Уважение — самый ценный, но и самый редкий дар
Проработав много лет бизнес-консультантом, я пришел к следующему выводу: главной причиной агрессивности профсоюзных активистов, текучести кадров, невыходов на работу, забастовок и связанных с ними проблем является недостаточно уважительное отношение менеджеров к персоналу.
Если вы менеджер, этот раздел вам вряд ли понравится. Он выставляет людей вашей профессии в не слишком хорошем свете. Но прочтите его, минимум, два раза, потому что в нем каждое слово — правда. Во многих компаниях персоналу уделяется намного меньше внимания, чем сырью, оборудованию и прочим неодушевленным предметам. Но неуважение к людям — это самое последнее дело. Те немногие менеджеры, которые умеют ладить с рабочими, пожинают замечательные плоды их лояльности и высокой производительности.
Позвольте рассказать вам об одном руководителе, который знает, как добиться максимума от своих людей н давно позабыл о проблемах, причиняющих головную боль большинству менеджеров. Его зовут Сэм Д, и он .чанимает пост главного управляющего большой фабрики-кухни в Теннесси.
Недавно я проводил исследования в его компании и познакомился с Сэмом достаточно близко. Работа его людей в основном скучна и монотонна. Производст-нснные операции однообразны и просты. Подготовка, по меньшей мере, половины работников занимает не Гюльше трех дней. Несмотря на невысокий уровень профессионализма, моральное состояние коллектива держится на неизменно высоком уровне. Почему?
Главная причина, по-моему, в том, что Сэм отдает шестистам работникам компании все, что у него есть Он одевается почти как простой рабочий. Минимум часа в день он проводит в цехах, общаясь с людьми, расспрашивая их о детях, обмениваясь шутками и не забывая похвалить за высокое качество продукции.
Сэм знает большинство рабочих по именам. Когда кто-нибудь из них попадает в больницу, он всегда находит время, чтобы навестить больного. Когда в семье работника кто-нибудь умирает, Сэм обязательно приходит на похороны выразить свои соболезнования. Мы все знаем, что поступки говорят громче слов, а поступки Сэма говорят громко и внятно: «Я вас уважаю».
Помимо прочего, Сэм выпускает хорошую еженедельную газету для персонала. Под словом «хорошая» я подразумеваю, что основное внимание уделяется событиям, которые действительно интересуют работников кто получил повышение, кто женился, у кого прибавление в семействе, кого проводили на пенсию, кто праздновал день рождения. К сожалению, большинство руководителей высшего звена считают эти и многие другие вещи несущественными. Как-то я спросил Сэма где он научился этой замечательной методике дарения которая позволяет ему поддерживать высокий моральный дух в коллективе, несмотря на тяжелые условия работы.
— Дело в том, — объяснил он, — что я вырос этом городе. Мой отец всю жизнь проработал в компании, но так и не поднялся выше первой ступеньки служебной лестницы. Однако он сумел скопить достаточно денег, чтобы я мог поступить в университет, получил специальность инженера-технолога и принял решение вернуться домой и найти работу в компании отца. Моей целью стало радикальное изменение ствующего положения дел. Еще мальчишкой я слыша как отец жаловался на то,- что высшее руководство их норирует проблемы работников и отказывается выполнять их требования, на высокий уровень травматизм
на производстве, низкие заработки, ужасающие условия труда и полное отсутствие уважения начальников к подчиненным. После получения диплома я пришел сюда, получил место младшего менеджера и принялся продвигаться вверх. Постепенно мое влияние росло и я получал все больше возможностей в плане улучшения условий труда. Пять лет назад меня назначили главным управляющим, но я все равно остался для рабочих своим человеком. Все, конечно, знают, что я получаю в несколько раз больше, чем самые высокооплачиваемые рабочие на производстве, но не имеют ничего против. Они любят меня, потому что я не пытаюсь ставить себя ныше других. Я глубоко убежден, — подчеркнул он, — что в глазах Господа все мы созданы равными. Видите ли, я считаю, что своим успехом обязан прежде всего благожелательному отношению ко мне рабочих, которые хорошо знали моего отца. Я такой же, каким был он, и мое инженерное образование не дает мне права считать себя лучше остальных. Я уважаю каждого из моих людей, потому что каждый из них играет пусть незаметную, но очень важную роль в нашей команде. Они чувствуют это уважение и не жалуются, когда порой приходится отрабатывать две смены подряд или выполнять неприятные задания. Дело в том, — сказал в заключение Сэм, — что красивые и дорогие подарки, конверты с деньгами или дополнительные льготы не могут повысить уровень лояльности человека. Но, проявляя уважение, я показываю, что забочусь о каждом работнике и считаю его личностью.