Целеполагание в стратегическом менеджменте.

Стратегическое ведение и миссия фирмы. Определение миссии предприятия, факторы на нее влияющие, стейкхолдеры. Ценности высшего руководства. Использование миссии в практике стратегического управления.

Общие долгосрочные цели фирмы в восьми ключевых пространствах. Цели и стратегические приоритеты. Процесс целеполагания и организационная культура предприятия. Требования к целям (критерии качества целей). Анализ разрывов между целями и реальными возможностями. Цели и критерии развития городов и регионов.

Стратегические альтернативы.

Базовые стратегии. Стратегии роста, стабильности, сокращения.

Типовые конкурентные стратегии по М.Портеру. Стратегии достижения конкурентных преимуществ: минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования, синергизма.

Стратегии поведения в конкурентной среде: стратегия лидера, бросающего вызов, последователя, «знающего свое место на рынке». Стратегии конкурентного поведения фрагментарных фирм.

Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия.

Отраслевые стратегии, Портфельные стратегии. Функциональные стратегии.

Стратегическое планирование в современных условиях.

Сущность и виды стратегического планирования в управлении, процесс стратегического планирования, Структура стратегического плана. Бизнес-планирование в компаниях. Возможности и ограничения для стратегического планирования в современных российских условиях.

Стратегическое планирование в современных холдингах с участием государства. Стратегическое планирование социально-экономического развития города, региона, страны.

Функциональные стратегии.

Маркетинговая стратегия фирмы: содержание, виды, этапы формирования. Товарная, ассортиментная стратегии, стратегия ценообразования. Стратегия продвижения на рынок.

Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации.

Инновационная стратегия, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия и т. д.

Анализ конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность фирмы.

Понятие конкурентных и виды конкурентных преимуществ и деловой стратегии. Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы.

Конкурентные преимущества товаров, организаций, отраслей, стран, регионов, городов.

Условия перехода от сравнительных к конкурентным преимуществам. Основные направления достижения конкурентных преимуществ. Средства защиты конкурентных преимуществ. Базовые издержки. Факторы сохранения конкурентных преимуществ.

Конкурентные стратегии.

Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу. Менеджмент знаний как конкурентная стратегия.

Стратегия лидерства в издержках. Опытная кривая как основа стратегии. Требования к управлению стратегией лидерства в издержках. Рыночные условия и риски стратегии лидерства в издержках.

Стратегия дифференциации продукции. Основы дифференциации. Этапы процесса дифференциации. Рыночные условия и риски стратегии дифференциации продукции.

Стратегии фокусирования, первопроходца и синергизма.

Бизнес-план как отражение стратегии бизнес-единицы. Различие бизнес-плана и стратегического плана организации. Ошибки и погрешности при составлении бизнес–планов.

Портфельный анализ.

Цели и основные этапы портфельного анализа. Матрица Бостонской консультационной группы. Модифицированная матрица БКГ. Матрица Маккинси-Дженерал электрик. Матрица Артур Д. Литтл – Жизненный цикл. Матрица Ансоффа. Трехмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ (проект PIMS). Портфельные стратегии: связанной, несвязанной и международной диверсификации, стратегия откачки капитала и ликвидации, стратегия изменения курса и реструктуризации.

Диверсификация.

Понятие, история, причины диверсификации. Виды диверсификации: связанная, несвязанная, вертикальная, горизонтальная, прямая, обратная интеграция.

Риски несвязанной диверсификации, подходы и пути ее осуществления.

Особенности проведения диверсификации российскими фирмами. Собственность и кооперация как факторы, влияющие на формы объединений. Концерны, корпорации, конгломераты, холдинги, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы.

Управление диверсифицированными фирмами. Преимущества и недостатки диверсификации.

Отраслевой анализ.

Модель жизненного цикла отрасли, этапы и функции, описывающие динамику развития. Нетрадиционные модели жизненного цикла.

Отраслевой анализ. Основные показатели и ключевые факторы успеха в отрасли. Методика отраслевого анализа М.Портера.

Модель М. Портера "национальный ромб". Роль государства в формировании конкурентных преимуществ страны и отраслей в рамках государства. Понятие «отраслевого кластера». Структура отраслевых издержек, опытная кривая.

Наши рекомендации