Законодательная база аудита.

ГАОУ СПО СО

«Уральский радиотехнический колледж им. А.С.Попова»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине

«АУДИТ»

Для специальности

Операционная деятельность в логистике

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….
Контроль и аудит…………………………………………………………………………………
Содержание и цель аудита……………………………………………………………………….
Виды аудита………………………………………………………………………………………
Законодательная база аудита…………………………………………………………………….
Планирование аудита…………………………………………………………………………….
Договор на проведение аудита…………………………………………………………………..
Программа аудита………………………………………………………………………………..
Аудиторское заключение………………………………………………………………………..
Аудиторские доказательства…………………………………………………………………….
Методы проведения аудиторских проверок……………………………………………………
Существенность и значимость в аудите………………………………………………………..
Аудиторский риск и его оценка…………………………………………………………………
Аудит учредительных документов формирования уставного капитала……………………..
Аудит расчетных операций……………………………………………………………………..
Аудит основных средств…………………………………………………………………………
Аудит производственных запасов………………………………………………………………
Аудит готовой продукции……………………………………………………………………….
Аудит финансовых результатов…………………………………………………………………

Введение.

Профессия бухгалтера – аудитора появилась в 19 веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы были вынуждены искать стороннего специалиста, который мог дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия. Закон об обязательном аудите вышел:

в Англии – в 1862году; во Франции - 1867 году; в США – в1934 году.

Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.

В Росси предпринимались попытки создания института присяжных бухгалтеров в 1891и 1909.

1928 году был создан институт государственных бухгалтеров – экспертов.

Но в условиях централизованной экономики потребность в независимом финансовом контроле не возникала, т.к. контроль осуществлялся вышестоящими организациями (министерствами и ведомствами).

В настоящее время в России действует комиссия по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Необходимость создания аудиторской службы в современной России возникла по нескольким причинам:

1. изменение структуры управления;

2. ликвидация системы ведомственного контроля;

3. финансовая и хозяйственная самостоятельность многих предприятий;

4. разгосударствление экономики и переход на рыночные отношения, при которых любой собственник непосредственно заинтересован в эффективности финансовой деятельности, достоверности учета и отчетности.

Владельцу не только самому важно знать финансовое положение, но и доказать государству его эффективность, а так же убедить в этом третьих лиц, с которыми предприятие вступает в финансовые отношения. Т.к. в рыночной экономике интересы администрации предприятия и пользователей информации (собственники, ИФНС) не совпадают, то достоверные результаты ФХД может дать только независимый эксперт, т.е. аудитор.

Контроль и аудит.

Контроль – это проверка исполнения тех или иных финансово – хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Контроль является одной из основных функций управления.

По цели и методам осуществления контроль делят на следующие виды:

1. Ревизия – это всесторонняя и глубокая проверка производственно – финансовой и коммерческой деятельности. Цель – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Основная задача – выявление финансовых и хозяйственных нарушений, хищений и злоупотреблений при использовании всех видов ресурсов, определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению.

2. Тематическая проверка – контроль отдельной экономической тематики.

3. Финансово-экономический анализ – один из основных способов контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты деятельности предприятия.

4. Аудит – это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, баланса и финансовых отчетов.

5. Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте.

Содержание и цель аудита.

Аудит – внешний независимый финансовый контроль, который осуществляется независимыми аудиторами, не работающими на предприятии.

Кроме контроля аудиторские фирмы и аудиторы могут оказывать следующие услуги:

· постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

· составлению деклараций о доходах;

· расчет и оформление налоговой и бухгалтерской отчетности;

· проводить анализ ФХД;

· консультировать по вопросам налогового, банковского и иного законодательства;

· проводить обучение по профилю своей деятельности.

Основная цель аудиторской деятельности – это установление достоверности во всех аспектах бухгалтерской и финансовой отчетности и проверка соответствия всех финансовых и хозяйственных операций в части их отражения в бухгалтерском учете нормативным актам РФ.

Эта цель достигается проверкой следующих сторон деятельности, которые являются объектом аудита:

· организационная

· экономико-правовая;

· производственно-хозяйственная деятельность и ее финансовые результаты

· состояние расчетно-платежной дисциплины.

Субъектами исследования (кто проверяет) являются аудиторы и аудиторские фирмы.

Аудитор должен быть высококвалифицированным специалистом в области бухгалтерского учета, права и аналитических исследований.

Аудит, как наука, совершенствуется и изменяется в соответствие с изменениями экономических и правовых основ государства.

В настоящее время выделяются новые направления развития аудита:

1. смещение деятельности аудита с контрольно-ревизионных функций на оказание оценочно-консультационных услуг.

2. в аудиторском заключении должна быть не только подтверждение правильности финансовой отчетности, но также анализ и прогнозирование развития предприятия.

3. кроме оценки действий учетного персонала, должна оцениваться сама система учета.

4. выявление предпринимательского риска и риска инвесторов.

5. усиление роли внутреннего контроля в аудиторских проверках.

6. рост ответственности аудитора перед клиентами

7. контроль качества услуг аудитора.

8. Правовая и страховая защита аудитора.

Виды аудита.

По субъектам (кто проводит) проведения выделяют два основных вида аудита:

Внешний аудит.

Проводится по договору с аудиторской фирмой, лицами, независимыми по отношению к предприятию и имеющими лицензию на право ведения аудиторской деятельности. Третьими лицами, т. е. заказчиками внешнего аудита, могут быть налоговые службы, правоохранительные органы, собственники, кредиторы, инвесторы, вышестоящие организации. Внешний аудит является периодическим, осуществляется примерно 1 раз в год.

Основными задачами внешнего аудита являются:

1. составление заключения о степени достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности,

2. оценка соответствия деятельности действующему законодательству,

3. определение уровня организации и качества бухгалтерского учета,

4. проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ и услуг), расчета и распределения прибыли.

5. Проверка своевременности и правильности расчета с бюджетом поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, рабочими и служащими.

6. Оказание помощи в повышении эффективности деятельности клиентов, защите интересов собственников и государства.

7. оценка и анализ активов и пассивов предприятия.

8. консультирование по правовым организационно- экономическим вопросам.

9. обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами.

Внутренний аудит.

Это необходимый элемент управленческого контроля на предприятии, который осуществляется специалистами, работающими в данной отрасли. Внутренний аудит проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, а также службы экономического контроля предприятия, которые назначаются вышестоящими организациями, акционерами или собственниками. Внутренний аудит, как часть внутрихозяйственного контроля должен быть непрерывным.

По отношению к внешнему аудиту является важным элементом оценки качества информационной базы, т.к. внешние аудиторы в своей деятельности используют результаты внутреннего контроля.

Цель внутреннего аудита – удовлетворение информационных потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы. Проводится для повышения эффективности производства и выявления резервов улучшения финансового состояния предприятия.

Задачи внутреннего аудита:

1. Проверка состояния экономики предприятия и всех его подразделений, включая филиалы.

2. Анализ выполнения планов по всем видам деятельности.

3. контроль сохранности имущества предприятия.

4. проверка исполнительской дисциплины,

5. выявление излишков и ликвидация задолженностей по недостачам.

В зависимости от поставленных целей выделяют 3 вида аудиторских проверок:

1. Аудит финансовых отчетов. Ограничивается контролем объективности и достоверности публичной отчетности предприятия.

2. Аудит на соответствие установленным требованиям. Проверяется:

· Соответствует ли деятельности предприятия его уставу,

· Правильность начисления средств на оплату труда,

· Обоснование затрат на себестоимость продукции, работ и услуг.

Критерием такого аудита являются государственные законы, указы, правила, а также внутренние документы (приказы, устав и учетная политика предприятия, решения собраний учредителей).

3. Аудит хозяйственной деятельности. Это всесторонний анализ эффективности производства и административного управления.

Аудит в зависимости от заинтересованности пользователейинформации делят на два вида:

1. Инициативный (добровольный) аудит проводится по желанию и инициативе экономического субъекта с целью выявления недостатков в финансово – хозяйственной деятельности, бухгалтерском учете и отчетности для выявления резервов, повышения эффективности работы предприятия.

Может проводиться в рамках внутреннего и внешнего аудита.

2. Обязательный аудит. Осуществляется на основании ст.7 ФЗ об аудите в соответствие с которой субъект обязан пригласить независимого аудитора 1 раз в год для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Обязательный аудит в соответствии со ст.5 ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 осуществляется в случаях, если:

1. организация является ОАО

2. является кредитной или страховой организацией, товарной или фондовой биржей,

инвестиционным или государственным внебюджетным фондом.

3. объем выручки за 1 год превышает 400 миллионов рублей,

4. сумма активов баланса на конец отчетного превышает 60 миллионов рублей.

Законодательная база аудита.

В РФ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с:

1. Федеральным законом РФ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года с приложениями и изменениями на 04.03.2014г.

2. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г №696 « об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями на 22.12.2011 г. N 1095. Аудиторская деятельность может регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему закону.

Постоянную работу по регулированию аудиторской деятельности проводят:

1. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности при правительстве РФ. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства об аудите, контроль качества аудита, а также разработку правил и стандартов

2. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Создан для разработки документов и для учета мнения участников рынка аудиторских услуг.

3. Саморегулируемые организации аудиторов. Это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Наши рекомендации