Как исследовать вашу организацию с помощью SWOT-анализа
Мой семинар с директорами химической компании по стратегии развития (см. гл. 1. Открытые системы) мы начали с рассмотрения открытых и закрытых систем. Затем мы путем мозгового штурма ранжировали положительные и отрицательные внешние влияния, такие как:
Положительные: поглощения и слияния, совместные предприятия, технические инновации и проникновение на рынки.
Отрицательные: требования к качеству, демографические тенденции, законодательство, внимание средств массовой информации.
После этого я предложил провести SWOT-анализ компании. Хотя понятия открытых и закрытых систем не были знакомы директорам, все они были осведомлены относительно SWOT-анализа. Хватило нескольких минут для объяснения.
«Вы хитрите и так и эдак, — посмеивался Роджер, директор по продажам. - Вы намеренно сотворили это». Он повернулся к своим коллегам-директорам. «Что является положительным и отрицательным влиянием с точки зрения открытых систем, одновременно представляет собой возможности и угрозы, ведь так?»
«Да, это так, - ответил я, - возможности и угрозы соответствуют открытым системам, тогда как сильные стороны и слабости - закрытым. Организация находится в состоянии динамического баланса между открытой и закрытой системами. Если такая возможность, как предложенное вами совместное предприятие, сочетается с такой сильной стороной, как операционная гибкость, возможность имеет значительно больше шансов реализоваться, чем если она сочетается с такой слабой стороной, как устаревшие методы работы. С другой стороны, если такая угроза, как потерянный объем продаж из-за невнедрения стандартов качества, проявляется одновременно с такой слабой стороной, как сниженная способность управления изменениями, это потенциально весьма пагубно; и в то же время если организация умеет управлять изменениями, эта угроза может оказаться гораздо менее •пасной. Суть заключается в том, чтобы удерживать изменения в той области, где сильные стороны организации могут быть развиты так,
чтобы минимизировать угрозы и максимизировать возможности. Слабые места всегда будут существовать в организации; должны предприниматься постоянные усилия, чтобы их преодолеть. И в открытой системе необходима постоянная бдительность; система непрерывно изменяется, и если мы не меняем соответствующим образом саму организацию, эта организация потеряет способность к существованию. Такая сильная сторона организации, как защищенный патент, может породить слабое место в виде благодушия и успокоенности, в то же время такой недостаток, как недостаточные объемы закупок, может дать на выходе экономию и укрепить одно из сильных качеств организации. Это бесконечный процесс».
«Давайте теперь закончим SWOT-анализ перечислением и ранжированием наших достоинств и недостатков и рассмотрением того, как они сочетаются с возможностями и угрозами. Чем лучше это сочетание, тем больше шансов успешной деятельности. Неудачные сочетания определяют задачи развития организации. Выработка стратегии может начаться с расхождения во мнениях, но главное — консолидация действий!»
Armstrong, M. (1986), A Handbook of Management Techniques, London: Kogan Page Ltd.
Анализдолевых
Позиции
Стейкхолдеров
Kaicyi
Стратегическими
Взаимоотношениями
Излагаемое в этой главе направление
анализа рассматривает открытую систему в терминах внешних процессов, технологий, организаций и людей, которые имеют отношение к конкретной организации или конкретному лицу1. В данном аспекте особое значение имеет представление взаимодействия с ними с точки зрения возможностей и угроз для исследуемой организации.
Домены стейкхолдеров: Это могут быть слияния и поглощения, качество, информационные технологии (ИТ) или разработка новых продуктов. С точки зрения возможностей и угроз эти сферы критически важны для организации.
Организации-стейкхолдеры: это могут быть поставщики, покупатели, конкуренты, совместные предприятия, организации, предоставляющие финансовые средства или гранты, правительственные организации и т.п.
Индивидуальные стейкхолдеры: таковыми могут являться инвестиционные аналитики, исполнительные директора, журналисты, лоббисты и т.п.
Ролевая позиция: идентифицируя ключевых стейкхолдеров через домены, организации и конкретных лиц, ролевая сеть рассматривает взаимоотношения между каждым из них и нашей организацией. Управление открытой организацией означает и управление взаимоотношениями с ключевыми стейкхолдерами в терминах ролей, т.е. взаимных ожиданий2. С использованием рассматриваемой далее методики природа таких взаимных ожиданий становится намного более ясной.
Организация-стейкхолдер |
Организация-стейкхолдер |
Индивидуальный стейкхолде |
Рис. 3.1. Диаграмма ролевых позиций стейкхолдеров
Кик управлять стратегическими взаимоотношениями с использованием анализа ролевых позицийстейкхолдеров
Во время моего семинара с директорами химической компании (см. гл. 2. SWOT-анализ) мы прошли путь от рассмотрения компании как открытой системы с точки зрения возможностей и угроз до рассмотрения ее как закрытой системы в терминах сильных и слабых сторон. В результате был осуществлен полный SWOT-анализ и поставлена задача укрепить сильные стороны, используя возможности, а также одновременно минимизировать угрозы, ликвидируя слабые стороны организации. Моими клиентами были компетентные и прагматичные люди,
которые имели практику анализа проблем, разделения этих проблем на элементы и работы со всей их совокупностью. Однако скоро стало очевидно, что директора занимались управлением взаимоотношениями с представителями внешних по отношению к компании структур, особенно антагонистических, гораздо меньше, чем внутренней деятельностью. С учетом этого я попросил их выполнить анализ сети стейкхолдеров с точки зрения угроз для организации. Один из выявленных доменов был связан с окружающей средой (у компании были проблемы с загрязняющими среду веществами), а другой - с городом. Первый домен включал в себя организации по защите окружающей среды, политические организации и средства массовой информации, в то время как городской домен включал организации из институциональной, финансовой сферы и средства массовой информации. В составе каждого домена были ключевые организации или персоны.
«Нравится это нам или нет, - сказал я, - мы живем в сложном мире и испытываем значительные воздействия извне. Мы определили сегмент внешних воздействий в открытой системе, содержащих угрозы для вашей компании, и установили организации и людей, от которых эти угрозы могут исходить. Независимо от ваших стратегических намерений вам необходимо поддерживать взаимоотношения с этими людьми и путем переговоров добиваться взаимоприемлемых результатов. Давайте начнем с того, что сформулируем для каждого домена, организаций и личностей, каковы наши ожидания в отношении них, и определим, каковы, по нашему мнению, их ожидания в отношении нас».
Сделав это, мы оконтурили потенциальные и актуальные зоны конфликтов, которые нам следует разрешить (например, с обществами по защите окружающей среды), и возможности (например, с одной из инвестиционных групп). На этой основе мы сформировали план действий. Внешняя для организации среда стала гораздо менее аморфной, чем до этого. С нашей стратегической лампы было снято покрывало, которое не позволяло нам освещать дорогу в тумане.
Handy, Charles (1976), Understanding Organisations, - Pengiun Books
Ltd.
Комментарий
1 Рассматриваемая автором методика "заинтересованных сторон" -стейкхолдеров основана на предположении, что для каждой организации существует много групп лиц, по-своему заинтересованных
в результатах ее деятельности. Одним из показателей эффективности организации является удовлетворенность этих заинтересованных групп. (Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов: Пер. с англ. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 54-62.)
2 Кроме регулирования взаимоотношений с конкретными стейк-холдерами в практике менеджмента вырабатываются и общие принципы построения этих отношений. Российскими предпринимателями еще в 1912 г. было выработано семь этических принципов ведения дел. В США существует Бюро безупречного бизнеса, членами которого становятся фирмы, стремящиеся к этичному и честному бизнесу и принимающие идею добровольного саморегулирования. Существует кодекс чести компаний-участников Бюро безупречного бизнеса. (Спи-вак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер, 2001. - С. 18,45.). В середине 1990-х годов по инициативе Ф. Филипса был образован "круглый стол" из крупнейших представителей делового бизнеса, который принял кодекс деловой этики, определяющий принципы делового поведения, "приемлемые для каждого и уважаемые всеми". (Фредерик Филипс. Формула успеха. - М.: Вагриус, 2000. - С. 383-393.). См. также: Ботавина Р.Н. Этика менеджмента.: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ
Жизненный цикл продукта
Как достичьреализуемости вашего продукта
Жизненный цикл продукта1 показывает, что его рыночная "жизнь", т.е. время, когда люди хотят его купить, имеет, по меньшей мере, четыре фазы.
Фаза 1 является исследовательской, инновационной фазой. Продукт изобретен или разработан. Однако его покупает очень небольшое число людей. Чаще всего такой продукт мало кому доступен из-за дороговизны, а высокая цена обусловлена тем, что через нее возмещаются затраты на разработку. Примером первой фазы продукта могут быть видеомагнитофоны в 1960-х годах. Но некоторые люди все же их имели тогда!
Фаза 2 соответствует ускоренному росту спроса. Растет количество обладателей продукта. Развиваются массовые рынки продукта, в то время как прежде только небольшое количество людей интересовалось им. Для этой фазы примером могут служить видеомагнитофоны в 1980-х годах.
Фаза 3 соответствует насыщению рынка. У многих людей продукт уже есть. Производство продукта прибыльно, потому что компенсация затрат на разработку уже получена. На рынок с этим продуктом выходят конкуренты. Первостепенным становится искусство маркетинга. Примером продукта в этой фазе цикла могут служить кукурузные хлопья — интересовались ли вы фирмой-изготовителем?
Фаза 4 - это фаза спада. Рынок насыщен и стал требовательным. Лишь немногие хотят еще купить продукт. Продукт постепенно становится относительно дешевым. Пример продукта в этой фазе - черно-белые телевизоры в 1990-х годах.
3-339
Объем продаж
Время
Фаза | Фаза | Фаза | Фаза |
исследо- | расши- | насы- | сокра- |
вания | рения | щения | щения |
Рис. 4.1. Жизненный цикл продукта