Вторая книга. процесс обращения капитала 285

рой метаморфоз, т. е. товар, имеющийся теперь налицо, нахо­дится в той форме, в которой он в качестве потребительной стоимости должен служить своему владельцу, покупателю, в качестве факторов процесса производства. Напротив, первое Т' есть товар, который еще не претерпел метаморфоза, еще только должен проделать в качестве исходного пункта акта 7" — Д свой первый метаморфоз, свое превращение в деньги. У товара, выступающего в качестве окончания акта Д — Т, его назначение как товара мимолетно, он должен тут же войти в процесс производства, функционировать в качестве потреби­тельной стоимости, должен быть производительно потреблен. Если он продолжает существовать в качестве товара, — либо потому, что он (в качестве постоянного капитала) частично существует дольше процесса производства, либо потому, что он имеется наготове лишь в качестве его условий и пока еще не вошел в него, либо потому, что процесс не осуществляется, — то во всех этих случаях он все же вновь будет находиться в об­ращении в качестве товара, поскольку и когда он не выпол­няет своего назначения в качестве фактора процесса произ­водства.

Т', напротив, есть форма товара, характерное определение формы, в которой находится теперь капитал. В качестве товара капитал есть меновая стоимость, которая представлена в какой-то потребительной стоимости, но может сохраняться и высту­пать в качестве такой меновой стоимости только путем отчуж­дения и сбрасывания своей формы как потребительной стои­мости (характерное для формы Т заключается именно в акте Д — Т). Капитал есть теперь хат' eÇoy_7jv* товарный капитал, так как в своей определенности он функционирует как товар. Товар как таковой, однако, не имеет никакой иной функции, кроме как превращаться в деньги, превращаться из формы существования определенной потребительной стоимости в само­стоятельную и абстрактную форму меновой стоимости, в ее денежную форму, т. е. быть проданным. Он осуществляет эту функцию тем, что он отчуждается, меняет свое место, совер­шает оборот, переходит из рук продавца в руки покупателя, что в отношении его продавца представляет собой первый метаморфоз, смену его формы, его превращение в деньги, так что в своей первой форме он больше не имеет отношения к про­давцу и, выражаясь точнее, в отношении к кругообороту капи­тала, он вытолкнут из него, отторгнут от него. Является ли продажа товара — а быть проданным есть его функция в каче-

* — по преимуществу. Ред.



К. МАРКС

стве Т' — опосредствованной деньгами в качестве средства обращения или деньгами в качестве средства платежа, это для данного метаморфоза как такового безразлично. Товар может завершить свой метаморфоз в образе первоначального товарного капитала без того, чтобы в результате этого было закончено его обращение (а потому — и новые его метаморфозы в новых руках). Если товар куплен купцом, перекупщиком, — а это является обычным делом в капиталистическом производ­стве, — то этот товар и дальше должен переходить из рук в руки до тех пор, пока, наконец, не попадет в такие руки, в которых он будет функционировать в качестве потребитель­ной стоимости, т. е. будет потреблен индивидуально или про­изводительно. [32] Но этот его дальнейший акт обращения и повторение его первой смены формы не касаются непосредст­венно его первого продавца и выпадают из движения капитала, результатом процесса производства которого был этот товар.

Товарный капитал в точном смысле есть, следовательно, капитал, функционирующий исключительно в форме произве­денного им товара и в качестве товара, т. е. капитал в такой форме, в которой он должен быть продан как товар (обрести свою денежную форму, которая присуща ему как авансирован­ному капиталу), должен проделать свой первый метаморфоз.

Товарный капитал в качестве товарного капитала нахо­дится на рынке, т. е. предлагается к продаже, поскольку он функционирует в качестве товарного капитала. Товары, в кото­рых он существует, образуют часть всеобщего товарного рынка, как других предлагаемых к продаже товаров, так и товаров того же рода, но произведенных и присвоенных другими капи­талистами. Должен ли товарный капитал, чтобы его можно было предложить к продаже, сначала быть отправлен в Китай, или он может находиться на складе своего производителя и оттуда может быть взят для продажи, и может быть продан на месте, — все это ничего не меняет в его определении формы, и следовательно, пока при исследовании абстрактной формы оно должно быть оставлено без внимания (оно не имеет зна­чения).

Рынок есть общее выражение сферы обращения вообще, в отличие от сферы производства, следовательно, сферы обра­щения, в которой происходит Т' — Д — Т и в которой в ка­честве субъектов этого рынка выступают товаровладельцы (здесь капиталисты в качестве продавцов товаров) и владельцы денег (покупатели); в сферу обращения, однако, входят не только капиталисты, покупающие как капиталисты, но также и покупа­тели, покупающие товар для индивидуального потребления.

ВТОРАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА 287

Так как купля и продажа — в отношении к одному и тому же лицу — могут не совпадать во времени и пространстве, то пространственная определенность рынка, где совершается акт Т' — Д, т. е. где реализуется товарный капитал, может быть отличной от рынка, где совершается акт Д — Т, т. е. где деньги обратно превращаются в условия производства, а также от рынка, где деньги превращаются в средства индивидуального потребления. В этом отношении рынок выступает как множе­ство рынков (акт Т' — Д, так же как и акт Д — Т может быть совершен на различных рынках; одна и та же пряжа может быть продана на различных рынках, а на полученные за пряжу деньги могут быть на различных рынках куплены снова те же самые или различные другие товары). Подобно тому как Т — Д и Д — Т выступают самостоятельно рядом друг с дру­гом и один за другим, так же разобщенно выступают и рынки, множество рынков, существующих рядом друг с другом и отде­ленных друг от друга, разобщенных. (Это относится, разумеется, не только к данному товарному капиталу, а к различного рода товарным капиталам.) Однако каждый отдельный рынок вклю­чает в себя продавцов товаров и покупателей товаров, и для всего цикла движения капитала рынок включает в себя как рынки, где капитал продается как товарный капитал, так и рынки, где он как денежный капитал покупает.

Как уже говорилось, товар Т' образует часть товарного рынка. С другой стороны, однако, он ищет рынок, т. е. поку­пателей, и рынок для него тем обширнее, чем больше число этих покупателей и сумма стоимости, которой они распола­гают для купли товара.

Ранее мы видели, что сфера обмена, а следовательно, фак­тически и рынок для товара тем обширнее, чем многообразнее производство, чем разнообразнее конкретные виды труда представлены в разнообразных товарах. Здесь мы не будем дольше останавливаться на этом вопросе; он относится к главе III, как и вообще все, — за исключением пространственного определения, которое содержит в себе рынок (и которое как раз свойственно сфере обращения в ее реальности) — что об этом может быть сказано, только другими словами, относится к мо­ментам процесса воспроизводства и обращения.

Лишь одно следует здесь упомянуть мимоходом: Д — Т — П — Т'. — Д' I кругооборот

1) 2) 3)

Деньги — Товар — Процесс производства — Товар — Деньги



К. МАРКС

/77 кругооборот

Г — Г — Д' — Т — П — Г

Т' — Обр.—П — Г (или Т")

Этот кругооборот представляет собой то же самое, что и Т (входящее в процесс производства) — Я — Обр. — Т, так как Д — Т для одного капиталиста есть то же, что Т — Д для другого. // кругооборот

П - Обр. - П П — Т'—Д' — Т — П (или П').

[33] Количество и многообразие находящихся на рынке товаров зависит не только от количества и многообразия про­дуктов, но частично определяется и тем, как велика та часть продуктов, которая произведена как товар и поэтому как товар должна быть выброшена на рынок для продажи. Это в свою очередь зависит от степени развития капиталистичес­кого способа производства, производящего продукты только в качестве товаров, а также от степени, в которой он овладел всеми сферами производства. Поэтому возникает большое несо­ответствие в обмене между таким капиталистически развитым народом, как, например, Англия, и такими странами, как Индия и Китай. Это — одна из причин кризисов, которую оставляют совершенно без внимания ослы, довольствующиеся фазой обмена продукта на продукт и забывающие при этом, ■что продукт как таковой еще отнюдь не является товаром и, следовательно, ео ipso * продукт может быть и не обменен на другие продукты. Это является одновременно стимулом, который заставляет англичан и т. д. взламывать старый способ производства в Китае, Индии и т. д., преобразовывать его в товарное производство, в том числе и в товарное производ­ство, основанное на международном разделении труда (т. е. в производство в той его форме, в какой оно соответствует капиталистическому производству). Частично это удается в от­ношении, например, прядильщиков шерсти или хлопка путем продажи по ценам ниже существующих и разрушения старых способов производства, которые не могут конкурировать с ка­питалистическим способом, производящим товары дешевле.

Хотя товарный капитал как таковой по своему предна­значению находится на рынке, т. е. предложен для продажи, капиталист может (в зависимости от природы товара, на дли-

• —» в силу втого. Ред,

Наши рекомендации