирительные процедуры, медиация.
ФКЗ о судебной системе РФ 1996г, ФКЗ об арбитражных судах в РФ, ФКЗ о КС. ГПК в ред. на 2011. АПК. ФЗ об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ 2001г, закон 2002г о третейских судах в РФ, закон о международном коммерческом арбитраже 1993г, закон о торгово-промышленных палатах в РФ 1993г, закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010г. Программа подготовки медиаторов, 03.12.2010 Постановление Правительства. НК в части уплаты государственной пошлины, гл. 23.3 (часть II). Постановление КС от 26.05.2011 по делу о проверки конституционности положений п.1 ст.11 ГК, ст. 28 закона о регистрации прав на недвижимость №10-П.
Способы защиты:
Ст.12 ГК, защита гражданских прав вообще. Перечень открытый, могут быть иные способы, предусмотренные законом. Может быть непосредственная защита (без обращения к гос органам) и защита в форме иска. Непосредственная – добровольное восстановление нарушенного права нарушителем, самозащита, урегулирование конфликтов в претензионном порядке. Исковая – лицо просит суд восстановить его права.
Постановление верховного совета РФ, положение о претензионном порядке урегулирования споров, утратило силу в 1995г – требование о восстановлении нарушенного права организацией-нарушителем. В 90-е претензионный порядок был обязательным. Стороны должны были сами договориться до суда, суд освобождался от определенной части споров. Если стороны что-то забыли, например. Тогда спора нет, права восстановят, все хорошо.
Теперь претензионный порядок обязателен только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Ст.452 – внесение изменений в договор – предложение – ответ. Транспортное законодательство. КТМ, УЖТ, ВК, прочие.
Ныне почти всегда сторона может сразу идти в арбитражный суд.
Возмещение НДС – спора нет, но судебный порядок. Оо.
Арбитражный (государственный) суд. Не арбитраж в европейском смысле. Расчитаны на рассмотрение экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Рассматривают споры достаточно оперативно.
Возглавляет ВАС. Далее – Федеральные арбитражные суды округов (суды кассационной инстанции), в СПб – ФАС Северо-западного округа. Потом – арбитражные апелляционные суды. И арбитражные суды субъектов РФ – первая инстанция. У нас – арбитражный суд СПб и ЛО.
Порядок надзора ограничен.
Принципы деятельности арбитражных судов:
- независимость;
- законность;
- правильное применение законов;
- соблюдение правил о производстве;
Ст.6 АПК: разумные сроки производства и исполнения судебного акта;
- состязательность;
- независимость;
- объективность;
- беспристрастность;
- непосредственность (все доказательства непосредственно исследуются);
- гласность (по общему положению – заседания открытые, за рядом исключений – по решению председательствующего)
Подведомственность: 1) экономические споры и дела, возникающие из гражданских правоотношений. Споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности юр лицами и ИП. 2) из административных и иных публичных правоотношений – при наличии оснований (отнесенность ФЗ к подведомственности арбитражных судов), обычно это оспаривание правовых актов, актов гос органов. 3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выдача исполнительных листов. 4) приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. 5) специальная подведомственность дел: дела о несостоятельности (банкротстве), т.к. не исковое производство и дела по корпоративным спорам. Деятельность гос корпораций, защита деловой репутации… и другие дела, если законом это отнесено к подведомственности арбитражного суда. Ст. 225.1 АПК – корпоративные споры.
1ая инстанция – предъявление иска в суд 1й инстанции, форма и содержание искового заявления – в АПК. Рассматривают в срок не более 3 месяцев, включая срок на подготовку дела. Может быть продлен заявлением сторон или председателем суда, если дело особо сложное. До 6 месяцев.
Завершается принятием решения, которое может быть обжаловано в апелляционном порядке, пока не вступило в силу.
Арбитражный.
Потом – кассационная жалоба в течении 2х месяцев со дне вступления в законную силу решения.
Пересмотр в порядке надзора. Ст. 304 АПК. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов. Если нарушены права человека согласно международному праву и международным договорам. Нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или публичные интересы.
Действует ФЗ о третейских судах, альтернатива государственному суду, разрешение экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, если иное не установлено ФЗ. Но не установлено. Административные отношения третейский суд не рассматривает.
Преимущество перед гос юрисдикцией: существенно меньший срок с момента подачи заявления до вынесения решения, поскольку нет многозвенной структуры и инстанций. Размер третейского сбора ниже, чем гос пошлина. Зато там еще гонорар, и прочее, прочее. Есть положение третейских судов, где прайс-лист.
Возможность выбора сторонами третейского арбитра. Есть третейские суды 2 видов – для конкретного спора и постоянно действующие.
20.09.2011.
Соглашение о проведении процедуры медиации (стороны, когда решаеют, о чем спорят и кто медиатор) и медиативное соглашение (соглашение после процедуры медиации, с участием медиатора).
Медиативное соглашение подлежит исполнению сторонами добровольно. Это не лишает их права на обращение в суд. Такое соглашение может быть, после передачи дела в суд, утвержддено судом как мировое соглашение.
2 вида медиаторов: те, кот осуществляют эту деятельность на профессиональной основе и те, кто на непрофессиональной основе. Непрофессионалы – с 18 лет, дееспособные, не имеющие судимость.
Профессионалы – с 25 лет, высшее профессиональное образование, обучение по программе подготовки медиаторов (то, что в постановлении правительства).
Возможность создания медиаторами саморегулируемых организаций. Это европейская практика, и США.