Формы и механизмы предоставления краткосрочной финансовой поддержки предприятиям из бюджетов
Форма краткосрочной Финансовой поддержки | Механизмы | |
Прямые трансферты | ||
Бюджетный кредит | Перечисление средств в распоряжение предприятия-заемщика на его счет в банке-агенте или в Федеральном казначействе | |
Субсидирование процентов | Возмещение части процентных платежей по банковскому кредиту | |
Внебалансовые обязательства бюджетов | ||
Бюджетные гарантии | Предоставление бюджетных гарантий по банковским кредитам | |
Скрытые трансферты | ||
Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов | Кредитование путем временного уменьшения обязательств перед бюджетом | |
Налоговые кредиты | ||
Вынужденное налоговое кредитование | Просроченная задолженность предприятий перед бюджетом по уплате налогов | |
Государственная краткосрочная кредитная поддержка предприятий и организаций в течение последних десяти лет в РФ осуществлялась в следующих формах (табл. 42).
Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств – возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению[145].
Бюджетная финансовая помощь предоставляется предприятиям на льготных условиях, что делает ее особенно привлекательной, бюджетные и налоговые кредиты предоставляются, как правило, под проценты ниже ставки рефинансирования (в зависимости от вида кредита и субъекта кредитования от 1/4 до 3/4 ставки рефинансирования).
В процессе предоставления краткосрочной финансовой поддержки из бюджета банки могут выступать как в роли гарантов, так и агентов-посредников, выполняющих чисто технические функции, а также в роли непосредственных кредиторов (в случае субсидирований процентных ставок). Наибольшие риски банки несут, предоставляя банковские гарантии под бюджетные кредиты[146], наименьшие – при выполнении агентских функций. Большое значение для усиления контроля за использованием бюджетных средств имеет переход на казначейскую систему исполнения бюджетов. Роль банков и их риски соответственно повышаются, когда государство предоставляет бюджетную поддержку предприятиям путем возмещения разницы в процентных ставках, здесь решение о предоставлении кредита принимает банк-кредитор, а разница в процентных ставках возмещается из бюджета только при фактическом предоставлении банком кредита.
Отличительная черта краткосрочной бюджетной поддержки – дифференцированный подход к предприятиям-претендентам при ее распределении, последствия применения которого могут оцениваться неоднозначно. С одной стороны, оказывая финансовую поддержку, государство учитывает социальную значимость предприятия, поддерживает уровень занятости. С другой стороны, таким образом может ослабляться механизм конкуренции, создаваться ситуация, когда «на плаву» искусственно поддерживаются неэффективные предприятия, которые в противном случае должны покинуть рынок. Бюджетная помощь может создать тепличные условия для предприятия и тогда появляется серьезный стимул заняться вместо «поиска прибыли» «поиском ренты» – государственных льгот и привилегий[147].
Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств – возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению[148].
Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом регулируется Налоговым кодексом РФ, который предусматривает следующие формы краткосрочной финансовой поддержки предприятий и организаций в виде временного уменьшения обязательств перед бюджетом:
- отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов;
- налоговые кредиты.
Решение о предоставлении предприятию (организации) кредита в виде отсрочки, рассрочки платежа по налогам и сборам, а также налогового или инвестиционного налогового кредита принимают финансовые органы различных уровней в зависимости от статуса налога (федеральные, региональные, местные). Налоговый кодекс устанавливает конкретные основания для предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов, налогового кредита (табл. 43).
Таблица 43