Формы и методы контроля деятельности гос.органов власти
Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:
- установление стандартов деятельности системы;
-измерение достигнутых результатов;
-корректировка управленческих процессов.
Государственный контроль - форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов, издаваемых ОГВ.
Виды гос контроля в управлении:
- общий (Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов федерации).
- специальный (Проверка определенного вида деятельности. Финансовый контроль, контроль за состоянием правопорядка)
-Внешний (контроль, осуществляемый субъектами, организационно и функционально независимыми в своей деятельности от органов государственной власти РФ) и Внутренний (в рамках системы ОГВ: - надлежащего исполнения нижестоящими лицами решений вышестоящих);
Методы осуществления контроля:
· анализ документов
· заслушивание отчетов должностных лиц,
· изучение объекта контроля на месте
· аттестация
Функции государственного контроля осуществляют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительство РФ как орган общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительство РФ:
· вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
· направляет в законодательные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов.
· разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон).
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль. Например, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют отраслевой (внутриведомственный) контроль, т.е. контроль по отраслям и сферам своей деятельности:
· в финансово-экономической сфере контроль осуществляют - министерства финансов, экономики, Центральный банк России (жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств). В связи с этим министерствам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля.
Среди федеральных органов контроля за деятельностью органов исполнительной власти следует отметить Счетную палату, Прокуратуру, Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др.
Прокуратура представляет единую, федеральную и централизованную систему, которая не принадлежит ни к одной из ветвей власти.
Направления деятельности Прокуратуры:
1) надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Счетная палата РФ – парламентский орган финансового контроля в РФ.
Основное направление деятельности – контроль за исполнением федерального бюджета.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии.