Бюджетирование деят-ти орг-ции
Бюджет - это финн. план на конкретный период, охватывающий все стороны деят-ти п/п и его подразделений, в кот. определены вероятные доходы и расходы, размеры поступлений ден. ср-в, порядок расходования поступивших ден. ср-в, динамика активов и обязательств...
Бюджетирование - это планирование финн. деят-ти орг-ции на основе принимаемых Бюджетов .
Основными целями Бюджетирования являются:
• Эффективная орг-ция процесса управления Компании
• Децентрализация финн.управления
• Обеспечение взаимосвязи между стратегией и оперативной деят-тью Компании
• Максимально эффективное исп-ие всех ресурсов предприятия
Основными задачами Бюджетирования являются:
• Планирование. Подготовка планов и бюджетов позволяет менеджерам намечать конкретные цели в будущем, предвидеть проблемы и находить пути их решения, определять направление развития, обосновывать выделение финн.ресурсов.
• Анализ и Контроль. Контроль за деят-стью Компании может быть осуществлен путем сопоставления факт. рез-тов с запланированными.
• Координация. Процесс формирования бюджета Компании заставляет отделы и отдельных руководителей работать сообща, чтобы обеспечить достижение намеченных целей.
• Оценка. Поскольку бюджет является планом, выраженным в деньгах, степень его выполнения может быть исп-на в кач-ве критерия оценки рез-тов деят-ти отделов и рук-лей.
• Мотивация. Бюджет отражает ожидаемые от конкретных исполнителей финн. рез-ты и выступает в кач-ве одного из стимулов к их достижению.
Бюджетир-ие п.с. непрерывный циклический процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов:
• Подготовит. этап. Задачей этапа явл. разработка Сценарных условий для формирования Мастер-бюджета п/п на основе анализа деят-ти и исполнения бюджета за предыдущий период. На этом этапе разрабатываются концепции развития и планы мероприятий, составляются прогнозы финн. состояния на буд. год, определяются основные параметры и пропорции Мастер-бюджета, рассчитываются КПД, нормативы и лимиты.
• Этап формирования, согласования и утверждения бюджета. На этом этапе, на основании Сценарных условий осуществляется разработка бюджетов, планов, смет, их консолидация и расчет контрольных показателей. Процесс составления бюджетов носит итерационный характер, итоговый вариант является компромиссом м/у разными уровнями управления. Согласование параметров бюджетов и утверждение сводного бюджета п/посуществляются в соотв. с установленным регламентом.
• Исполнение бюджета. На этом этапе в результате практ. деят-ти п/п формир-ся факт. пок-ли бюджета и KPI.
• План-факт а-з исполнения бюджета. Задачами этапа явл. оперативное выявление отклонений факт. пок-лей бюджета от плановых, анализ причин возникновения отклонений и принятие соответ.х управленч. решений.
• Пересмотр и корректировка бюджета
• Формир-ие и утверждение отчета об исполнении бюджета. На этом этапе подводятся итоги исполнения бюджета, проводится анализ эффективности бюджетной системы, принимаются решения по развитию методологии и орг-ции процесса бюджетирования.
• Положение о финн. структуре. Опред-т пр-пы финн.структуризация и назначение зон финн. ответ-ости.
• Положение о Бюджетном комитете. Положение определяет полномочия членов этого комитета в координационных, контрольных и надзорных функциях за процессом бюджетного управления в компании.
• Положение о Бюджетировании. Данное Положение «узаконивает» и закрепляет приоритетные значения и процедуры планирования и отчетности и контроля в компании
• Положение о Бюджетах. Данное положение определяет, формализует, стандартизирует состав бюджетных и отчетных форм используемых в процессе бюджетного управления.
• Управленческая Учетная политика.
• Управленческий План счетов.
• Регламент Бюджетного планирования. Последним этапом разработки системы управления станет написание бюджетного регламента, в котором были четко определены ответственные исполнители подразделений и порядок согласования, утверждения и сведения бюджетов.
51.БФО: требования, состав, порядок и сроки представления. Нормативные документы, регламентирующие БО.
В соот. с требованием ПБУ 4/99. Расшифровка соотв. пок-лей групп статей ББ или статей ОоПиУ с учетом размера и хар-ки данных, включенных в группу статей ББ или статью ОоПиУ, могут приводиться орг-цией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к соотв. группам статей или статьям) или в пояснениях к Бб иОоПиУ. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соотв. данных за отчетный год составляет не менее 5%. Орг-ция может принять решение о применении для целей отражения в финн.й отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.
Орг-ция при составлении Бб, ОоПиУ и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм БФО от одного отч. года к другому. При этом в случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в принятой орг-ией форме, ввиду отсутствия у орг-ции в отч.периоде соотв. активов, обяз-в, доходов, расходов, хоз. операций эта статья (Строка, графа) прочеркивается. По каждому числовому пок-лю ФО, кроме отчета, составляемого вновь созданной орг-ией за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если орг-ия принимает решение в представляемой ФО раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то орг-ией д.б. обеспечена сопоставимость данных за все периоды. Сравнительная инф-ия по каждому числовому показателю может включаться непосредственно в принятые орг-ией формы отч-ти (в т.ч. в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы Бб или ОоПиУ после показателей, в приложение к Бб (форма №5), в формы, разработанные и принятые орг-ией сам-но) или в пояснительную записку. В ФО орг-ии д.б. обеспечена сопоставимость отчетных данных с пок-ми за предшествующий отчетный год (годы) или соотв. периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением ПБУ 1/2008, закон-ных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганизации и пр. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы в данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по БУ. Каждая существенная корректировка д.б. раскрыта в пояснениях к ББ и ОоПиУ вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Отчетный период и отчетная дата
Отчетным годомдля всех орг-ций явл. календарный год — с1января по 31 декабря включ.
Отчетная дата— дата, по состоянию на кот. орг-ция должна составлять БО.
Для составления ФО отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Орг-ия должна сформировать периодическую ФО не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено зак-вом РФ.Первым отчетным годом для вновь созданных орг-ций считается период с даты их гос. регистрации по 31 декабря соотв. года, а для орг-ций, созданные после 1 октября — по 31 декабря след.года.
Данные о хоз.операциях, проведенных по гос. регистрации орг-ций, включ.я в их БО за первый отчетный год. Месячная и квартальная отчетности явл. промежуточными и составляются Нарастающим итогом с начала отч. периода.
В соотв. с . «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) установлен порядок отражения в ФО КО событий после отчетной даты. ББ должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, кот. должны раскрываться в пояснениях к ББ и ОоПиУ. Учитывая это, в ББ данные о НМА, ОС приводятся по остат. ст-ти (за исключением материальных активов, ОС, по кот. в соотв. с установленным порядком амортизация не начисляется). При составлении ФО д.б. исполнены требования ПБУ и др. нормативных документов по БУ по раскрытию в ФО инф-ции об изменениях УП, оказавших или способных оказать существенное влияние на финн. положение, движение ден.х ср-в или финн. рез-ты деят-ти орг-ции, об операциях в ин.валюте, о МПЗ, об ОС, о доходах и расходах орг-ции, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хоз. деят-ти, а также по раскрытию в финн.отчетности той или иной инф-ции об активах, капитале и резервах и обяз-ствах орг-ции. Такое раскрытие м.б. осуществлено орг-ией путем включения соотв. пок-ей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы ФО или в пояснительной записке.
52. Отчет о прибылях и убытках(:ОоПиУ) схемы построения в отечественных и междун. стандартах, взаимосвязанные с налоговой отчетностью.
Второй важнейшей составляющей БО, как установлено в Законе «О БУ» (ст. 13 п. 2), явл. ОоПиУ, кот. в соотв. с основной задачей БУ, сформулированной в законе, должен дать «полную и достоверную инф-цию о деят-ти орг-ции...» (ст. 1 п. 3). Такой подход к ОоПиУ в полной мере соответствует Принципам подготовки и составления ФО, предусмотр МСФО.
В отличие от ББ, финн. рез-ат в ОоПиУ определяется как разница м/у сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с нач. года до отч. даты, принимая во внимание, что в БУ финн. рез-тат хоз.деят-ти опред-ся подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчетный период. Для этого исп-ся счет 99 «Прибыли и убытки». С-до на данном сч.(дебетовое — убыток, кредитовое — прибыль) отражает финн. рез-т хоз-ной деят-ти по кумулятивному пр-пу на сч. 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с нач.отч.года. След-но, ОоПиУ явл., по существу, отчетом за опред.период (месяц, квартал, год).
Из сказанного следует, что если баланс явл. отражением имущ-ва, обяз-ств и собств. капитала, то ОоПиУ как составная часть годовой и промежуточной отчетности позволяет опред-ть вид, величину и источники формир-ия финн. рез-та на основе произведенных расходов. ОоПиУ не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит инф-цию о доходности, что позволяет анализировать составляющие финн.результата.
Для того чтобы ОоПиУ и вытекающие из него сведения в пояснительной записке — текстовой части бухгалтерского отчета — смогли отобразить факт. доходность орг-ции, в нормат. документах формулируются пр-ипы построения ОоПиУ.
Пок-ли формы № 2 «ОоПиУ» заполняются на основании аналит.данных к сч. 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Графа 4 отчета заполняется на основании графы 3 за предыдущий год.
I. Дох.и расх.по обычным видам деят-ти.
Строка 010 «Выручка (нетто) от продаж ТПРУ (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». Показывается выр-ка от продажи ГП и товаров, поступления связанные с выполнением работ, оказанием услуг, признаваемые ПБУ 9/99 «Дох. орг-ции» доходами от обычных видов деят-сти . В БУ выручка отраж-тся по Кт 90. Выр-ка отраж-ся в нетто-оценке и опред-ся по методу учета «по отгрузке» независимо от момента признания выручки в целях н/о. Заполняется по данным анал. учета к сч. 90.
По стр.011-013 проводится расшифровка выручки по видам деят-сти по причине их существенности.
Стр. 020 «С/с проданных ТПРУ». Отражаются затраты, связанные с произ-вом продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к проданной продукции. При этом в зависимости от УП по этой строке может учитываться производственная с/с реализованной ПРУ, так и «сокращенная» с/с, когда общехозяйственные расходы сразу списывают на реализацию ПРУ. Торговые, снабженческо-сбытовые орг-ии, п/п общественного питания показывают по данной строке покупную ст-ть товаров, выр-ка от продажи кот. отражена по стр. 010 формы № 2. Заполняется по данным аналит. учета к сч.90.
По стр. 021-023 отраж-ся с/с проданных товаров, продукции отдельно по каждому виду деят-сти.
Стр.а 029 «Валовая прибыль». Отражается разница м/у выручкой от продажи продукции (стр. 010) и с/с проданной продукции (стр. 020).
Стр.а 030 «Коммерческие расходы». В орг-ях, занятых произ-вом ПРУ отражаются затраты по сбыту, учтенные на сч.44 «Расходы на продажу» и относящиеся к реализованной продукции, выполненным работам, оказанным услугам. Торговые, снабженческо-сбытовые и посреднические орг-ции показывают издержки обращения, учитываемые на сч.44 и приходящиеся на проданные товары. Заполняется по данным аналит. учета к сч.90.
Стр. 040 «Управленческие расходы». Заполняются по данным аналит. учета к сч.90. Отражаются суммы, учтенные на сч.26 «Общехоз. расх.» и списываются с него при опред-ии финн. рез-в непосредственно на Дт 90.
Стр. 050 «Прибыль (убыток) от продаж». Отражается прибыль (убыток) от продаж ТПРУ. Определяется расчетным путем: стр.010- стр.020- стр.030- стр.040.
II. Операц.доходы и расходы.
Стр. 060 «% к получению». Отражаются суммы, причитающиеся к получению % по облигациям и депозитам, а также суммы, причитающиеся от кредитных орг-ций за пользование остатками ср-в, нах-еся на счетах орг-ции. Заполняется по данным аналит. учета к сч.91 «Прочие доходы и расходы».
Стр. 070 «% к уплате» Отражается сумма %, подлежащих уплате по облигациям и др. ц/б и отражаемых по Дт 91.
Стр. 080 «Доходы от участия в других организациях». Заполняют те организации, которые имеют финансовые вложения в акции других организаций. При этой же строке отражаются доходы подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица.
Строка 090 «Прочие операц. доходы» и 100 «Прочие операц.е расходы». Отраж-ся соотв. доходы и расходы по операциям, связанным с движением имущ-ва орг-ции (ОС, запасов, ц/б и т.п.), то есть доходы, причитающиеся по таким операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются по стр.090 и 100 развернуто (не сальдируются).
Так, по стр. 090 показ-ся, напр., след. доходы: выручка от продажи Ос и прочих материалов за вычетом НДС; ст-ть материалов, полученных от ликвидации ОС; доходы от сдачи имущества в аренду и т.п.
По стр.100 Формы № 2 отражаются: ост. ст-ть в случае выбытия амортизируемого имущ-ва, а также расх., связанные с его выбытием; ст-сть проданного прочего имущ-ва; расходы связанные с оплатой услуг, оказываемые кредитными орг-ми; суммы причитающиеся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финн. рез-тов. По этой же строке отраж-ся расходы, связанные с получением операционных доходов, отраженных по статьям «% к получению», «Доходы от участия в др. орг-иях».
III. Внереализационные доходы и расходы.
Стр. 120 «Внереализ. доходы» и «Внереализац. расходы». Показ-ся рез-ы от операций, не нашедших отражения в предыдущих статьях формы № 2. Напр., штрафы за нарушения условий договоров, ст-ть активов, полученных безвозмездно, прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы и др. Показатели строк заполняются на основании анал. данных учета к сч. 91.
Стр. 140 «Прибыль (убыток) до н/о». Опред-тся расчетным путем: стр.050+060+070+080+090-100+120-130. Сумма убытка показывается в круглых скобках.
Стр. 120 «Н’P и иные аналогич. обязат-ые платежи». Отражается причитающаяся к уплате за отчетный период сумма Н’P, исчисленная орг-цией в соотв-ии с зак-вом. Заполняется на основании расчета налога от факт. прибыли. По этой строке отражаются также штрафные санкции, подлежащие уплате в бюджет и ГВФ.
Стр. 060 «Прибыль (убыток)от обычной деят-ти». Сумма по стр. опред-тся расчетным путем: стр.040- стр.050.Сумма убытка показывается в круглых скобках.
IV. Чрезвычайные доходы и расходы.
Стр.170 «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». Заполняются на основании аналит. данных к сч. 99 «Прибыли и убытки».
Стр.а 190 «ЧП (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода)». Опред-тся расчетным путем: стр.160+180-190. Сумма убытка отражается в круглых скобках.
В круглых скобках отражаются и пок-ли строк 020 (021-023), 030,040,070,100,130,150,180 .
Справки.
Стр. 201-204 заполняют АО. Здесь отражаются факт.е и предлагаемые в след. году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию. Данные приводятся только в годовой БО. При заполнении этих строк следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящиеся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.03.2000 г. № 29н.
Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
Стр. 210-260 расшифровывают наиболее значительные виды внереализационных доходов и расходов (например, штрафы, пени, неустойки, признанные или по кот.получены решения суда об их взыскании, прибыль (убыток) прошлых лет и др.). Показатели строк заполняются на основании аналит.данных к сч.91.