III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
§ Федеральная антимонопольная служба
§ Федеральная служба государственной статистики
§ Федеральная служба по оборонному заказу
§ Федеральная миграционная служба
§ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
§ Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
§ Федеральная таможенная служба
§ Федеральная служба по тарифам
§ Федеральная служба по финансовым рынкам
§ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
§ Федеральное космическое агентство
§ Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
[править]См. также
§ Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000)
§ Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
§ Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012)
§ Федеральные органы исполнительной власти РФ
[править]Ссылки
§ Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
[показать] |
Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2008 года):
§ Федеральные налоги и сборы:
§ Налог на добавленную стоимость
§ Акцизы
§ Налог на доходы физических лиц
§ Единый социальный налог Глава 24 утратила силу (с 01.01.2010 — страховые взносы)
§ Налог на прибыль организаций
§ Налог на добычу полезных ископаемых
§ Водный налог
§ Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
§ Государственная пошлина
§ Региональные налоги:
§ Налог на имущество организаций
§ Налог на игорный бизнес
§ Транспортный налог
§ Местные налоги:
§ Земельный налог
§ Налог на имущество физических лиц
§ Специальные налоговые режимы:
§ Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН)
§ Упрощенная система налогообложения
§ Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
§ Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:
§ Камеральная налоговая проверка
§ Выездная налоговая проверка
Содержание [убрать] · 1 1990-е годы · 2 2000-е годы · 3 См. также · 4 Примечания · 5 Ссылки |
[править]1990-е годы
В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов[1]. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов[1]. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов[1].
1 января 1994 года были повышены ставки налогов[1]. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности[1]. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия[1]. Для ухода от налогов использовались самые различные методы[1]:
§ Группа предприятий в регионе регистрировала финансовую компанию, в уставной капитал которой вносилась вся готовая продукция этих предприятий[1]. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС[1].
§ Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек[1]. Самым простым способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся с списках работников, но реально не работавших)[1].
§ Чтобы уменьшить налогообложение фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.[1]
§ Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы регистрировались в качестве малых предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налога в течение первых двух лет своей с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы.[1] После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот[1].
§ Многие фирмы пользовалось услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов» и т. п.[1] Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие организации.[1]
§ Широкое распространение получила минимизация отчислений налогов за счёт занижения фирмами реального финансового оборота с помощью различных методов[1]. Одним из методов были бартерные сделки, при которых продуция обменивалась по сильно заниженным ценам[1]. Другим методом было широкое использование взаимозачётов[1].
§ Многие фирмы занижали свой реальный доход от внешнеторговых сделок[1]. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке[1]. Другим способом снижения налогов при внешнеторговых операциях была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене[1]. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России[1].
§ Примерно с 1993 года многие фирмы стали уходить от налогов с помощью широкого использования наличных денег для расчётов со своими партнёрами[1]. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом»[1]. На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес[1].
Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими[1]. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства[1]. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле[1]. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм[1]. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий[1].
В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы[1]. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов[1]. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм[1].
[править]2000-е годы
В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15)[2][3][4][5]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[5]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[6][7][2] и стимулировала экономический рост[6][8][9][9][10].
[править]См. также