Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Расскажите кратко об истории зарождения бухгалтерского учета.

2. В каком году в России стали использовать такие понятия, как двойная запись и бухгалтерские счета?

3. Когда бухгалтерский учет зародился в России как наука? Кто был основоположником этой науки?

4. Что представляет собой хозяйственный учет?

5. Какие измерители применяются в учете?

6. Перечислите виды хозяйственного учета.

7. Дайте характеристику бухгалтерскому учету.

8. Перечислите основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, и дайте их характеристику.

9. Перечислите и охарактеризуйте принципы бухгалтерского учета.

10. Назовите органы регулирования бухгалтерского учёта.

11. Какие документы включает в себя система нормативного регулирования

Тест

1. Что является объектом бухгалтерского учета:

а) хозяйственная деятельность организаций и их подразделений;

б) экономические ресурсы, классификация по группам с детализацией по отдельным видам;

в) хозяйственные операции и их результаты: снабжение, производство, продажа и финансовые результаты;

г) имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности?

2. Какие измерители применяются в хозяйственном учете для отражения имущества организаций:

а) денежные и трудовые;

б) натуральные и денежные;

в) трудовые и натуральные;

г) натуральные, трудовые и денежные?

Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций

управления:

а) плановая и аналитическая;

б) информационная и контрольная;

в) информационная, контрольная, плановая, аналитическая сохранность, регулирования;

г) учетная и аналитическая.

4. Какие виды хозяйственного учета Вы знаете:

а) текущий, финансовый, оперативный учет;

б) оперативный, статистический и бухгалтерский учет;

в) статистический, управленческий и нормативный учет;

г) бухгалтерский, оперативный и финансовый учет?

5. Каковы базовые принципы бухгалтерского учета:

а) автономность, периодичность, денежное измерение, преемственность;

б) автономность, двойная запись, преемственность;

в) автономность, двойная запись, денежное измерение, преемственность начислений, осмотрительность;

г) объективность начислений, преемственность, периодичность?

6. Назовите пользователей бухгалтерской информации в переходный период к рыночным отношениям:

а) внутренние и внешние пользователи;

б) лица, непосредственно занятые в управлении;

в) лица, не работающие в организации, но имеющие прямой финансовый интерес к деятельности организации;

г) лица, непосредственно не работающие в организации, но имеющие косвенный финансовый интерес, и различные финансовые институты?

7. Что является предметом бухгалтерского учета:

а) хозяйственная деятельность организации;

б) имущество организации и источники его образования;

в) упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающаяся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций;

г) затраты на производство и продажу продукции?

8. Дайте наиболее полное определение метода бухгалтерского учета:

а) совокупность способов и приемов для правильного ведения бухгалтерского учета;

б) балансовое обобщение имущества, обязательств и хозяйственных операций;

в) способ познания предмета бухгалтерского учета;

г) система способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета посредством документации, инвентаризации, баланса, оценки, калькуляции, системы счетов, двойной записи и отчетности организации?

9. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

а) федеральные стандарты;

б) рабочие документы организации;

в) отраслевые стандарты;

г) рекомендации в области бухгалтерского учета;

д) положения по бухгалтерскому учёту;

е) стандарты экономического субъекта.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Для характеристики общего перечня вещей и явлений, которые подлежат бухгалтерскому учету, в его теории применяют понятие объектов бухгалтерского учета. В буквальном переводе с латинского объект означает предмет. В философском понимании объект выражает то, что принадлежит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Объекты реально осуществляемой хозяйственной деятельности наблюдаются и познаются субъектом управления при помощи бухгалтерского учёта.

Предметом наблюдения, организуемого в виде системы бухгалтерского учета на предприятиях и всех хозяйствующих субъектах независимо от их принадлежности и форм собственности, обладающих правами как юридического, так и физических лиц, является их хозяйственная деятельность, приводящая в движение их ресурсы.
Под ресурсами субъекта понимается совокупное стоимостное содержание различных активов, обязательств и собственного капитала, которыми он располагает и распоряжается в процессе хозяйственной деятельности.

2.1. Классификация имущества предприятия

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. [1, с. 56–60; 2, с. 73]

Объекты, входящие в состав имущественного комплекса, неодинаковы по своему функциональному назначению, поэтому для эффективного учета используется классификация объектов по двум признакам:

§ по составу и размещению;

§ по источникам образования и целевому финансированию.

По составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные, оборотные, убытки (рис. 3).

Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru

Внеоборотные активы – активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и другие финансовые вложения, нематериальные активы.

· Основные средства – это часть средств производства, целиком и полностью участвующие в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняющие своей натуральной формы и переносящие свою стоимость на продукт по частям в виде амортизационных отчислений.

Практически к основным средствам относят средства со сроком полезного использования больше 12 месяцев.

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и пр.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), в составе основных средств должны учитываться находящиеся в собственности предприятия земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемым активам.

· Нематериальные активы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников (объекты интеллектуальной собственности). Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения.

К нематериальным активам относятся цена фирменной марки, стоимость патентов, авторских прав, прав на «ноу-хау». «Ноу-хау» – это специальные технические и экономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям. Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация предприятия» («гуд вилл).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах изложены в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

· Вложения во внеоборотные активы– затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.

· Доходные вложения в материальные ценности– вложения предприятий в финансовую аренду, представляющую собой долгосрочную аренду, при которой арендодатель приобретает новые объекты основных средств исключительно для сдачи их в аренду заранее известному арендатору с рассрочкой в оплате по договорным промежуточным платежам. При капитальной финансовой аренде договор на нее может предусматривать передачу прав собственности на имущество арендатору по окончании договора аренды и полном завершении расчетов.

· Финансовые вложения – инвестиции предприятия, связанные с приобретением акций и других ценных бумаг с вложением в уставные капиталы других предприятий, с целью получения доходов на срок более года.

Оборотные активы – вложения финансовых ресурсов в объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года). В работе большинства предприятий оборотные средства имеют решающее значение, именно они формируют конечные результаты их деятельности.

В составе оборотных активов можно выделить:

· Товарно-материальные ценности (запасы), методологические основы формирования которых установлены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». К запасам относятся следующие объекты:

ü Материалы

ü Животные на выращивании и откорме

ü Незавершённое основное производство

ü Полуфабрикаты собственного производства

ü Готовая продукция на складе или отгруженная покупателю

ü Товары – на складе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретенные для перепродажи, закупаются с целью последующей продажи по более высоким ценам, без дополнительной обработки

· Денежные средства(касса, расчётный счет, валютные счета, специальные счета в банках, переводы в пути).

· Дебиторская задолженность– задолженность юридических и физических лиц перед предприятием, например задолженность покупателей за отгруженные, но еще неоплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность – дебиторской.

· Краткосрочные финансовые вложения – вложения средств предприятий в финансирование деятельности сторонних предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе.

2.2. Классификация обязательств предприятия

Основным принципом группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению является степень закрепления их за данным предприятием (рис. 4).

· собственные (закрепленные);

· заемные (привлеченные).

Собственные средства – капиталы, целевое финансирование, резервы и прибыль.

Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующий источник, или, как это принято называть в мировой экономике, капитал. Капитал – это не совокупность ценностей, а сумма стоимости этих ценностей, т. е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства. Различают три вида капитала.

· Основной собственный источник хозяйственных средств предприятия – уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещен в любых средствах – как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия.

· Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятии.

· Добавочный капитал включает в себя суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном

Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru

порядке; эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала (при учреждении общества, при увеличении

уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций).

· Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь.

Целевое финансирование– безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетом средств, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению.

Финансирование осуществляется за счет ассигнований из госбюджета, взносов родителей, платы за обучение, средств фондов специального назначения, полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частично финансируются соответствующие мероприятия.

Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Запрещается использование целевых средств не по назначению и направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться за счет только целевых источников.

Резервы – источники средств, предназначенные для покрытия в будущем целевых расходов.

Прибыль – основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение работников, выплату дивидендов, расчеты с учредителями и другие цели.

Амортизация – перенос стоимости основных средств, нематериальных активов на затраты производства.

Заемныесредства – кредиты банков, обязательствапо распределению, кредиторская задолженность.

Кредиты банков.В ходе производственной деятельности предприятие может испытывать нехватку средств, особенно для осуществления крупных мероприятий. Временный недостаток средств предприятие покрывает за счет банковских кредитов, которые банк предоставляет за определенный процент, зависящий от характера ссуды, ее срочности и коммерческой надежности заемщика. В настоящее время кредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельности предприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий, росту объема реализации и услуг.

Банковский кредит выдается банками в виде денежных ссуд, которые используются для расширения производства и как источник платежных средств для текущей деятельности на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.

Кредиторская задолженность (временно привлеченные средства) – долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам, например поставщикам за полученные, но неоплаченные товары. При этом предприятия и лица, которым предприятие должно, называются кредиторами, а сама задолженность – кредиторской.

Обязательства по распределению – задолженность по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам, расчёты по социальному страхованию и обеспечению.

Заработная плата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода, фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. До момента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средства как временно привлеченные.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам как краткосрочный источник заемных средств возникает в связи с тем, что с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам как краткосрочный источник заемных средств возникает в связи с тем, что с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте.

Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов.

Начисления на заработную плату включаются в расходы того периода, в котором начислена заработная плата, и до момента перечисления их третьим лицам предприятие имеет краткосрочное обязательство перед ними. [1, с. 61]

Итак, совокупность объектов хозяйствующего субъекта можно представить в виде перечня с их стоимостной оценкой. Бухгалтерский учёт вносит порядок и системность в такую совокупность, разделяя её на классы средств и источников средств. В такой классификации средства и их источники разделены как несводимые друг к другу противоположности и в то же время не существующие одна без другой

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Дайте характеристику каждой группы имущества по составу и размещению.

2. Какова сущность дебиторской задолженности?

3. Перечислите и дайте характеристику собственных источников (обязательств).

4. Перечислите и дайте характеристику заемных источников (обязательств).

5. Из чего складывается собственный капитал?

6. С чем связано создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение вложений в ценные бумаги?

7. Почему в условиях перехода к рынку создаются резервы по сомнительным долгам? Что означает сомнительный долг?

Тест

1. Что является объектом бухгалтерского учета:

а) хозяйственная деятельность организации и их подразделений;

б) экономические ресурсы, классификация по группам с детализацией по отдельным видам;

в) хозяйственные операции и их результаты: снабжение, производство, продажа и финансовые результаты;

г) имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности?

2. Как группируется имущество по составу и размещению:

а) основные, денежные и финансовые вложения;

б) нематериальные активы, оборотные и денежные средства;

в) основные, оборотные, денежные средства; нематериальные и финансовые активы; средства в расчетах (дебиторская задолженность);

г) отвлеченные оборотные средства и финансовые активы?

3. Что входит в состав основных средств:

а) средства труда, предназначенные для производства продукции;

б) здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, служащий более одного года;

в) предметы, служащие более одного года, стоимостью 40 000 руб;

г) предметы, служащие более 12 месяцев независимо от их стоимости, или в течение обычного операционного цикла?

4. Что включается в состав оборотных средств:

а) предметы сроком службы свыше одного года;

б) предметы стоимостью более 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда;

в) предметы со сроком службы до одного года независимо от их стоимости;

г) запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы?

5. К какой группе бухгалтерского учета относятся готовая продукция и товары для перепродажи:

а) к оборотным активам;

б) к нематериальным активам;

в) к основным средствам;

г) к средствам в расчетах?

6. Как группируется имущество организации по источникам формирования:

а) собственные и заемные обязательства;

б) капитал и резервы, долговые обязательства;

в) обязательства по расчету, займы и кредиты банка;

г) фонды, резервы, прибыль, целевое финансирование?

7. Какой объект бухгалтерского учета относится к источниками (обязательствам):

а) дебиторская задолженность;

б) расчеты с покупателями по отгруженной продукции;

в) задолженность по налогам и сборам;

г) незавершенное производство?

8. Что относится к собственным источникам имущества:

а) капиталы, фонды, резервы, прибыль, бюджетное финансирование и получение средств в порядке дарения;

б) уставный, добавочный резервный капитал;

в) фонды накопления и социальной сферы, уставный капитал?

9. Что относится к заемным источникам средств:

а) краткосрочные и долгосрочные кредиты банка;

б) долгосрочные обязательства организации;

в) кредиты банка, займы и кредиторская задолженность;

г) обязательства организации по расчетам?

ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Для управления организацией необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещению, источниках образования и целевом назначении. Эти сведения находят отражения в бухгалтерском балансе. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс – одна из форм периодической и годовой отчетности.

3.1. Роль и назначение бухгалтерских балансов

Термин «баланс» (от лат. Bis – дважды и lanx – чаша весов) означает «двучашие» и употребляется как символ равновесия, равенства. Он используется в экономической науке для отражения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период (интервал), например, баланс доходов и расходов предприятия, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс и др. [4]

В систему плановых балансов входят материальные, денежные, трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов. Балансы используют для проведения факторного анализа. Например, при сравнении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, величина недокументируемого расхода. В подобных балансах может отсутствовать равенство итогов, поэтому балансы бывают активные (превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко применяется в планировании, учете и экономическом анализе.

На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий, удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.

3.2. Классификация бухгалтерских балансов

Существует множество видов балансов, которые классифицируютсяпо следующим признакам:

· время составления;

· источник составления;

· объем информации;

· характер деятельности;

· форма собственности.

По времени составлениябалансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки (рис. 5).

Вступительный(организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.

Текущие балансысоставляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный – на конец отчетного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемыебалансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru Сгруппируйте учетную информацию в зависимости от функций - student2.ru
оценки реального состояния дел на предприятии.

Ликвидационныебалансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Разделительныебалансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.

Объединительныйбаланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По способу очисткимогут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.

Баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т. д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идет о балансе-брутто.

По источникам составлениябалансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарныебалансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.

Книжныйбаланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации.

Генеральныйбаланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информациибалансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичныйбаланс отражает деятельность только одной организации.

Сводныйбаланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

Консолидированныйбаланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По характеру деятельностибалансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основнойназывается деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные. [1, с. 71]

3.3. Структура и значение бухгалтерских балансов

В переводе с французского «баланс» означает равенство. Поэтому в нем постоянно присутствует равенство итогов актива и пассива: средства организации равны источникам их образования.

Отражение средств и источников их образования в бухгалтерском балансе приводится в определенной экономической группировке и последовательности.

Активи пассивсостоят из отдельных статей, которые представляют собой экономически однородные виды средств и источников их формирования (видов имущества, обязательств, капитала). Отдельные статьи баланса объединяются в группы и 5 разделов по экономическому содержанию активов и пассивов предприятия. [1, с. 71]

Актив баланса отражает средства организации по видам (основные средства, нематериальные активы, сырье и материалы, готовая продукция и товары, денежные средства) и их размещению (дебиторская задолженность, финансовые вложения, незавершенное строительство и производство, касса, расчетные и валютные счета, ценные бумаги).

В активе баланса два раздела:

I – Внеоборотные активы

II – Оборотные активы

В разделе I актива баланса показываются имущество организации долгосрочного пользования (свыше года), а также средства, изъятые из оборота организации и вложенные в другие хозяйствующие субъекты, но продолжающие числиться на балансе предприятия. Долгосрочные активы представлены нижеследующими группами.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (права на объекты интеллектуальной собственности; права на пользование обособленными природными объектами; организационные расходы; деловая репутация организации). Из состава группы выделяются: организационные расходы: патенты, лицензии, товарные знаки, отличительные особенность которых состоит в том, что по ним не начисляется амортизация.

Основные средства – объекты длительного пользования, имеющие материально-вещественную форму и действующие в натуральной форме в качестве средств труда (здания, сооружения, машины и оборудование, объекты природопользования и др.). из состава группы выделяются: земельные участки и объекты природопользования, по которым не начисляется амортизация, а также здания, машины и оборудование, составляющие активную часть производственных фондов предприятия

Нематериальные активы и основные средства являются амортизируемым имуществом; в балансе они отражаются по остаточной стоимости, т.е. за минусом сумм начисленной амортизации (износа).

Незавершенное строительство – объекты незаконченного строительства, осуществляемого организацией, в сумме производственных капитальных вложений.

Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции долгосрочного характера в доходные активы (ценные бумаги), уставные капиталы, а также предоставленные организацией другим предприятиям займы.

В разделе II актива баланса приводятся текущие активы предприятия, которые постоянно оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности. Оборотные активы представлены нижеследующими группами статей.

Запасы – материальные ценности, используемые в процессе хозяйственной деятельности в качестве предметов труда.

Дебиторская задолженность – ожидаемые платежи от покупателей, заказчиков, учредителей, дочерних и зависимых организаций и других дебиторов за отгруженную им продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, по вкладам в уставный капитал, векселям к получению и т. п. При этом дебиторская задолженность показывается по срокам ожидаемых платежей (в срок более года и течение года).

Краткосрочные финансовые вложения – инвестиции организации на срок не более одного года в зависимые организации, в ценные бумаги других организаций, предоставленные займы другим организациям.

Денежные средства – остатки денежных средств организации в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, на специальных счетах, а также денежные документы. Остатки валютных средств показываются в рублевом эквиваленте по официальному курсу Центрального банка РФ.

В пассиве баланса три раздела:

III – Капитал и резервы

Наши рекомендации