Понятие и сущность корпоративного управления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рабочая учебная программа | |
Курс лекций: | |
Тема 1. Введение в курс «Корпоративное управление» | |
Тема 2. Модели и современная практика корпоративного управления | |
Тема 3. Специфика и механизм функционирования корпораций. | |
Тема 4. Органы управления корпорацией | |
Тема 5. Раскрытие информации | |
Тема 6. Корпоративные конфликты | |
Тема 7. Корпоративная культура | |
Тема 8. Финансовые аспекты корпоративного управления | |
Методические указания | |
Контроль знаний: | |
Тест по курсу в целом и основным темам курса | |
Перечень контрольных вопросов для экзамена по курсу | |
Сведения о ППС | |
Деловые игры, хозяйственные ситуации и задачи по курсу | |
Использование инновационных методов | |
Глоссарий |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель изучения курса «Корпоративное управление» состоит в том, чтобы дать изучающим знания по управлению деловой организацией в условиях рынка, а также основными приемами повышения эффективности деятельности корпорации с учётом преимуществ корпоративного управления. Учебная дисциплина «Корпоративное управление» преследует следующие цели: - сформировать у студента систему знаний о теоретических и практических аспектах корпоративного управления. - дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий сущность и содержание корпоративного управления. Основными задачами дисциплины в соответствии с требованиями, предусмотренными государственным стандартом высшего профессионального образования, являются: - получение устойчивых знаний в области используемых в корпоративном управлении методических подходов, научного инструментария. - овладение методами принятия оптимальных решений. |
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать для успешного освоения дисциплины «Корпоративное управление » сущность предмета корпоративного управления, объекта и условий в которых функционирует современная корпорация, специфику и механизм функционирования корпораций в России; основные модели корпоративного управления, существующие в мировой практике, исторические корни корпоративного управления. |
Студент должен уметь датьобъективный анализ деятельности организации и особенностей её финансовых аспектов, определять направления изменений в организации с учётом изменений, происходящих во внешней среде; должен разбираться в современных тенденциях развития корпоративного управления и контроля в России, уметь применять полученные знания нормативно-правовой базы в вопросах разрешения корпоративных конфликтов. |
Студент должен иметь представление о корпоративной форме ведения бизнеса, структуре управления корпорацией, вопросах формирования рациональной системы управления корпорацией и ее контроля, принципов и факторов её построения, экономической целесообразности внедрения стандартов корпоративного управления, методах защиты прав и интересов акционеров. |
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) магистра экономики: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); - способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Экономическая теория, Корпоративные финансы, Макроэкономика, Экономика организации, Управление портфелем ценных бумаг, Государственный и муниципальный финансовый контроль, Финансовый менеджмент. |
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
очная форма обучения
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-14 15-18 | Модуль 1 «Сущность корпоративного управления. Корпоративный контроль: виды и характеристика» Лекция «Сущностные черты и отличительные особенности корпоративного управления»: факторы, влияющие на систему корпоративного управления, значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм. Лекция «Эволюция теорий корпоративного управления»: основные условия и причины возникновения корпоративного управления, теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов (сравнительный анализ). Модуль 2 «Модели и современная практика корпоративного управления и контроля» Лекция « Характеристика моделей корпоративного управления»: (англо-американская, германская и японская), их особенности; сравнительный анализ моделей; становление корпоративного управления в России. Лекция «Модели корпоративного контроля»: корпоративный контроль в хозяйственных обществах. Внутренний и внешний контроль. Трансформация корпоративного контроля в российских компаниях. Модуль 3«Специфика и механизм функционирования корпораций» Лекция «Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта»: организационные типы построения корпоративных структур. «Особенности функционирования корпораций в России»: специфика формирования корпоративных отношений в России, корпоративное право в России.. Лекция «Органы управления корпорацией»: общее собрание акционеров; состав, структура и компетенция совета директоров; формирование и прекращение полномочий исполнительных органов корпорации. Взаимодействие между органами управления корпорации»: акционеры и заинтересованные лица; Комитеты совета директоров; Независимый директор и Корпоративный секретарь; взаимодействие Совета директоров и Исполнительных органов корпорации. Модуль 4 «Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации и интеграционных процессов» Лекция «Организационные типы построения корпоративных структур»: Механизм построения организационной структуры корпорации. Виды и типы интеграции. Стратегии интеграционного развития. Модуль 5 «Раскрытие информации» Лекция« Понятие и цели раскрытия информации»: основные этапы раскрытия информации, совершенствование системы раскрытия информации. Раскрытие информации эмитентами. Раскрытие финансовой информации. Годовой отчет. Модуль 6 «Корпоративные конфликты и культура их разрешения» Лекция «Понятие и типы корпоративных конфликтов»: основные участники, методы защиты от недружественных поглощений. Корпоративные конфликты: пути их решения. Урегулирование корпоративных конфликтов. Аспекты корпоративной культуры. Культура поведения в конфликтной ситуации. Модуль 7 «Финансовые аспекты корпоративного управления» Лекция «Сущность, принципы, общие функции финансов корпорации»: финансовое планирование и стратегии роста корпорации, управление финансовой устойчивостью корпорации. | М Д П ПБ М Д П Д Э П ПБ М ПБ М Д | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ОК-8 ПК-4 ПК-7 ПК-2 ПК-4 ОК-1 ПК-7 ПК-3 ОК-8 ОК-1 ПК-3 ПК-7 ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-3 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК7 | ||
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары | |||||
1-2 3-5 6-9 7-8 9-11 12-13 14-16 17-18 | Модуль 1 «Сущность корпоративного управления. Корпоративный контроль: виды и характеристика» Практическое занятие «Сущностные черты и отличительные особенности корпоративного управления»: факторы, влияющие на систему корпоративного управления, значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм. Практическое занятие «Эволюция теорий корпоративного управления»: основные условия и причины возникновения корпоративного управления, теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов (сравнительный анализ). Модуль 2 «Модели и современная практика корпоративного управления и контроля» Практическое занятие « Характеристика моделей корпоративного управления»: (англо-американская, германская и японская), их особенности; сравнительный анализ моделей; становление корпоративного управления в России. Практическое занятие «Модели корпоративного контроля»: корпоративный контроль в хозяйственных обществах. Внутренний и внешний контроль. Трансформация корпоративного контроля в российских компаниях. Модуль 3«Специфика и механизм функционирования корпораций» Практическое занятие «Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта»: организационные типы построения корпоративных структур. «Особенности функционирования корпораций в России»: специфика формирования корпоративных отношений в России, корпоративное право в России.. Практическое занятие «Органы управления корпорацией»: общее собрание акционеров; состав, структура и компетенция совета директоров; формирование и прекращение полномочий исполнительных органов корпорации. Взаимодействие между органами управления корпорации»: акционеры и заинтересованные лица; Комитеты совета директоров; Независимый директор и Корпоративный секретарь; взаимодействие Совета директоров и Исполнительных органов корпорации. Модуль 4 «Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации и интеграционных процессов» Практическое занятие «Организационные типы построения корпоративных структур»: Механизм построения организационной структуры корпорации. Виды и типы интеграции. Стратегии интеграционного развития. Модуль 5 «Раскрытие информации» Практическое занятие« Понятие и цели раскрытия информации»: основные этапы раскрытия информации, совершенствование системы раскрытия информации. Раскрытие информации эмитентами. Раскрытие финансовой информации. Годовой отчет. Модуль 6 «Корпоративные конфликты и культура их разрешения» Практическое занятие «Понятие и типы корпоративных конфликтов»: основные участники, методы защиты от недружественных поглощений. Корпоративные конфликты: пути их решения. Урегулирование корпоративных конфликтов. Аспекты корпоративной культуры. Культура поведения в конфликтной ситуации. Модуль 7 «Финансовые аспекты корпоративного управления» Практическое занятие «Сущность, принципы, общие функции финансов корпорации»: финансовое планирование и стратегии роста корпорации, управление финансовой устойчивостью корпорации. | М Д П ПБ М Д П Д Э П ПБ М ПБ М Д | ОК-1 ОК-1 ПК-1 ОК-6 ПК-2 ОК-1 ОК-8 ОК-14 ОК-13 ПК-3, ПК-1 ПК-2 ПК-9, ПК-3 ПК-3 ПК-2 ПК-1 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекция «Сущностные черты и отличительные особенности корпоративного управления»: факторы, влияющие на систему корпоративного управления, значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм. Лекция «Органы управления корпорацией»: общее собрание акционеров; состав, структура и компетенция совета директоров; формирование и прекращение полномочий исполнительных органов корпорации. Взаимодействие между органами управления корпорации»: акционеры и заинтересованные лица; Комитеты совета директоров; Независимый директор и Корпоративный секретарь; взаимодействие Совета директоров и Исполнительных органов корпорации. Лекция «Организационные типы построения корпоративных структур»: Механизм построения организационной структуры корпорации. Виды и типы интеграции. Стратегии интеграционного развития. | М Д П | ОК-1 ОК-11 ОК-13, ОК-15, ПК-3 | |||
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары | |||||
Практическое занятие «Эволюция теорий корпоративного управления»: основные условия и причины возникновения корпоративного управления, теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов (сравнительный анализ). Практическое занятие «Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта»: организационные типы построения корпоративных структур. «Особенности функционирования корпораций в России»: специфика формирования корпоративных отношений в России, корпоративное право в России.. | М Д П ПБ | ПК-3, ОК-1 ОК-12, ОК-13 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекция «Сущностные черты и отличительные особенности корпоративного управления»: факторы, влияющие на систему корпоративного управления, значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм. Лекция «Органы управления корпорацией»: общее собрание акционеров; состав, структура и компетенция совета директоров; формирование и прекращение полномочий исполнительных органов корпорации. Взаимодействие между органами управления корпорации»: акционеры и заинтересованные лица; Комитеты совета директоров; Независимый директор и Корпоративный секретарь; взаимодействие Совета директоров и Исполнительных органов корпорации. | М Д | ОК-4 ОК-5 | |||
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары | |||||
Практическое занятие «Эволюция теорий корпоративного управления»: основные условия и причины возникновения корпоративного управления, теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов (сравнительный анализ). Практическое занятие «Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта»: организационные типы построения корпоративных структур. «Особенности функционирования корпораций в России»: специфика формирования корпоративных отношений в России, корпоративное право в России.. | М Д | ОК-6, ОК-8 ПК-2 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекция «Сущностные черты и отличительные особенности корпоративного управления»: факторы, влияющие на систему корпоративного управления, значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм. Лекция «Органы управления корпорацией»: общее собрание акционеров; состав, структура и компетенция совета директоров; формирование и прекращение полномочий исполнительных органов корпорации. Взаимодействие между органами управления корпорации»: акционеры и заинтересованные лица; Комитеты совета директоров; Независимый директор и Корпоративный секретарь; взаимодействие Совета директоров и Исполнительных органов корпорации. | М Д | ОК-4 ОК-5 | |||
Практические занятия Лабораторные занятия Семинары | |||||
Практическое занятие «Эволюция теорий корпоративного управления»: основные условия и причины возникновения корпоративного управления, теории корпоративного управления в рамках неоклассического и институционального подходов (сравнительный анализ). Практическое занятие «Понятие корпорации как хозяйствующего субъекта»: организационные типы построения корпоративных структур. «Особенности функционирования корпораций в России»: специфика формирования корпоративных отношений в России, корпоративное право в России.. | М Д | ОК-6, ОК-8 ПК-2 |
2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Компетенции |
1-18 1-18 1-18 | Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Влияние корпоративного управления на экономическое развитие. - Характерные черты различных типов надфирменных объединений. - Сопоставление организационно-правовых форм бизнеса с точки зрения функционирования уставного капитала и системы органов управления. - Преимущества эффективного корпоративного управления. - Перспективы развития страновых моделей корпоративного управления. - Основные правовые аспекты формирования российской модели корпоративного управления в законах «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданском Кодексе РФ. - Основные принципы и назначение Российского Кодекса корпоративного управления. - Положительные тенденции в процессе становления корпоративного управления в России. - Понятие корпоративных финансов. - Признаки классификации капитала корпорации. Тематика рефератов и курсовых работ: 1. Генезис корпоративного управления в развитых странах. 2. Эволюция корпоративного управления в России. 3. Сравнительный анализ теорий корпоративного управления. 4. Основные постулаты теории управления Йенсена-Мекленга. 5. Теория Модельяни-Миллера: основные принципы, ограничения, выводы. 6. Корпорация с точки зрения институционального подхода. 7. Современные теории корпоративного управления и их отличительные особенности. 8. Преимущества и недостатки действующих моделей корпоративного управления. 9. Особенности моделей корпоративного управления различных стран. 10. Формирование российской модели корпоративного управления. 11. Международные принципы корпоративного управления. 12. Правовые аспекты корпоративного управления в России. 13. Особенности корпоративного контроля в корпорациях с государственным участием. 14. Интеграционные процессы в корпоративном секторе России. 15. Становление корпораций и антимонопольный контроль. 16. Влияние состава совета директоров на инвестиционную привлекательность компаний. 17. Роль независимого директора в управлении корпорацией. 18. Институт корпоративного секретаря в России и за рубежом. 19. Координационный совет по корпоративному управлению и Ассоциация независимых директоров как элементы корпоративной инфраструктуры. 20. Международная практика раскрытия информации. 21. Совершенствование системы раскрытия информации. 22. Оценка эффективности работы органов управления корпорацией. 23. Существующие системы рейтинговых оценок корпоративного управления. 24. Нарушение законодательства как причина корпоративных конфликтов. 25. Методы защиты от «недружественных поглощений». 26. Кодекс корпоративного поведения как средство снижения вероятности корпоративных конфликтов. 27. Методы оценки и обеспечения инвестиционной привлекательности компании в системе корпоративного управления. 28. Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации. 29. Принципы корпоративного поведения и корпоративная культура. 30. Международные стандарты финансовой отчетности и проблемы их внедрения в российских компаниях. 31. Состояние и перспективы развития корпоративного управления в России. Усвоение текущего учебного материала | ОК-1 ПК-4 ПК-2 ПК-7 ПК-3 ПК-3 ПК-4 ПК-4 ОК-8, ОК-1, ПК-1, ПК-2 ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7 ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7 |
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Компетенции |
1-18 1-18 1-18 | Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Влияние корпоративного управления на экономическое развитие. - Характерные черты различных типов надфирменных объединений. - Сопоставление организационно-правовых форм бизнеса с точки зрения функционирования уставного капитала и системы органов управления. - Преимущества эффективного корпоративного управления. - Перспективы развития страновых моделей корпоративного управления. - Основные правовые аспекты формирования российской модели корпоративного управления в законах «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданском Кодексе РФ. - Основные принципы и назначение Российского Кодекса корпоративного управления. - Положительные тенденции в процессе становления корпоративного управления в России. - Понятие корпоративных финансов. - Признаки классификации капитала корпорации. Тематика рефератов и курсовых работ:
| ОК-1 ПК-3 ОК-14 ОК-15 ОК-13 ОК-1 ПК-3 ОК-14 ОК-15 ОК-13 ОК-1 ПК-3 ОК-14 ОК-15 ОК-13 |
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Компетенции |
1-18 1-18 1-18 | Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Влияние корпоративного управления на экономическое развитие. - Характерные черты различных типов надфирменных объединений. - Сопоставление организационно-правовых форм бизнеса с точки зрения функционирования уставного капитала и системы органов управления. - Преимущества эффективного корпоративного управления. - Перспективы развития страновых моделей корпоративного управления. - Основные правовые аспекты формирования российской модели корпоративного управления в законах «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданском Кодексе РФ. - Основные принципы и назначение Российского Кодекса корпоративного управления. - Положительные тенденции в процессе становления корпоративного управления в России. - Понятие корпоративных финансов. - Признаки классификации капитала корпорации. Тематика рефератов и курсовых работ:
| ОК-6, ОК-8 ПК-2 ОК-6, ОК-8 ПК-2 ОК-4 ОК 9 ПК-1 ПК-2 |
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 2 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Компетенции |
1-18 | Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Влияние корпоративного управления на экономическое развитие. - Характерные черты различных типов надфирменных объединений. - Сопоставление организационно-правовых форм бизнеса с точки зрения функционирования уставного капитала и системы органов управления. - Преимущества эффективного корпоративного управления. - Перспективы развития страновых моделей корпоративного управления. - Основные правовые аспекты формирования российской модели корпоративного управления в законах «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», Гражданском Кодексе РФ. - Основные принципы и назначение Российского Кодекса корпоративного управления. - Положительные тенденции в процессе становления корпоративного управления в России. - Понятие корпоративных финансов. - Признаки классификации капитала корпорации. Тематика рефератов и курсовых работ:
| ОК-6, ОК-8 ПК-2 ОК-6, ОК-8 ПК-2 ОК-4 ОК 9 ПК-1 ПК-2 |
2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центров, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных форм | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения | Часы в интерактивной форме |
1. | Использование информационных ресурсов и баз данных | Использование информационных ресурсов «Консультант +» в теме «Раскрытие информации» | |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий– www.iglib.ru | |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | Рекомендация студентам при подготовке к семинарам использовать конспекты лекций, разработанные и изданные кафедрой «Финансово-экономического инжиниринга». | |
4. | Групповая дискуссия | Организация дискуссии в группе по тематике: «Корпоративные конфликты и культура их разрешения», «Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации и интеграционных процессов» | |
5. | Результаты работы студенческих исследовательских групп | Обсуждение результатов исследования проблемы «Финансовые аспекты корпоративного управления», а так же «Состояние и перспективы развития корпоративного управления в России». | |
6. | Дискуссия | Обсуждение проблемы формирования национальной модели корпоративного управления с использованием знаний, полученных при изучении сопряжённых дисциплин. | |
7. | Деловая игра | Проведение расчётов эффективности деятельности корпораций, на примере Газпрома, используя данные его годового отчёта. | |
8. | Разбор конкретных ситуаций | Демонстрация слушателям метода расчёта капитализации компании. |
Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке | |
Основная литература: | ||
1. 2. 1. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | О рынке ценных бумаг:Федеральный закон Рос. Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (c изменениями от 27.07.2010г) //Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон Рос. Федерации от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ//Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. Об акционерных обществах: Федеральный закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009 №352-ФЗ) //Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 №219-ФЗ) //Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. Налоговый Кодекс РФ от 05.05.2008 №117-ФЗ – часть 2. (с изменениями от 30.07.2010г.) Ст.281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами. //Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. Кодекс корпоративного поведения: Распоряжение ФКЦБ России от 5 апреля 2002 г. № 421/р Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: Приказ ФСФР России от 20 июля 2010 г. № 10-49/пз-н//Электронная база справочной правовой системы «Консультант Плюс». 2011. Национальный доклад по корпоративному управлению.// Монография – Москва.- 2010г. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. Московский Государственный университет им М.В. Ломоносова.- М.: Инфра –М, 2006.-304с. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. В.В. Лямина.- М.: Проспект, 2006.-440с. Колпакова, Ганина М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для вузов / 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2006.-496с. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 399 с. Фабоцци, Френк Дж. Рынок облигаций: анализ и стратегия: перевод с англ./ Ф.Д.Фабоцци; [научн.ред. А.Дзюра., ред. Е.Дронова].- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 876с. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для вузов /под ред. Г.Б. Поляка.- 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-Данна, 2005.-512с. Федякина Л.Н. Международные финансы: учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2005.-360с. Ценные бумаги: Учеб./ Под ред.В.И. Колесникова, В.С.Торкановского. – 2-е изд.: перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2005. – 448 с. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. – М.:Дело., 2006.-320с. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М.: Дело, 2002. Шиткина И.С.Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление.- М.: Волтерс Клувер, 2006.- 646с. Шишикина Л.В., Иванова Е.А Корпоративное управление: учебное пособие/ Е.А. Иванова., Л.В.Шишикина; под ред.проф. В.Ю.Наливайского. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2007.- 256с. | - - - - - - - - - - - |
Дополнительная литература: | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Бурчакова М.А.,Хожемпо В.В. Менеджмент:Учеб. пособие Учебное пособие М. РУДН 2006г. 310 . Корпоративное управление и работа Совета директоров в российских компаниях. Руководство для директора М. Альпина 2008г. 345 с Мишурова И.В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление. М. Дашков 2010г. 528 с. Маккарти Мэри, Флинн Тимоти. Риск: Управление риском на уровне топ-менеджеров и советов директоров. М. Альпина Бизнес Букс 2005г. 234 с. Шеин В. Корпоративное управление в России//Журнал для акционеров. - №7-8. – 2005. – с. 2. | - - - - - |
3.2.Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов. |
Все аудитории, где есть телевизоры, например, 431, 605, 604 | Наличие телевизоров | Обучающее: при чтении лекций |
Наличие проектора | Обучающее: при проведении мультимедийных лекций |
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов