Маркетинг и сбыт продукции
Этот раздел бизнес-плана зачастую бывает наиболее значимым и после его детальной проработки можно сделать вывод о том, стоит заниматься этим видом деятельности, выпускать данную продукцию или нет.
Включает в себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.
В разделе приводятся данные рыночных исследований и анализа сбыта. Материалы готовятся следующим образом: выделяется состав собираемой информации, затем происходит сбор информации, проводится её обработка и анализ, и только после этого разрабатываются мероприятия позволяющие предприятию выйти на рынок сбыта со своим товаром или услугой.
Структура данной части:
- местоположение предприятия;
- людские потоки в месте расположения предприятия;
- наличие парковки;
- изучение платежеспособного спроса на продукцию, услуги;
- целевая аудитория (характеризуется стандартными социально-демографическими характеристиками – пол, возраст, социальное положение)
- анализ и описание конкурентов, какие сильные и слабые стороны вы будете иметь;
- привлечение потребителей – какими способами (маркетинговые инструменты).
План производства
В производственном плане дается описание выбираемого для проекта местоположения, требуемых производственных площадей и помещений, технологий и оборудования, необходимых материальных и людских ресурсов, а также энергетического и инженерного обеспечения.
Структура данной части:
- географическое положение предприятия, транспортные пути, наличие коммуникаций, достоинства и недостатки местоположения фирмы;
- потребность в площадях (производственные, складские, технологические, офисные, вспомогательные);
- перечень необходимого оборудования, источники его поступления (покупка, аренда и т.п.);
- технология и уровень квалификации кадров;
- объем производства;
- затраты на сырье и материалы;
- текущие затраты на производство.
Организационный план
В этом разделе приводятся сведения об организации структуры управления предприятием и его подразделениями; прилагаются характеристики руководящего персонала; сведения о технической оснащенности органов управления.
Основные вопросы, решаемые в этом разделе следующие:
- организационная схема управления;
- состав подразделений и их функции;
- организация координирования и взаимодействия служб и подразделений;
- штатная политика и кадровое расписание;
- должностные инструкции;
- заработная плата и другие расходы на персонал;
- правовое обеспечение (устав предприятия, учредительный договор, лицензия на право ведения работ, особенности налогообложения, договор, в том числе аренды, купли, продажи т.д.);
- возможные льготы (предоставление длительной аренды, льготные кредиты, налоговые льготы и т.д.).
Финансовый план
Рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Этот раздел является наиболее важным для инвестора, так как именно из него он узнает, на какую прибыль может рассчитывать.
Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект. Описать источники финансовых средств, привести таблицу доходов и расходов и описать движение наличности.
Структура данной части:
- затраты подготовительного периода;
- налоговые платежи;
- затраты основного периода;
- другие поступления и выплаты;
- расчет поступлений;
- отчет о прибылях и убытках;
- затраты, на обслуживание кредита (в случае использования);
- поток реальных денег;
- прогнозный баланс.