Технология проведения корпоративного аудита и основные компоненты практики корпоративного управления, подлежащие аудиту
Технология проведения аудита КУ включают в себя следующее: 1. Получение информации об исходном состоянии КУ на основе развернутой специальной анкеты; 2. Индивидуальные интервью с членами руководства компании (члены правления, совета директоров), крупными акционерами (их представителями), портфельными инвесторами с целью понимания и уточнения стратегических возможностей, интересов, целей и альтернатив компании, их взаимосвязи с системой КУ; 3. Анализ внутренних документов компании, регулирующих все компоненты КУ; 4. Сравнительный анализ состояния КУ в сопоставимых (по размерам и стратегии бизнеса) зарубежных и российских компаниях; 5. Выработка рекомендаций комплексного плана поэтапного улучшения практики КУ на основе стратегии развития бизнеса компании.
Основные компоненты, подлежащие аудиту: 1. Структура акционерного капитала и права акционеров. 2. Работа органов управления и контроля. 3. Раскрытие компанией информации о своей деятельности и обеспечение ее достоверности. 4. Соблюдение интересов иных заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность.
Основные показатели компании для проведения корпоративного аудита:
I. Права акционеров:Права, которыми обладают акционеры общества на момент присвоения рейтинга (в т.ч. права собственности, права на участие акционера в управлении обществом, права на получение дивидендов);Возможные риски нарушения прав акционеров;Инициативы общества по защите прав акционеров (наличие кодекса корпоративного поведения).
II. Деятельность органов управления и контроля:Состав и деятельность совета директоров общества;Состав и деятельность исполнительных органов общества;Функционирование системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества (ревизионная комиссия, внутренний аудит);Взаимодействие между собой органов управления общества (корпоративный секретарь, информационное обеспечение заинтересованных лиц).
III. Раскрытие информации:Уровень раскрытия нефинансовой информации (о структуре собственности, о совете директоров);Уровень раскрытия финансовой информации (фин. отчётность, сделки, вознаграждения);Оценка общей дисциплины раскрытия информации (оперативность, годовой отчёт);Равнодоступность информации для всех акционеров и других заинтересованных лиц.
IV. Деятельность акционерного общества в интересах иных заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность(наличие этического кодекса, политика КСО, составление социального отчёта).
Экзаменационный билет № 14
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. В ходе планирования разрабатываются планы.
Цикл менеджмента: постановка цели – планирование – организация – реализация – контроль.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:по степени охвата (общее и частичное);по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности);по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий);по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);по срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);по степени адаптивности (жесткое и гибкое).
Выделяют четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования:1. Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.2. Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением.3. Внутренняя координация – координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.4. Осознание организационных стратегий – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:1. анализ внешней и внутренней среды.2. формулировка миссии (смысла существования) и целей организации.3. разработка стратегии.
Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.
Основными этапами стратегического управления являются:1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.3. Определение стратегии достижения целей деятельности.4. Разработка и реализация стратегии.5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Тактическое планирование - осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Существует несколько типов стратегических решений: Корпоративная стратегия – показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия - свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии - описывают стратегическую направленность каждой функции (например, логистической, маркетинговой, инвестиционной и др.), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать. Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования.