Практика баланса конкуренции и сотрудничества
Уровень сотрудничества и возможности координации между партнерами альянсов часто зависит от отсутствия конкуренции между ними. Эта точка зрения согласуется с традиционной экономической теорией, рассматривающей конкуренцию и сотрудничество как противоположности.
В случае единичного отношения между двумя фирмами на рынке сотрудничество и конкуренция, действительно, являются полярными противоположностями. Сотрудничество между субъектами уменьшается всякий раз, когда возрастает конкуренция. В более сложных ситуациях соотношение конкуренции и сотрудничества зависит от совокупности всех аспектов взаимоотношений между организациями, включая ожидание выгод от сотрудничества, отношения с третьей стороной и т. д.
В многосторонних отношениях два субъекта сталкиваются друг с другом более, чем в одной области. Сотрудничество в одной сфере может способствовать росту сотрудничества в другой. Соответственно, конкуренция в одной сфере сокращает сотрудничество в другой. Причина для подобной связи проста. Когда одна фирма получает выгоду от сотрудничества с другой фирмой по конкретному проекту, то существует меньше шансов на то, что каждая из них будет вести себя нечестно по отношению друг к другу в иных областях. Такая зависимость важна, поскольку многосторонние отношения широко распространены.
Баланс сотрудничества и конкуренции между партнерами может оказаться под влиянием внешних факторов. Когда каждая из двух организаций по отдельности строит свои отношения с третьей стороной, косвенный эффект данного взаимодействия может оказаться неоднозначным. Сотрудничество между двумя фирмами может возрасти при их сотрудничестве с третьей стороной. Но сотрудничество может также возрасти, когда две стороны конкурируют с общей для них третьей стороной. Возможно, общий соперник стимулирует более тесное сотрудничество. В обоих случаях две фирмы согласуют свое отношение к третьей стороне. Воздействие отношений с третьей стороной имеет важное значение в условиях современной коллективной конкуренции.
Указанные стороны взаимодействия партнеров оказывают непосредственное влияние на формирование гибридной стратегии фирм и ее результаты. Ее реализация происходит в сферах сотрудничества и конкуренции создаваемых альянсов, о чем свидетельствует табл. 5.3.
Практика показывает,что новейшие технологии, включая системные инновации, могут развиваться в рамках альянсов при условии, что в гибридных стратегиях их участников преобладает стратегия сотрудничества, а партнеры имеют уникальные компетенции и инвестируют достаточно средств по их поддержанию и расширению для сохранения стратегической позиции в альянсе.
Конкретные решения по определению соотношения стратегий сотрудничества и конкурентной опоры на собственные силы в области развития технологий должны исходить из того, что никогда не следует передавать другой организации свои основные компетенции, которые лежат в основе стратегического преимущества. Фирмы должны концентрировать свои ресурсы на группе основных компетенции (функций), в то же время пользуясь услугами партнеров по вспомогательным.
Таблица 5.3. Примеры гибридной стратегии
Участники МСА | Область сотрудничества | Область конкуренции |
Xerox и Fuji Xerox | Большая часть технологии копирования Маркетинг машин в США и Азии Технология принтеров и глобальные продажи | Часть технологии копирования Производство компонентов |
Honеywell и Yamatake- Honeywell | НИОКР по промышленным процессам | Маркетинг в странах Азии |
HP и Yokogawa - HP | Продажа компьютеров в Японии НИОКР по оборудованию для испытания полупроводников | |
Fujitsu и Amdahl | Разработка технологии крупных компьютеров | Некоторые виды производства |
IBM и Toshiba | НИОКР | Продажа компьютеров «ноутбук» |
Sun и Fujitsu | НИОКР по разработке микропроцессоров Проектирование архитектуры SPARC | Производство микропроцессоров Продажа рабочих станций в Японии |
HP и Hitachi | НИОКР по разработке микропроцессоров трансфер-технологий | Производство микропроцессоров Продажа рабочих станций в Японии |
IBM и Apple | Архитектура PowerPC | Продажа ПК и операционных систем |
IBM и Motorola | Архитектура PowerPC НИОКР по разработке микропроцессоров | Производство и продажа микропроцессоров |
Источник: В. Gomes-Cossers. The Alliance Revolution. The New Slope of Business Rivalry. Harvard University Press, Cambridge/Mass., 1996.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный менеджер должен формулировать стратегию фирмы, исходя из отраслевых особенностей и условий конкуренции в ней, конкурентоспособности самой фирмы, ее рыночной позиции и возможностей, перспектив построения цепочки ценностей в международном масштабе. Необходимо четко понимать, что некоторые стратегии в большей степени соответствуют сложившимся и прогнозируемым условиям развития внешней и внутренней среды, чем другие. Задача международного менеджера состоит в разработке (возможно комбинированной) стратегии, наилучшим образом соответствующей типам возникающих проблемных ситуаций.
Выделяются следующие этапы работы, ведущие к успешному решению этой задачи: анализ внешней среды и конкурентного положения фирмы, разработка стратегических альтернатив, соответствующих возможностям фирмы, выбор оптимальной стратегии. Особое внимание при разработке международной стратегии следует уделять учету национальных конкурентных преимуществ и координации деятельности МНК в международном масштабе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое корпоративная стратегия?
2. Какие проблемы должна решать компания в процессе интернационализации?
3. Какие причины приводят к интернационализации деятельности МНК?
4. Чем отличается многонациональная конкуренция от глобальной?
5. Как связан выбор международной стратегии с условиями конкуренции и возможностями фирмы?
6. Что такое стратегическое планирование?
7. Какие требования предъявляются к совокупности стратегических решений?
8. Какие проблемы в международной фирме относятся к числу стратегических?
9. В чем заключаются особенности целей международной фирмы?
10. Что означает требование внутренней и внешней непротиворечивости целей?
11. Каковы основные виды стратегических решений, в чем их различия?
12. В чем проявляется специфика исследования отрасли международной фирмой?
13. Какова роль допущений и мнений руководства фирмы в планировании?
14. Каковы основные факторы развития международной фирмы, существенные для анализа ее внутренних возможностей?
15. Как характеризуются финансовые ресурсы развития международной фирмы?
16. Как характеризуются трудовые ресурсы развития международной фирмы?
17. Как характеризуются производственные ресурсы развития международной фирмы?
18. В чем заключается влияние внешней среды на потенциал международной фирмы?
19. Что определяет репутацию фирмы?
20. Какова структура анализа условий в осваиваемых фирмой странах?
21. По каким аспектам проводится анализ стратегических альтернатив деятельности фирмы за рубежом?
22. По каким аспектам проводится анализ стратегических альтернатив деятельности фирмы в стране базирования?
23. Какие задачи необходимо решить при организации стратегического планирования?
24. На какой организационной основе осуществляется стратегическое планирование?
25. Как фиксируются и реализуются правила функционирования структуры стратегического планирования в международной фирме?
26. Кто и как реализует задачи стратегического планирования в фирме?.
27. Как влияют на осуществление функций по планированию межстрановые культурные различия?
28. Какую специфику вносит выход фирмы на международный рынок в информационное обеспечение стратегического планирования?
Часть 3
Управление
Финансами
И инвестициями
В международных
Фирмах
Глава 6