Виды мер административного принуждения
Понятие семьи и брака
В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Семья — группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).
Брак — свободный, добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважении, заключенный для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только законом.
Закон широко трактует понятие «член семьи». К членам семьи помимо супругов относятся дед, бабка, братья, сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица. Понятие «член семьи» в семейном праве не всегда совпадает с этим понятием в жилищном, наследственном праве, поскольку в семейном праве понятие «член семьи» обычно связано с обязанностью алиментирования.
Семейные правоотношения прекращаются со смертью участников или наступлением оговоренных в законе условий (расторжение брака, отмена усыновления и др.). Несоблюдение семейно-правовьгх
норм, нарушение обязанностей членами семьи могут вызвать применение санкций, предусмотренных законом, например лишение родительских прав, признание брака недействительным, взыскание алиментов за прошлое время (при злостном уклонении от их уплаты).
Брак может быть заключен при наличии взаимного согласия зарегистрировать брак (ст. 12 СК РФ). Желающие вступить в брак подают в орган загса заявление за месяц до регистрации брака. Они имеют время и возможность все обдумать, взвесить, проверить себя. Взаимное согласие означает, что вступающие в брак отдают себе отчет в своих действиях, понимают смысл и значение происходящего.
Брачный возраст для мужчины устанавливается в 18 лет. В исключительных, случаях администрации районов (городов) могут снижать брачный возраст, но не более чем на два года (ст. 13 СК РФ). Препятствием к заключению брака является:
i) состояние в другом зарегистрированном браке. Лицо может состоять только в одном браке, пока он не прекратился, вступление в другой брак запрещено;
2) недопущение вступления в брак близких родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. Полнородными считаются братья и сестры, имеющие общих отца и мать. Неполнородными считаются братья и сестры, имеющие только общую мать или общего отца;
3) недееспособность лица, признанная судом (ст. 29 ГК РФ).
Заключение брака производится торжественно.
Рассторжение брака.
Расторжение брака (развод) производится в судебном порядке, а в случаях, предусмотренных законом, — в органах записи актов гражданского состояния. При расторжении брака в судебном порядке иск предъявляется одним из супругов. В исключительных случаях, когда это требуется для защиты интересов недееспособного супруга, иск о расторжении брака может быть предъявлен его опекуном или прокурором. Дела о расторжении брака рассматриваются судом в порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом. При подготовке дела к судебному разбирательству судья приглашает супругов для выяснения у них спорных вопросов, мотивов развода, соображений сторон. При этом судья принимает меры к примирению супругов.
При слушании дела в судебном заседании суд должен оказать помощь в урегулировании конфликта, принять меры к сохранению семьи.
Законом предусмотрена возможность отложения судебного разбирательства для примирения супругов. Если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможны, суд выносит решение о расторжении брака. Минимальная государственная пошлина за расторжение брака в органах суда или загса — однократный размер минимальной оплаты труда.
При вынесении решения о расторжении брака суд принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспо
собного супруга, рассматривает споры о разделе совместно нажитого имущества и другие споры супругов.
Однако вынесение судебного решения о расторжении брака лишь предоставляет возможность супругам расторгнуть брак в установленном порядке в органах загса после уплаты государственной пошлины. Брак считается прекращенным со дня регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния (ст. 25 СК РФ). Суд может отказать супругам в расторжении брака. Внесудебное расторжение брака в органах загса производится в следующих случаях:
• при взаимном согласии на расторжение брака супругов, у которых нет несовершеннолетних детей (вообще нет детей или дети стали взрослыми);
• если супруги подают совместное заявление о разводе в орган записи актов гражданского состояния. Оформление развода и выдача супругам свидетельства о расторжении брака проводятся по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. При наличии спора между супругами (об имуществе, праве на жилую площадь и др.) производство в загсе прекращается, развод производится через суд. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится в органах записи актов гражданского состояния;
• если один из супругов признан в установленном порядке безвестно отсутствующим;
• если другой супруг признан в установленном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;
• если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет (ст. 19 СК).
Режим имущества супругов
Имущественные права супругов разнообразны: права на имущество, которое имелось у вступающих в брак до момента регистрации брака, права на имущество, совместно нажитое в браке, права в случае расторжения брака и раздела имущества, алиментные правоотношения супругов.
Имущество, принадлежащее супругам, подразделяется на общее и личное.
Личным считается имущество, принадлежащее только одному супругу:
а) имущество, приобретенное до вступления в брак (вклад в Сбербанке, автомашина, пай в жилищно-строительном кооперативе, квартира и т. п.);
б) имущество, полученное одним из супругов по наследству в силу дарения;
в) имущество, которое приобреталось во время брака, но предназначенное для одного из супругов (одежда, обувь и т. п.);
г) награды, премии, полученные одним из супругов.
Имущество, нажитое в период брака и обращенное в общее пользование, рассматривается как общая совместная собственность супругов (ст. 34 СК РФ). Общая собственность супругов регулируется не только СК РФ, но и ГК (ст. 256). Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. При этом равенство прав не зависит от размера заработка каждого из супругов.
Один из супругов может не участвовать в общественном производстве, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей — все равно он имеет равное с другим право на имущество.
К общему имуществу, совместно нажитому в браке, относится дом, квартира, мебель, предметы домашнего обихода, приобретенные супругами иные вещи (автомашина и др.), вклады в банках и др.
Вклад, внесенный за счет общих сбережений в банк супругом на свое имя, а также совместно приобретенные акции, облигации являются общим имуществом супругов. Споры между супругами относительно общего имущества разрешает суд.
Имущество супругов является общим совместным имуществом, доли в котором не определены. Однако если брак расторгнут и встает вопрос о разделе имущества, то доли супругов признаются равными (ст. 38,39 СК РФ).
Раздел общего имущества супругов обычно связан с расторжением брака и может быть произведен по согласию супругов, но если между ними возникает спор о разделе имущества, следует обращаться в суд.
При разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд определяет, какие предметы подлежат передаче каждому из них. В случаях, когда одному из супругов пере
даются предметы, стоимость которых превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная компенсация.
В состав имущества, подлежащего разделу между супругами, включается имущество (в том числе и денежные суммы), нажитое ими в период брака и имеющееся в наличии либо находящееся у третьих лиц. При разделе имущества учитываются также общие долги супругов и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
Если судом будет установлено, что один из супругов произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи, или скрыл имущество, то при разделе учитывается это имущество или его стоимость.
В отдельных случаях суд может отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимание интересы одного из супругов (ст. 38, 39 СК РФ). В соответствии с СК РФ режим имущества супругов подразделяется на законный и договорный.
65 Алиментные обязанности
Алиментные обязательства между супругами возникают в том случае, когда они отказываются материально поддерживать друг друга (ст. 24, 89—92 СК РФ). В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный супруг имеет право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить, т. е. достаточно обеспечен сам.
Право нуждающегося нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга возникает как в период нахождения в браке, так и после развода, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после расторжения брака.
Если супруги длительное время состояли в брачных отношениях, а затем расторгли брак и в течение 5 лет после этого разведенный супруг достиг пенсионного возраста и нуждается, а другой в состоянии оказывать ему поддержку, суд вправе взыскать алименты в пользу нуждающегося супруга (ст. 90 СК РФ).
Алименты в пользу супруга взыскиваются в твердо определенной сумме, помесячно, с учетом имущественного и семейного положения обоих супругов. В случае изменения материального или семейного положения одного из супругов каждый из них вправе обратиться в суд с иском об изменении размера алиментов (ст. 91 СК РФ).
Законодательство РФ всемерно охраняет интересы материнства и детства. Если муж отказывает в материальной поддержке своей беременной жене, она в период беременности и в течение трех лет после рождения общего ребенка может требовать по суду алименты. Если брак между ними расторгнут в период беременности, которая наступила до расторжения брака, жена сохраняет это право (ст. 89 СКРФ).
Суд может, принимая во внимание непродолжительность пребывания супругов в браке или недостойное поведение супруга, требующего выплаты ему алиментов, например корыстные побуждения при вступлении в брак, отказать в иске и освободить другого супруга от уплаты алиментов или ограничить эту обязанность определенным сроком (ст. 92 СК РФ).
Семейным кодексом введено соглашение об уплате алиментов (ст. 99-105 СК РФ). Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. Соглашение заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
К заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются соответствующие нормы ГК, регулирующие заключение, исполнение, расторжение договоров и признание недействительными гражданско- правовых сделок.
Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов или одностороннее изменение его условий не допускаются. Если соглашением об уплате алиментов нарушены имущественные интересы несовершеннолетнего или недееспособного лица, соглашение в судебном порядке может быть признано недействительным (ст. 102 СК РФ).
Стороны сами определяют в своем соглашении размер алиментов. Размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при их взыскании в судебном порядке. Этим же соглашением устанавливаются способ и порядок уплаты алиментов. Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяется на основании ст. 117 СК РФ. Порядок уплаты и взыскания алиментов по решению суда производится на основании ст. 106-120 СК РФ.
Право на получение содержания от другого супруга может быть утрачено при наступлении ряда условий:
• если разведенный супруг, получающий средства на содержание, вступит в новый брак;
• если у него восстановится трудоспособность, и он начнет работать, т. е. его нуждаемость прекратится;
• если выплачивающий содержание бывший супруг сам лишается заработка или средств, благодаря которым мог предоставлять содержание (ст. 92 СК РФ).
66 Понятие и предмет административного права
Административное право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и функционированием всей системы исполнительной власти в Российской Федерации. Специфической особенностью административных отношений является наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти осуществляют повседневное руководство хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Тем самым административное право, устанавливая правила поведения в сфере государственного управления, придает управленческим отношениям статус правоотношений.
В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют в зависимости от особенностей их участников:
а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти разного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);
б) несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);
в) субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями;
г) субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);
д) субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями;
ж) субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) субъектами исполнительной власти и гражданами.
Управленческие отношения можно разделить также на внутренние и внешние в зависимости от конкретных целей их возникновения. К внутренним, или внутриорганизационным, относятся такие отношения, которые связаны с формированием всей системы органов исполнительной власти, взаимодействием между ними и их подразделениями, с распределением прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Внешние отношения предусматривают взаимоотношения субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.
Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Это свидетельствует об одностороннем юридически властном волеизъявлении в административных правоотношениях, участники которых находятся в юридически неравном положении. Односторонними действиями, вызывающими правовые последствия, являются приказ, распоряжение субъекта административной власти, постановление о наложении штрафа.
67 Административное принуждение
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицами; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Виды государственного принуждения: административное принуждение; уголовное принуждение; гражданско-правовое принуждение; дисциплинарное принуждение.
Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, грудовому, административному праву.
Цели административного принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.
Виды мер административного принуждения
1. По характеру и специфике правонарушения:
· меры психического воздействия;
· меры физического воздействия;
· меры материального (имущественного) воздействия;
· меры организационного воздействия.
2. По субъекту применения:
· применяемые индивидуальными субъектами;
· применяемые коллективными субъектами.
3. По нормативным основаниям:
· основанные на законах;
· основанные на подзаконных актах.
4. По порядку применения:
· применяемые в административном (внесудебном) порядке;
· применяемые в судебном порядке.
5. По фактическим основаниям:
· основанные на правонарушениях;
· основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
6. По сфере воздействия:
· внутриорганизационные меры;
· внешневластные меры.
7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:
· меры административного предупреждения;
· меры административного пресечения;
· меры административно-процессуального обеспечения;
· административные правовосстановительные меры (меры защиты);
· меры административного наказания.
68 Административное правонарушение и административная ответственность
Административная ответственность как вид юридической ответственности заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.
К административной ответственности привлекается значительный круг органов и должностных лиц, перечень которых установлен в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.
Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001г. (КоАП РФ). В нем содержатся не только материальные нормы (состав правонарушений, перечень взысканий и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.