Сметы затрат на приобретение и использование материалов в управленческом учёте.
Основное различие между сметой и бюджетом в том, что смета - это документ (расчет), содержащий информацию для планирования и анализа регулируемых затрат на уровне производства, а бюджет (расчет) - на уровне финансов организации. В конечном итоге следует признать, что при всем различии выполняемой роли и методов расчета бюджет, план, смета взаимосвязаны единым процессом бюджетирования.
Сметы подразделений выполняют такие важные функции, как организующая, контролирующая и стимулирующая. Организующая функция сметы состоит в том, что, имея установленную плановую величину расходов, сотрудник, ответственный за их уровень, старается придерживаться действующего регламента и норм использования ресурсов. Сметы подразделений позволяют контролировать работу сотрудников, ответственных, уровня расходов. Это осуществляется путем сравнения фактических затрат с плановыми, предусмотренными в сметах. Отклонение анализируются, что является основой для реализации стимулирующей функции в отношении работников, которые влияют на величину затрат и отвечают за нее. Стимулирование осуществляется через ответственность за необоснованные расходы и поощрения в их снижении.
В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажен продукции, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.
Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов.
Смета затрат па производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период.
Сводная смета увязывает все затраты и результат по основным разделам годового плана развития предприятия. В процессе разработки сметы затрат на производство и отечественной экономической науке и практике широко применяют три основных метода:
1). сметный -- на основе расчета затрат в масштаб всего предприятия по данным всех других разделов плана.
2). сводный -- путем суммирования смет произведет отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;
3). калькуляционный -- на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.
Сметный метод на отечественных предприятиях наиболее распространен. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находят по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.
1. Затраты на основные материалы, полуфабрикаты. И комплектующие устанавливают на основе плана годовой Потребности материальных ресурсов. В смету включают лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. Потребность в материалах принимают без учета вменения остатков складских запасов. В стоимость материалов включают суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планом их реализации на рынке, а также на реконструкцию и расширение различных подразделений предприятия и выпуска готовой продукции, но с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.
2. Затраты на вспомогательные материалы также принимают на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат принято включать также стоимость расходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.
3. Стоимость топлива в смете затрат планируют безотносительно к его использованию в технологических процессах или в хозяйственно-бытовых службах. Общие затраты устанавливаются без учета остатков энергетических ресурсов.
4. Стоимость энергии включают в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает её у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, пар, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относят на соответствующие элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).
5. Основную и дополнительную заработную плату всех категорий персонала определяют по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включают и фонд заработной платы вне штатного состава работающих. Кроме того, на общий фонд заработной платы промышленно-производственного персонала планируют отчисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.
6. Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и стоимости основных производственных фондов.
7. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производств. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.
Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.п.
Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства.
В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:
1). прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;
2). комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и др.
Разработку цеховых смет затрат на производство продукции рекомендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к основным цехам. Сводную смету затрат по предприятию составляют путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.
Смета расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования традиционно включает следующие статьи затрат:
3) содержание машин, оборудования и транспортных средств;
4) затраты на ремонт основных средств;
5) эксплуатация машин и оборудования;
6) внутрихозяйственное перемещение грузов;
7) арендная плата за машины и оборудование;
8) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
9) прочие затраты;
10) всего по смете.
Общая сумма расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов составляет смету общепроизводственных расходов. В смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений цехового назначения, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ малоценных предметов и прочие цеховые издержки.
Смета общехозяйственных или общезаводских расходов на отечественных предприятиях разрабатывается, как правило, по следующим статьям затрат:
11) расходы на содержание аппарата управления;
12) служебные командировки и перемещения;
13) содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
14) амортизация нематериальных активов;
15) амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
16) содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
17) производство испытаний, проведение исследований и содержание общехозяйственных лабораторий;
18) охрана труда;
19) подготовка кадров;
20) арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
21) налоги, сборы и прочие обязательные отчисления;
22) потери от простоев по внешним причинам;
23) информационные, аудиторские и консультационные услуги;
24) недостачи и потери материальных ценностей на складах предприятия;
25) прочие расходы;
26) всего по смете.
Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объёмов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов.
В строках 1-12 даны статьи расходов основного производства, а в графах 2 - 9 раскрыты элементы затрат на основную программу с учетом изменения остатков незавершенного производства и других планируемых расходов. Затраты вспомогательных цехов (производств) приведены в строке 13 и графе 10.
После составления шахматной таблицы затрат разрабатывается уточненная общая (сводная) смета расходов планируемых предприятием на предстоящий период. Для получения полной себестоимости готовой продукции из общей сметы исключаются расходы на работы услуги, не связанные с производством валовой продукт а также добавляются коммерческие расходы и учитывается изменение расходов будущих периодов.
Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.
Смета прямых затрат на материалы составляется на основе производственнй сметы и сметы продаж.
В смете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают смету закупки материалов.
На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления сметы прямых затрат на материалы:
· нормативный метод;
· аналитический метод.
Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.
Аналитический метод гораздо проще в практическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности в материальных затратах.
Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.
Прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта. Смета прямых затрат на материалы показывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путем закупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальных ресурсов, а также от уровня запасов.
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из сметы производства и сметы запасов на предстоящий квартал. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется смета продаж или смета производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.
Правильно составленная смета затрат на материалы дает возможность четкого взаимодействия между производством и отделом снабжения, а также позволяет удерживать величину запасов на приемлемом для предприятия уровне