Корпоративной социальной отвественности
Перечень вопросов к экзамену по
40. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент внедрения инновационных и социально ориентированных подходов в экономике.
Форма взаимодействия государства и бизнеса, известная как частно-государственное партнерство (ЧГП, Public-Private Partnership), зародилась в начале 1990‑х гг. в Великобритании, когда на смену традиционному взаимодействию заказчика (государства) и подрядчика (бизнеса), пришла модель, называемая частная финансовая инициатива (Private Finance Initiative).
Первоначально в рамках ЧГП реализовывались проекты, главным образом, в инфраструктурных отраслях. Постепенно такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты – от оказания общественных услуг до проведения НИОКР и внедрения инноваций. Представляется правомерной точка зрения, в соответствии с которой ЧГП целесообразно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию6. Однако определения частно-государственного партнерства имеют различные нюансы, в зависимости от принятого тем или иным автором методологического подхода.
Существующие определения партнерства можно, по нашему мнению, сгруппировать следующим образом:
ЧГП – это институциональный и организационный взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом в целях реализации особо значимых проектов. Эффективность такого альянса обеспечивается не столько совместным финансированием проектов, сколько наиболее полным использованием уникальных возможностей каждого из двух участников проекта и сокращением рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую, действенную систему управления проектом, стратегически обоснованную идеологию законодательного регулирования, а бизнес – определенный набор правовых, организационных и кредитных гарантий и преференций.
ЧГП – это формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под определенные задачи и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон8.
Если использовать методологический подход, связанный с оценкой частно-государственного партнерства с позиции перераспределения правомочий собственности, то можно отметить три определения партнерства:
ЧГП трактуется как косвенная и плавная приватизация, основанная на широком участии частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемых им в рамках проектов от государства (финансирования, проектирование, строительство и т. д.);
Анализ приведенных выше определений ЧГП позволяет выделить характерные особенности этого явления:
- стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
- взаимоотношения сторон ЧГП должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
- взаимоотношения сторон ЧГП должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
- стороны ЧГП должны иметь общие цели и задачи, нацеленные на реализацию государственного интереса;
- стороны ЧГП должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
- стороны ЧГП должны распределять между собой расходы и риски, а также совместно участвовать в использовании полученных результатов10.
Концепция партнерства государственного и частного секторов предполагает развитие законодательной базы и использования новых правовых институтов в виде определенных договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации инфраструктуры, развития других сфер, затрагивающих общенациональные интересы.
Основной принцип концепции ЧГП состоит в государственном определении перечня услуг и объектов инфраструктуры, необходимых для развития, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.
Основным признаком ЧГП является участие в публично-частной кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.
Основные черты ЧГП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, могут быть сведены к следующему:
достаточно длительные сроки соглашений о партнерстве (обычно от 10 до 20 и более лет, в случае концессии до 50 лет). Временная ограниченность четко соблюдается: проекты создаются под конкретный объект, который должен быть завершен к определенному сроку;
специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;
реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между потенциальными участниками;
специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство определяет цели проекта с позиций интересов общества и регулирует стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов;
частный партнер осуществляет оперативную деятельность на разных стадиях проекта, – от разработки, финансирования, строительства и эксплуатации до управления, реализации услуг потребителям;
разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон11.
Представляется, однако, что наиболее важным моментом, отличающим развивающиеся отношения ЧГП от традиционных, является то, что ЧГП:
- создает базовые модели финансирования,
- трансформирует отношения собственности посредством перераспределения полномочий,
- формирует новые методы и механизмы управления.
Методы разработки и реализации проектов ЧГП могут рассматриваться как развитие классических методов и процедур проектного финансирования.
Принципиально важными для эффективного взаимодействия между государством и частным бизнесом являются вопросы перераспределения правомочий собственности. Крайние варианты ЧГП представляют собой простые контрактные отношения (контракты на работы и услуги) с полным сохранением каждым партнером всех правомочий собственности, с одной стороны, и полную приватизацию, то есть полную передачу прав собственности от государства к частному предпринимателю, с другой
Цели государства и бизнеса ЧГП.
Основной целью государства при выполнении проектов ЧГП является увеличение добавленной стоимости посредством увеличения технологических переделов для оказания общественных услуг и их удешевления, расширение возможностей частного бизнеса в сфере производства услуг за счет использования им прогрессивного менеджмента, возможности повышения инновационной активности. Кроме того, в качестве цели государства может быть рассмотрена эффективная передача частному партнеру рисков, связанных с планированием, строительством, финансированием и управлением текущей деятельностью объекта.
Цели частного бизнеса определяются стремлением стабильно получать и увеличивать прибыль, причем значение для предпринимателей имеет не просто размер прибыли, а устойчивость получения доходов от проекта.
Существенное значение для уточнения принципиальных положений формирования концепции развития ЧГП имеет уточнение вклада партнеров. Основным вкладом со стороны бизнеса являются финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т. д. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками.
Со стороны государства в проектах ЧГП реализуются правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также возможность получения определенных объемов финансовых ресурсов. В рамках ЧГП государство получает более благоприятную возможность исполнения своих основных функций – контроля, регулирования, соблюдения общественных интересов. Кроме того, неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Государство сохраняет за собой основные рычаги регулирования и контроля, в том числе тарифную политику, контроль за безопасностью, контроль за экологичностью, контроль за качеством обслуживания пользователей.
Общественная значимость ЧГП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
Развитие отношений государства и частного бизнеса характеризуются тем, что они успешно могут быть реализованы не только на федеральном уровне, но и распространяются на более низкие уровни общественной системы – на уровень регионов и местных органов власти. Это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу конкретных территорий, а также с целесообразностью расширения круга лиц и организаций, заинтересованных в реализации соответствующих программ. Кроме того, именно региональный уровень в современных условиях в значительной мере предопределяет успешность реализации общегосударственной стратегии социально-экономического развития. Частно-государственное партнерство в значительной мере может способствовать преодолению системного кризиса, реструктуризации региональной экономики и обеспечению ее устойчивого социально-экономического развития.