А) Режим переходного периода 3 страница
631. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что определенные вывозные пошлины продолжают играть важную финансовую роль в Российской Федерации. Он отметил, что в большинстве случаев вывозные пошлины не влияют на цену, по которой экспортируемые продукты (то есть, природный газ, нефть, нефтепродукты, цветные металлы) приобретаются за границей. Также он отметил, что уровень вывозных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты связан с ценой на сырую нефть на мировом рынке и поэтому меняется соответствующим образом. Они ежемесячно пересматриваются в соответствии с абзацем 14 пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе». Что касается 30-процентой вывозной пошлины на природный газ, он пояснил, что данная вывозная пошлина заменила существовавшие ранее акцизные сборы на природный газ, которые были отменены (см. раздел «Акцизы»). Вывозные фискальные пошлины позволили Российской Федерации пополнить бюджет (что также требовалось для выполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации).
632. Вывозные пошлины нормативного характера используются для воздействия на объемы экспорта и решения проблем охраны окружающей среды и экономических потребностей. Данные пошлины относились, например, к таким продуктам, как лом цветных металлов, которые предназначались главным образом для экспорта, поскольку спрос на внутреннем рынке был очень мал (особенно на алюминиевый и никелевый лом). Более того он пояснил, что вывозные пошлины также связаны с необходимостью предотвращения незаконного производства лома цветных металлов и считаются наиболее эффективным способом борьбы с данным явлением, поскольку в результате применения данных пошлин экспорт данных продуктов является невыгодным или значительно снижена его прибыльность. Он добавил, что его Правительство рассматривает другие способы решения данных проблем, такие как механизм лицензирования для контроля экспорта. Он заявил, что, по его мнению, вывозные пошлины не могут рассматриваться в качестве ассигнований в свете Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах.
633. Что касается ставок вывозных пошлин на древесину (товарная позиция 4403 ГС), которые увеличились в несколько раз с начала 2007 года, целью данной меры является ускорение реструктуризации лесной и бумажной промышленности Российской Федерации и решение экологических проблем. Отдельные члены выразили сомнение по поводу наличия экологических проблем, оправдывающих введение данной меры. Касательно лесоматериалов, последние изменения ставок вывозных пошлин внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2010 года № 442 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе». Согласно данному постановлению, ставка вывозных таможенных пошлин для небольшой группы «других» ценных пород деревьев уменьшена с 100 евро за кубический метр на 25 процентов или не менее 15 евро за кубический метр.
634. В секторе цветных металлов, вывозные пошлины на медные катоды и нелегированный никель (товарные позиции 7403 11 00 и 7502 10 00 ТН ВЭД) были увеличены на 10 процентов (с 0 за медь и от 5 процентов за никель) после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 893 «О ставке вывозной таможенной пошлины на медные катоды, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» и постановления от 19 декабря 2010 года № 892 «О ставке вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе».
635. Представитель Российской Федерации также отметил, что вывозные пошлины разрешены согласно правилам ВТО и что многие члены ВТО применяют вывозные таможенные пошлины в качестве инструмента торговой политики. В этом отношении, по мнению Правительства Российской Федерации, требование отдельных членов о том, чтобы Российская Федерация установила график для полной отмены вывозных пошлин, является излишним.
636. В ответ на запрос члена об отмене вывозных таможенных пошлин на лом черных металлов и медные катоды до присоединения, представитель Российской Федерации отметил, что вывозные таможенные пошлины являются предметом двусторонних переговоров, результат которых будет должным образом отражен. Данный член указал, что он принял приглашение участвовать в двухсторонних переговорах с Российской Федерацией для уменьшения ее вывозных таможенных пошлин на вышеуказанные продукты в контексте присоединения Российской Федерации к ВТО. В данном свете результаты данных переговоров, которые приведены в Error! Reference source not found. настоящего Доклада, будут частью баланса обязательств и уступок в присоединения Российской Федерации. Данный член подчеркнул, что если Российская Федерация впоследствии увеличит данные вывозные пошлины свыше уровня обязательств, она нарушит баланс уступок, установленных в ходе двусторонних и многосторонних переговоров для присоединения к ВТО, и данный член будет иметь право принять соответствующие меры для изменения баланса уступок. Отдельные другие члены заявили, что это было без ущерба их мнению в отношении статуса и законности вывозных пошлин в рамках Соглашения ВТО.
637. Как отмечено выше, Российская Федерация провела двусторонние переговоры касательно ставок вывозных пошлин с отдельными членами. Уступки и обязательства по ставкам в результате данных переговоров содержатся в Части V Перечня уступок и обязательств Российской Федерации по товарам, который является Приложением 1 к Протоколу о присоединении. Представитель Российской Федерации заявил, что Таблица 32 настоящего Доклада включает все вывозные таможенные пошлины, применяемые Российской Федерацией.
638. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения Российская Федерация будет выполнять свои уступки и обязательства по ставкам, предусмотренные в Части V Перечня уступок и обязательств Российской Федерации по товарам, товары, описанные в Части V данного Перечня, согласно условиям или оговоркам, предусмотренным в данной части Перечня, будут освобождены от вывозных пошлин, превышающих пошлины, предусмотренные в данном документе. Представитель Российской Федерации также подтвердил, что Российская Федерация не будет применять другие меры, имеющие эффект, равносильный эффекту вывозных пошлин на данные товары. Онподтвердил, что с даты присоединения Российская Федерация будет применять вывозные пошлины в соответствии с Соглашением ВТО, в частности со статьей I ГАТТ-94. Соответственно, в отношении вывозных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на экспорт или в связи с ним, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или освобождение, предоставленные Российской Федерацией в отношении любому товару любой другой страны, должен быть незамедлительно и безоговорочно предоставлен в отношении аналогичного товара, предназначенного для других членов ВТО. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения к ВТО Российская Федерация будет регулировать ставки вывозных таможенных пошлин (тарифные квоты) таким образом, который будет соответствовать Соглашению ВТО, в частности, ГАТТ-94 и Соглашению ВТО по процедурам импортного лицензирования. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
-Возврат НДС при вывозе товаров
639. В ответ на вопрос члена о правилах касательно возврата НДС представитель Российской Федерации пояснил, что возврат НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (с последними изменениями от 7 марта 2011 года). Он повторно заверил, что возврат НДС будет осуществляться своевременно и надлежащим образом в течение периода, предусмотренного соответствующими законами и правилами.
-Количественные ограничения экспорта, в том числе запреты и квоты
640. Представитель Российской Федерации отметил, что с 1 января 2010 года правовое основание для применения ограничений по экспорту, включая запреты и квоты, на продукты, вывозимые из Таможенного союза в третьи страны, приведено в: (i) Решении Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 19 и Соглашении «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», подписанном 25 января 2008 года (далее - Соглашение Таможенного союза о нетарифном регулировании); (ii) Соглашении «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (далее - Соглашение Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю), подписанном 9 июня 2009 года; и (iii) Соглашении «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», подписанном 9 июля 2009 года (далее - Соглашение Таможенного союза о лицензировании). Как следствие, решения о наложении нетарифных мер на экспорт из государств-членов Таможенного союза в третьи страны, будут приниматься Комиссией Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются нетарифные меры (см. Таблицу 28), который также вступил силу 1 января 2010 года. Представитель Российской Федерации пояснил, что прежде учреждения Таможенного союза наложение нетарифных мер на экспорт регулировалось Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последними изменениями от 2 февраля 2006 года). Он отметил, что данное законодательство будет оставаться в силе в случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза. В дополнение, отдельные соглашения Таможенного союза (указанные в разделе «Процедуры импортного лицензирования») предусматривают обстоятельства, в которых действует запрет или количественные ограничения на экспорт ценных металлов и камней, а также минерального сырья.
641. Представитель Российской Федерации также пояснил, что согласно статье 3 Соглашения Таможенного союза о нетарифном регулировании, вывоз товаров с территории Российской Федерации, являющейся государством-членом Таможенного союза, осуществляется без количественных ограничений, за исключением случаев для предотвращения или снижения критического дефицита продуктов питания или других товаров, необходимых на отечественном рынке. В соответствии со статьей 7 Соглашения Таможенного союза о нетарифном регулировании и в соответствии с Федеральными законами и международными соглашениями, нетарифные меры могут налагаться на товары, вывозимые с территории Российской Федерации, если такие меры: (i) необходимы для поддержания общественной морали, законов или порядка; (ii) необходимы для охраны жизни или здоровья жителей, окружающей среды, жизни животных и растений; (iii) относятся к импорту или экспорту золота или серебра; (iv) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия; (v) необходимы для предотвращения истощения невозобновляемых природных ресурсов и выполняются наряду с сокращением отечественного производства или потребления, связанного с использованием невозобновляемых природных ресурсов; (vi) связаны с ограничением вывоза отечественного сырья для обеспечения достаточного количества таких материалов для отечественной обрабатывающей промышленности в период, когда цены на такие материалы на внутреннем рынке ниже цен на мировом рынке, в результате выполнения Правительством программы стабилизации; (vii) необходимы для приобретения или распространения товаров в случае их дефицита на общем или местном уровне; (viii) необходимы для выполнения международных обязательств; (ix) необходимы для обеспечения защиты страны и безопасности государства; и (x) необходимы для обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, не противоречащих международным обязательствам и относящихся к применению таможенного права, охране окружающей среды, защите интеллектуальной собственности, и других нормативных актов.
642. Более того, он заявил, что согласно cтатье 8 Соглашения Таможенного союза о нетарифном регулировании Комиссия Таможенного союза уполномочена применять количественные ограничения и запреты на экспорт для исполнения обязательств государств-членов Таможенного союза по международным санкционным режимам или для защиты внешнего финансового состояния и платежного баланса (см. раздел «Платежный баланс» настоящего Доклада). Для того, чтобы действовать согласно обстоятельствам, Комиссия Таможенного союза уполномочена применять количественные ограничения на экспорт или предоставлять исключительные лицензии на импорт или экспорт на основании предложений государства-члена Таможенного союза. Такие меры будут осуществляться в соответствии с федеральными законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации пояснил, что перечень общих исключений, предусмотренный в статьях 7 и 8 Соглашения о нетарифном регулировании, является исчерпывающим и никакой другой документ Таможенного союза не предусмотрен для таких исключений. Более того он пояснил, что хотя наложение ограничений на экспорт не предусмотрено согласно статье 7 Соглашения о Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю, государства-члены Таможенного союза внесут в Соглашение Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю, изменения в отношении права применения ограничения на экспорт в соответствующих случаях.
643. Представитель Российской Федерации пояснил, что на 1 января 2010 года согласно статье 9 Соглашения Таможенного союза о нетарифном регулировании и статье 1 Соглашения о Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю, право налагать нетарифные меры на экспорт из государства-члена Таможенного союза в третьи страны было передано от отдельных государств-членов Таможенного союза Комиссии Таможенного союза. Предложение о применении нетарифных мер может быть подано cтороной или Комиссией Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза принимает решение в течение 30 дней с даты подачи предложения. Положительное решение вступает в силу по истечении 45 дней с даты опубликования. Такие нетарифные меры применяются к товарам, предназначенным для третьих стран, и применяются одинаковым образом для экспорта во все страны.
644. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации пояснил, что согласно статье 9 Соглашения Таможенного союза о нетарифном регулировании и статье 8 Соглашения о Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю, и согласно процедурам, предусмотренным вторым Соглашением, государство-член Таможенного союза может в одностороннем порядке временно налагать нетарифные меры, если такие меры предназначены для: (i) соблюдения общественной морали, закона и порядка; (ii) обороны и безопасности; (iii) охраны жизни или здоровья жителей, окружающей среды, жизни животных и растений; (iv) охраны культурных ценностей и наследия; (v) защиты интеллектуальной собственности; (vi) предотвращения истощения невозобновляемых природных ресурсов; или (vii) предотвращения или снижения критического дефицита необходимых пищевых и других продуктов на внутреннем рынке. Более того, он отметил, что государства-члены Таможенного союза внесут изменения в Соглашение о мерах касательно внешней торговли для предоставления права Стороне Таможенного союза налагать в одностороннем порядке нетарифные меры на временной основе, если такие меры направлены на защиту внешнего финансового положения и платежного баланса. Более того, исходя из национальных интересов, государство-член Таможенного союза согласно статье 6.1 Соглашения о Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю, может обратиться к Комиссии Таможенного союза наложить нетарифные меры на экспорт. Если Комиссия Таможенного союза отклоняет предложение, Сторона Таможенного союза может согласно статье 6.7 данного Соглашения, налагать такие меры в одностороннем порядке в соответствии со статьями 8-10 Соглашения о Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю. По данным Соглашениям односторонние меры могут налагаться только на 6 месяцев. Государства-члены Таможенного союза, не налагающие нетарифные меры, предпринимают необходимые шаги для предотвращения вывоза товаров из государств-членов Таможенного союза, применяющих нетарифные меры, в третьи страны. Стороны Таможенного союза, не применяющие данные меры, требуют лицензии и (или) разрешения на вывоз товаров с соответствующих территорий.
645. Отдельные члены отметили, что количественные ограничения на экспорт, включая квоты, запреты и ограничения на получение лицензий, запрещены ГАТТ-94, за исключением обоснованных случаев, и обратились к Российской Федерации с просьбой составить перечень (по товарным кодам ТН ВЭД) и обосновать любые действующие запреты или количественные ограничения на экспорт. Данные члены также запросили дополнительную информацию по экспорту необработанных ценных металлов и камней, количественным ограничениям на экспорт природного газа и запрету на экспорт зерна (и соответствие данных мер требованиям статьи XI ГАТТ-94). В отношении газа они отметили, что согласно Федеральному закону от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и последнему экономическому исследованию ОЭСР, «Газпром» осуществляет поставку газа на внутренний рынок. Они считают это фактическим ограничением экспорта. Члены также запросили Российскую Федерацию предоставить перечень всех количественных ограничений, отмененных с 1996 года, и разъяснить ссылку на «существенные национальные интересы» в качестве оправдания экспортных квот и любое возможное отношение данной ссылки на соответствующие положения ВТО, относящиеся к существенным интересам безопасности.
646. Представитель Российской Федерации пояснил, что согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 5 августа 2010 года № 599 и от 30 августа 2010 года № 654 применяется временный запрет на экспорт зерна вследствие сильной засухи, резко сократившей урожай 2010 года в Российской Федерации, для предотвращения критического дефицита пищи для человека и животных, которое бы произошло в случае, если бы не были предприняты меры по поддержанию отечественных поставок. Он также пояснил, что Российская Федерация отменит запрет на экспорт в соответствии с Соглашением о нетарифном регулировании и Соглашением о мерах касательно внешней торговли, если такой запрет не обоснован согласно соответствующим положениям Соглашения ВТО, и Комиссия Таможенного союза не примет решение о том, что все государства-члены Таможенного союза будут применять запрет на экспорт.
647. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации подтвердил, что после присоединения к ВТО Российская Федерация будет применять такие количественные ограничения на экспорт в соответствии со статьей XI ГАТТ-94 и статьей 12 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству.
-(а) Драгоценные камни и драгоценные металлы
648. Представитель Российской Федерации отметил, что на 1 января 2010 года порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрен в Положении «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» (далее в данном разделе - Положение), принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132. Согласно Положению, данные товары, содержащиеся в разделах 2.9 и 2.10 Единого перечня, прилагаемого к Решению от 27 ноября 2009 года № 132 (см. Таблицу 28), подлежат лицензированию. Кроме того, как закрепляется в Положении о драгоценных камнях и драгоценных металлах, продолжают применяться соответствующие положения Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1137, а также Соглашения Таможенного союза о лицензировании.
649. Представитель Российской Федерации также заявил, что вывоз с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта природных алмазов (за исключением уникальных природных алмазов и природных алмазов, имеющих форму «борт» или «дриллинг», независимо от их размеров и степени обработки, а также алмазов ситовых классов «-3+2» и ниже), обработанной платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также самородков драгоценных металлов, термически необработанных драгоценных металлов, руды и концентратов драгоценных металлов, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов осуществляется без количественных ограничений на основании лицензий, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Он пояснил, что в Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» и Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов» были внесены изменения. Данные изменения отменили количественные ограничения на экспорт природных алмазов, необработанную платину, металлов платиновой группы и сырьевых товаров, содержащих драгоценные камни, и запрет на экспорт определенных категорий товаров, таких как отходы и лом драгоценных металлов; руды и концентраты драгоценных металлов.
650. Относительно процедуры экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов представитель Российской Федерации пояснил, что сведения о формальностях для получения лицензии на экспорт предусмотрены в разделе «Процедуры экспортного лицензирования» настоящего Доклада. Также он пояснил, что вся документация и процедура экспорта и импорта данных товаров оформляется на специальных таможенных контрольно-пропускных пунктах (см. разделы «Прочие таможенные формальности (связанные с импортом)» и «Прочие таможенные формальности, связанные с экспортом)» настоящего Доклада).
651. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации отметил, что Российская Федерация отменила все количественные ограничения на экспорт драгоценных камней и металлов и привела свое национальное законодательство об ограничениях экспорта драгоценных металлов и камней в соответствие с нормами ВТО. Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» (с изменениями от 11 января 2007 года) отменены количественные ограничения на экспорт и получение лицензии на экспорт товаров из драгоценных камней промышленно-технического назначения; драгоценных металлов в форме продуктов и изделий; а также изделий из драгоценных камней и природного жемчуга, монет. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов» отменена необходимость получения лицензии на экспорт бриллиантов. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1373 агенты, участвующие в производстве бриллиантов, уполномочены экспортировать и (или) освобождать от таможенного режима на переработку за пределами таможенной территории до 15 процентов стоимости природных алмазов, которые они приобрели в течение года у агентов по добыче природных алмазов или в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет выдачу лицензий на экспорт природных алмазов. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2007 года № 26 «О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» отменены требования экспортной квоты на драгоценные металлы, необработанные природные алмазы, а также запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, отходов и лома драгоценных металлов и необработанных драгоценных металлов.
652. Член Рабочей группы обратился за сведениями о вопросах, касающихся Положений о драгоценных камнях и металлах, кроме мер, применяющихся для содействия участию Российской Федерации в Кимберлийском процессе. Сведения запрошены по: Требованиям регистрации, применяемым к организациям, занимающимся производством, продажей данных продуктов на внутреннем рынке и за рубежом; юридическое или физическое лицо в пределах страны или за рубежом имеет право свободно заниматься экспортом или закупкой на внутреннем рынке для экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, произведенных в Российской Федерации; владельцы драгоценных металлов и драгоценных камней могут свободно продавать любые количества данного товара, которым они владеют, любому экспортеру; требования реимпорта обработанных алмазов, применяемые к экспорту необработанных алмазов до 15 процентов стоимости необработанных алмазов, приобретенных в течение текущего года; и дата прекращения действия экспортной квоты, предоставленной компании «АЛРОСА». Член также обратился с просьбой отмены всех количественных и других ограничений на экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней без соответствующего обоснования ВТО на дату присоединения, включая все запреты на экспорт, экспортные квоты, ограничения прав на экспорт, требования к отчетности по экспорту, требования реимпорта в отношении обработки отечественных необработанных алмазов за рубежом, необоснованные требования таможенных пропускных пунктов и право первой покупки Гохраном драгоценных металлов и драгоценных камней, добываемых в Российской Федерации, и требованием, чтобы Российская Федерация приняла на себя обязательство не вводить и снова не применять такие меры после присоединения к ВТО и применять только обоснованные меры, относящиеся к или связанные с экспортом данных товаров, в соответствии с положениями ВТО. Кроме того, член настаивал на том, чтобы Российская Федерация рассмотрела вопрос о контроле экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней посредством утверждения процедуры автоматического лицензирования, в качестве альтернативы регистрации экспорта, требованиям отчетности и другим ограничениям.
653. Представитель Российской Федерации заявил, что сведения касательно лиц, имеющих право осуществлять экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней, добываемых в Российской Федерации, и требования регистрации предусмотрены в разделе «Регистрационные требования для осуществления операций по импорту (экспорту)» настоящего Доклада. Положения о драгоценных камнях и металлах, а также Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» и Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов» формируют законодательную базу по данным вопросам. Он добавил, что все организации, участвующие в операциях с драгоценными камнями и металлами, должны пройти регистрацию в государственных инспекциях (Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ). Обязательное требование регистрации влечет за собой предоставление отчетности в налоговые органы Российской Федерации.
654. В соответствии с пунктом 14 Положения о драгоценных камнях и металлах юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие драгоценными камнями и металлами на законных основаниях и уполномоченные осуществлять операции с драгоценными камнями или металлами, или их агенты, могут экспортировать драгоценные камни и металлы (за исключением алмазов) с территории Таможенного союза в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичным образом, согласно пункту 24 Положения о драгоценных камнях и драгоценных металлах, экспорт для обработки драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление такого вида деятельности. Положения также предусматривают минимальные требования к установлению цен на алмазы, а также необработанные драгоценные металлы, руды и концентраты драгоценных металлов, и запрет на экспорт сырья для дальнейшей обработки только после получения данных от государства-члена Таможенного союза о невозможности обработки сырья на территории Таможенного союза. В ответ на вопрос отдельных членов представитель Российской Федерации поясни, что экспортная квота компании «АЛРОСА» отменена Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1137. Также он сообщил членам, что запрет на экспорт сырья для дальнейшей обработки при условии невозможности обработки таких материалов на территории Таможенного союза, применяется только к товарам, экспортируемым согласно таможенной процедуре обработки за пределы таможенной территории Таможенного союза. Согласно вышеуказанной таможенной процедуре товары экспортируются с таможенной территории без каких-либо ограничений и платежей при условии, что продукты, полученные из данного сырья, будут ввозиться обратно на таможенную территорию Таможенного союза.
655. Представитель Российской Федерации добавил, что Федеральным законом от 18 июля 2005 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»; в соответствии с новым законодательством, а именно, Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ драгоценные камни и металлы не являются валютными ценностями. Более того, согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 года № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и Указу Президента Российской Федерации от 3 марта 2005 года № 243 «О внесении изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203», сведения о добыче, транспортировке, потреблении драгоценных камней и металлов исключены из перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Внесенные изменения упростили процедуру осуществления операций с драгоценными камнями и металлами и сделали данные операции более транспарентными.