Задачи анализа финансовых результатов деятельности
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль предприятия получается главным образом от реализации продукции, работ, а также от других видов деятельности, например, от сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на финансовых и валютных биржах и т.д.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. В количественном выражении она представляет собой разность чистой выручки (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли.
Задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
Ø изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
Ø контроль за выполнением планов реализации продукции и получением
прибыли;
Ø определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на
финансовые результаты;
Ø выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности;
Ø оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
Ø разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
Классификация прибыли
В процессе анализа хозяйственной деятельности показатели прибыли в зависимости от классификационного признака можно рассматривать по следующим видовым группам:
1. По видам хозяйственной деятельности различают:
· прибыль от основной (операционной) деятельности;
· прибыль от инвестиционной деятельности;
· прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают:
· маржинальная прибыль – это разность между выручкой-нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
· прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; прибыль от продаж (прибыль от реализации) рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции;
· прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов), она характеризует общий финансовый результат;
· чистая (нераспределенная) прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:
· прибыль от обычной (традиционной) деятельности;
· прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного
предприятия.
4. По характеру налогообложения различают:
· налогооблагаемую прибыль;
· не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
5. По степени учета инфляционного фактора различают:
· номинальную прибыль;
· реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится:
· бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
· экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на:
· капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
· потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, вознаграждения персоналу предприятия по итогам года, а также на финансирование социальных программ.
Анализ формирования и использования прибыли предполагает
следующие этапы:
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
3. Анализ финансовых результатов от прочей реализации и от прочих видов
деятельности.
4. Анализ уровня среднереализационных цен.
5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
6. Анализ распределения и использования прибыли.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.