Целеполагание в стратегическом менеджменте.
Стратегическое ведение и миссия фирмы. Определение миссии предприятия, факторы на нее влияющие, стейкхолдеры. Ценности высшего руководства. Использование миссии в практике стратегического управления.
Общие долгосрочные цели фирмы в восьми ключевых пространствах. Цели и стратегические приоритеты. Процесс целеполагания и организационная культура предприятия. Требования к целям (критерии качества целей). Анализ разрывов между целями и реальными возможностями. Цели и критерии развития городов и регионов.
Стратегические альтернативы.
Базовые стратегии. Стратегии роста, стабильности, сокращения.
Типовые конкурентные стратегии по М.Портеру. Стратегии достижения конкурентных преимуществ: минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования, синергизма.
Стратегии поведения в конкурентной среде: стратегия лидера, бросающего вызов, последователя, «знающего свое место на рынке». Стратегии конкурентного поведения фрагментарных фирм.
Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия.
Отраслевые стратегии, Портфельные стратегии. Функциональные стратегии.
Стратегическое планирование в современных условиях.
Сущность и виды стратегического планирования в управлении, процесс стратегического планирования, Структура стратегического плана. Бизнес-планирование в компаниях. Возможности и ограничения для стратегического планирования в современных российских условиях.
Стратегическое планирование в современных холдингах с участием государства. Стратегическое планирование социально-экономического развития города, региона, страны.
Функциональные стратегии.
Маркетинговая стратегия фирмы: содержание, виды, этапы формирования. Товарная, ассортиментная стратегии, стратегия ценообразования. Стратегия продвижения на рынок.
Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации.
Инновационная стратегия, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия и т. д.
Анализ конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность фирмы.
Понятие конкурентных и виды конкурентных преимуществ и деловой стратегии. Теории конкурентоспособности и основные конкурентные силы.
Конкурентные преимущества товаров, организаций, отраслей, стран, регионов, городов.
Условия перехода от сравнительных к конкурентным преимуществам. Основные направления достижения конкурентных преимуществ. Средства защиты конкурентных преимуществ. Базовые издержки. Факторы сохранения конкурентных преимуществ.
Конкурентные стратегии.
Конкурентные стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу. Менеджмент знаний как конкурентная стратегия.
Стратегия лидерства в издержках. Опытная кривая как основа стратегии. Требования к управлению стратегией лидерства в издержках. Рыночные условия и риски стратегии лидерства в издержках.
Стратегия дифференциации продукции. Основы дифференциации. Этапы процесса дифференциации. Рыночные условия и риски стратегии дифференциации продукции.
Стратегии фокусирования, первопроходца и синергизма.
Бизнес-план как отражение стратегии бизнес-единицы. Различие бизнес-плана и стратегического плана организации. Ошибки и погрешности при составлении бизнес–планов.
Портфельный анализ.
Цели и основные этапы портфельного анализа. Матрица Бостонской консультационной группы. Модифицированная матрица БКГ. Матрица Маккинси-Дженерал электрик. Матрица Артур Д. Литтл – Жизненный цикл. Матрица Ансоффа. Трехмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ (проект PIMS). Портфельные стратегии: связанной, несвязанной и международной диверсификации, стратегия откачки капитала и ликвидации, стратегия изменения курса и реструктуризации.
Диверсификация.
Понятие, история, причины диверсификации. Виды диверсификации: связанная, несвязанная, вертикальная, горизонтальная, прямая, обратная интеграция.
Риски несвязанной диверсификации, подходы и пути ее осуществления.
Особенности проведения диверсификации российскими фирмами. Собственность и кооперация как факторы, влияющие на формы объединений. Концерны, корпорации, конгломераты, холдинги, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы.
Управление диверсифицированными фирмами. Преимущества и недостатки диверсификации.
Отраслевой анализ.
Модель жизненного цикла отрасли, этапы и функции, описывающие динамику развития. Нетрадиционные модели жизненного цикла.
Отраслевой анализ. Основные показатели и ключевые факторы успеха в отрасли. Методика отраслевого анализа М.Портера.
Модель М. Портера "национальный ромб". Роль государства в формировании конкурентных преимуществ страны и отраслей в рамках государства. Понятие «отраслевого кластера». Структура отраслевых издержек, опытная кривая.