Связь факторов в экономическом анализе
Метод экономического анализа –диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
Характерные особенности метода экономического анализа:использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Методика экономического анализа – совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.
Виды методики экономического анализа.
1. Частная методика – методика, конкретизирующая общую применительно к хозяйственным процессам.
2. Общая методика – совокупность приемов аналитической работы, применяемых при исследовании экономических процессов.
Методы и приемы анализа.
1. Методы предварительного анализа:
1) сплошное наблюдение – исследование и обработка всех имеющихся данных;
2) выборочное наблюдение – наблюдение, при котором из общей совокупности обследованию подлежит часть, которая является выборочной совокупностью;
3) сравнение данных – прием, который позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, динамику и степень достигнутой эффективности.
Виды сравнений:
а) сравнение отчетных и плановых показателей;
б) сравнение плановых показателей и показателей предшествующего периода;
в) сравнение отчетных показателей и показателей предшествующего периода;
г) сравнение со среднеотраслевыми данными;
д) сравнение показателей с показателями однородных предприятий;
4) сводка и группировка данных. Сводка данных – обобщение статического материала при помощи итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе;
5) расчет абсолютных и относительных величин.
Абсолютные статистические величины – показатели, выражающие размеры количественных признаков общественных явлений. Относительные статистические величины – обобщающие показатели, которые характеризуют количественные отношения общественных явлений;
6) расчет средних величин и показателей вариации.
Средняя величина – обобщающая характеристика совокупности однородных общественных явлений (средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана). Средняя величина характеризует уровень признака на единицу совокупности и обобщает индивидуальные величины одного вида;
7) рассмотрение рядов динамики. Рядом динамики (временный ряд) является ряд расположенных во времени статистических показателей, которые характеризуют изменения общественного явления;
8) графический;
9) эвристический.
2. Методы факторного анализа:
1) индексный основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню данного явления, принятому в качестве базы;
2) метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель;
3) метод абсолютных разниц;
4) метод относительных разниц;
5) метод долевого участия;
6) интегральный;
7) метод логарифмирования.
3. Модели имитации и оптимизации.
Факторный анализ.
Хозяйственные процессы и конечные результаты складываются под влиянием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический показатель. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности труда. Субъективные или косвенные факторы — внутренние (руководство тем или иным производственным коллективом, организация производства, финансов, экономическая или организационная подготовленность исполнителей и т.д.). Следовательно, это изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Без всестороннего и тщательного изучения факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторы в результате анализа получают количественную и качественную оценку. Каждый показатель может в свою очередь выступать и в роли факторного, и результативного. Например, в модели П = ВП - С (прибыль равна выручке за минусом себестоимости) прибыль — результативный показатель, а в модели Rпр = П / РП (рентабельность продаж равна прибыли, деленной на выручку от реализации) прибыль является фактором по отношению к результативному показателю рентабельности продаж.
Различают следующие типы факторного анализа:
o детерминированный и стохастический;
o прямой и обратный;
o одноступенчатый и многоступенчатый;
o статический и динамический;
o ретроспективный (исторический) и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Взаимосвязи в детерминированном анализе можно формализовать и дать количественную оценку роли отдельных факторов на результативный показатель.
Стохастический факторный анализ — это методика исследования влияния факторов, связь которых с результатом является неполной. Носит характер вероятностной, корреляционной зависимости, поскольку изменение фактора может дать несколько значений результата в зависимости от сочетания других факторов. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, которые воздействуют на этот показатель.
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Он проводится с целью комплексного исследования внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, формирующих величину изучаемого результативного показателя.
Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим, от причин к следствиям с целью установления чувствительности изменения многих результативных показателей к изменению изучаемого фактора.
Факторный анализ может быть одноуровневым и многоуровневым. Первый вид используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = ах Ь. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущности. Детализация факторов может быть продолжена. В таком случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основные задачи факторного анализа.
1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.
2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода.
3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
5. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).