Методика и методы экономического анализа
Методика – это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Методику экономического анализа можно определить как систему способов и правил проведения аналитического исследования, направленного на достижение поставленной цели анализа.
Построение любой методики экономического анализа должно быть ориентировано на соблюдение последовательности действий, связанных с определением:
1. Целей и задач анализа
2. Объектов анализа
3. Системы показателей
4. Последовательности и периодичности исследования
К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов, приемов, методов исследования.
К стандартным приемам анализа финансовой отчетности относятся следующие:
1. Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей. Бухгалтерский баланс служит информационным источником данных о финансовом и имущественном состоянии организации. В нем зафиксированы итоги хозяйственной деятельности к моменту его составления.
2. Горизонтальный (динамический) анализ финансовой отчетности. Позволяет провести сравнение показателей во времени. Для этого рассчитываются абсолютные и относительные изменения. Абсолютные изменения (прирост или уменьшение) рассчитываются в виде разницы между значениями показателей за предыдущий период. Относительные изменения определяются в виде отношения значения показателя за отчетный период и значения показателя за предыдущий период. Относительные изменения называются темпом роста (это либо коэффициент либо процент).
3. Вертикальный (структурный) анализ. Дает возможность сравнить абсолютные величины отдельных показателей, которые формируют совокупный итоговый показатель (суммой внеоборотных и оборотных активов, готовой продукции и т.п.) А также сопоставить относительные характеристики отдельных показателей, установив удельный вес (долю) каждого в их общей итоговой величине.
4. Структурно-динамический анализ выявляет изменения (структурные сдвиги) удельного веса или доли отдельного показателя на конец периода с его удельным весом на начало периода.
5. Трендовый анализ.
6. Коэффициентный анализ. Широко применяется для изучения бухгалтерской отчетности. Коэффициенты – это относительные показатели, которые подразделяются на 2 группы: коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения показывают какой удельный вес показатель составляет от итога группы показателей. Коэффициенты координации представляют собой качественные характеристики, отражающие соотношение разных по существу абсолютных показателей.
Можно выделить четыре основные группы финансовых коэффициентов координации:
1. Рентабельности
2. Оборачиваемости
3. Финансовой устойчивости
4. Ликвидности и платежеспособности
Учебник Савицкая «Экономический анализ».
На определенных этапах экономического анализа используются разные методы исследования хозяйственных процессов и их результатов.
На этапе логического осмысления используются качественные методы экономического анализа. Они позволяют установить возможность наличия взаимосвязи между исходными показателями на начальном этапе любой методики анализа, они применяются и на заключительном этапе анализа – обобщения и оценки полученных результатов.
С помощью количественных методов экономическая информация обрабатывается, преобразуется, систематизируется, определяется влияние факторов, подсчитываются неиспользованные резервы, делаются выводы и т.п.
Количественные методы экономического анализа подразделяются на традиционные и экономико-математические методы.
Количественные методы экономического анализа | |
Традиционные (статистические) | Экономические |
1.Статистическое наблюдение 2.Абсолютные и относительные величины 3.Средние величины 4.Ряды динамики 5.Балансовый метод 6.Группировка показателей 7.Графический 8.Сравнение 9.Индексный 10.Цепный подстановок 11.Абсолютных разниц 12.Относительных разниц 13.Интегральный 14.Логарифмирование 15.Дифференцирование | 1.Элементарной математики 2.Классические методы 3.Математического анализа 4.Математическая статистика 5.Эконометрические 6.Математического программирования 7.Методы исследования операций (управления запасами, теория игр и другие) 8.Эвристические методы |
Традиционные методы используются для предварительной обработки информации, для систематизации, для сравнения экономических показателей, исследования показателей динамики, проведения факторного анализа функциональных зависимостей.