Типы предпринимательства и их классификация
Лекция № 2. Типы и виды бизнеса
1. Типы предпринимательстваи их классификация
2. Производственное предпринимательство
3. Коммерческое предпринимательство
4. Финансовое предпринимательство
5. Консалтинговое предпринимательство
Типы предпринимательства и их классификация
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда, критерию размера хозяйствующих единиц и т.д.
1.По формам собственности:
– частное предпринимательство
– государственное предпринимательство.
Частное предпринимательство осуществляется негосударственными структурами и отличается большим разнообразием в зависимости от того, одно или несколько лиц являются владельцами предприятия; от степени ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. По этим признакам ГК РК выделяет организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Государственное предпринимательство– это форма осуществления экономической активности органов государственного управления посредством учреждения предприятий.
Государственные предприятия учреждаются государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом.
2.По количеству собственников:
-индивидуальное
-коллективное (партнерское).
Под индивидуальным предпринимательством обычно понимают деятельность физического лица – индивидуального предпринимателя. Индивидуальным можно считать также предпринимательство, при котором учредителем юридического лица является одно лицо
Коллективнымназывается такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения взносов двумя или более учредителями. Оно осуществляется в различных организационно-правовых формах, установленных ГК РК.
3.По масштабам производства и численности работников предпринимательство может быть: малое, среднее и крупное.
Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнесв основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности.
Средний бизнесв большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к частному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.
Малый бизнесосуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами,
4. По законности осуществляемой деятельности:
-законная
-незаконная или противозаконная (наркоторговля, деятельность без лицензий)
-лжепредпринимательство (контрабанда, коррупция)