Краткая характеристика предприятия. Компания «Мебель» – многопрофильный холдинг, одной из сфер деятельности которого является мебельный ритейл.
Компания «Мебель» – многопрофильный холдинг, одной из сфер деятельности которого является мебельный ритейл.
Мебельная компания «Мебель» имеет за своими плечами богатую 20-летнюю историю развития. Бренд «Мебель» укреплялся на мебельном рынке год за годом. Компания прошла все этапы становления – от продажи «за прилавком» до крупнейшего предприятия по производству мебели в России. За время своего развития компания получила широкое признание клиентов и партнеров за качество продукции и предоставляемых услуг.
На сегодняшний день ООО «Мебель» осуществляет розничную торговлю бытовой мебелью в Калининградской области и других регионах России. Постоянно открываются новые филиалы, в том числе и в других городах, за пределами области. За время своего существования компания доказала, что является лидером на рынке города Калининграда.
Основной целью деятельности предприятия является укрепление позиций на рынке, дальнейшее развитие имеющихся и открытие новых производственных и торговых точек, создание новых рабочих мест.
Все торговые залы предприятия оснащены современным оборудованием, компьютерами и кассовыми аппаратами. Компьютеры позволяют оперативно получать информацию о наличии и количестве товара на складе, его цене и производителе. Для оформления покупок отведено специальное место, оборудованное для удобства покупателей и продавцов столом и мягкими стульями.
Ассортиментный ряд товаров ООО «Мебель» достаточно широк. Это:
- кухни по индивидуальному заказу и производства Италии, России;
- шкафы-купе по индивидуальному заказу;
- межкомнатные перегородки;
- мягкая мебель производства Италия, Россия, Польша, Китай, Индонезия;
- самый большой выбор обеденных групп;
- корпусная мебель (спальни, стенки, горки, гостиные, детские);
- офисная мебель;
- матрасы и аксессуары;
- ротанг и садово-парковая мебель;
- стильные мебельные аксессуары.
Коллекции всевозможных стилей, отражающие последние тенденции мебельного рынка, и высокий уровень сервисного обслуживания дают возможность посетителям «Мебель» сделать достойный выбор для создания уникального интерьера и комфортных условий жизни.
Предприятие проводит также послепродажное обслуживание клиентов в период гарантийных сроков на реализуемую продукцию. В послепродажное обслуживание входят:
- бесплатная доставка приобретенной мебели покупателю до квартиры;
- сборка мебели;
- замена изделий мебели, не выдержавшей эксплуатацию в течение гарантийных сроков.
Рассмотрим организационную структуру ООО «Мебель», представленную на рисунке 2.1. Она строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Данная структура относится к линейно-функциональному типу, который характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев и усилением координации и функционирования в процессе осуществления управленческой деятельности.
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Мебель»
Высшим должностным лицом предприятия является Генеральный директор. Он действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, установленных действующим законодательством и заключенным с ним контрактом, заключает договоры, в том числе – трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы, дает указания обязательные для всех сотрудников предприятия.
Финансовый отдел осуществляет единую политику предприятия в области финансов, занимается организацией финансовой деятельности с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли, а также ведет контроль за использованием оборотных средств предприятия, кредитов, производит анализ финансово-экономического состояния предприятия и так далее.
Производственный отдел занимается обеспечением ритмичной работы предприятия и равномерного выпуска продукции, организацией мероприятий по повышению коэффициента сменности и созданию условий для эффективной работы персонала, производит регулярный оперативный контроль за ходом производства и других видов основной деятельности предприятия, принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, обеспечивает выполнение производственных программ выпуска продукции.
На складе осуществляется прием, учет, хранение и отгрузка готовой продукции, рассортировка, комплектация потребителям. Также это подразделение предприятия осуществляет определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки продукции, производит согласование планов и условий поставок продукции с основного производства и по договорам со сторонними организациями, координацию деятельности по закупке и продаже продукции с наличием свободных складских площадей.
Отдел логистики занимается планированием, организацией, контролем и управлением материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также обработка, анализ и хранение соответствующей информации. Участвует в подготовке материалов к заключению договоров с поставщиками и потребителями, разрабатывает мероприятия по реализации соглашений, достигнутых во время переговоров с корпоративными клиентами.
Бухгалтерия организует осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций, контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по кодам экономической классификации, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей, производит начисление и выплату заработной платы рабочим и служащим, своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, с предприятиями, учреждениями и физическими лицами и так далее.
Отдел работы с персоналом занимается планированием рабочих мест, набором и обучением персонала, приемом и увольнением работников, решением социальных вопросов. К наиболее важным задачам относится непосредственная работа с кадрами (набор, оценка, дисциплина), далее идут вопросы компенсаций и пособий, затем решение вопросов, касающихся трудовых отношений, и, наконец, организация обучения персонала.
Отдел мерчандайзинга занимается разработкой стандартов размещения товара в торговом зале, контролем за исполнением стандартов, разработкой внешнего вида торгового комплекса.
Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Все отделы предприятия ООО «Мебель» находятся в тесной взаимосвязи.
Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия в динамике позволяет оценить достигнутые результаты, выявить тенденции развития предприятия и вовремя принять правильные управленческие решения и корректирующие меры. В таблице 2.1 рассмотрены основные технико-экономические показатели работы ООО «Мебель» за 2013-2015 гг. на основании данных годовых форм отчетности предприятия.
Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели деятельности ООО «Мебель»
Показатели | Отклонения в абсолютном выражении | Темп роста, % | |||||||
2014 к 2013 | 2015 к 2014 | 2015 к 2013 | 2014 к 2013 | 2015 к 2014 | 2015 к 2013 | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | -15356 | 196,9 | 96,9 | 190,7 | |||||
Среднесписочная численность работников, чел | -6 | 132,2 | 96,3 | 127,3 | |||||
Производитель-ность труда одного работника, тыс. руб./чел. | 2070,5 | 3082,5 | 3102,8 | 20,381 | 1032,4 | 148,9 | 100,7 | 149,9 | |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | -178 | -169,5 | -347,5 | 93,2 | 93,1 | 86,8 | |||
Фондоотдача, тыс.руб./тыс.руб. | 95,0 | 200,6 | 208,7 | 105,56 | 8,1415 | 113,7 | 211,1 | 104,1 | 219,7 |
Фондоемкость, тыс.руб./тыс.руб. | 0,011 | 0,005 | 0,005 | -0,006 | -0,0002 | -0,006 | 47,4 | 96,1 | 45,5 |
Фондовооружен-ность, тыс. руб. / чел. | 21,79 | 15,37 | 14,87 | -6,425 | -0,502 | -6,927 | 70,5 | 96,7 | 68,2 |
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 136,6 | 121,0 | 165,3 |
Окончание таблицы 2.1
Продолжитель-ность одного оборота, дней | -48,15 | 27,19 | -20,96 | 69,4 | 124,9 | 86,7 | |||
Коэффициент оборачиваемости активов, обороты | 2,29 | 3,30 | 2,64 | 1,01 | -0,66 | 0,35 | 144,2 | 80,0 | 115,4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | -5277 | -883 | 266,2 | 25,0 | 66,6 | ||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | -5837 | -1613 | 277,9 | 11,5 | 32,1 | ||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | -5115 | -1758 | 276,7 | 2,7 | 7,5 | ||||
Рентабельность продаж, % | 0,8 | 1,1 | 0,03 | 0,31 | -1,04 | -0,73 | 140,5 | 2,8 | 3,9 |
За анализируемый период выручка от реализации продукции ООО «Мебель» увеличилась на 227309 тыс. руб. или на 90,7% и составила 477837 тыс. руб. Увеличение объема продаж было вызвано ростом покупательского спроса, открытием новых центров продаж и расширением ассортимента реализуемых товаров, что является положительным моментом для предприятия.
Производительность труда одного работника увеличилась за последние 3 года на 49,9% и составила 3102,8 тыс. руб. что непосредственно является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2015 году уменьшилась на 347,5 тыс.руб. и составила 2290 тыс. руб. при росте объема продаж, поэтому показатель фондоотдачи за анализируемый период увеличился на 119,7%. Таким образом, отдача с каждого рубля основных фондов растет, что является положительной тенденцией.
Фондоемкость показывает, сколько основных средств было задействовано в процессе производства и реализации продукции. Динамика данного показателя имеет отрицательную тенденцию, что также свидетельствует об эффективности использования основных производственных фондов.
Фондовооруженность характеризует степень оснащенности труда работников предприятия. Уменьшение фондовооруженности в 2015 году на 31,8% произошло за счет снижения стоимости основных средств.
Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования. Рост данного показателя за рассматриваемый период на 15,4% свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных активов в целом по предприятию и показывает, что для превращения оборотных активов в денежную форму в 2015 году необходимо было 136 дней.
Сокращение прибыли от продаж за период 2013-2015 гг. на 883 тыс. руб. является отрицательной тенденцией деятельности ООО «Мебель» и связано с превышением темпа роста себестоимости и коммерческих расходов по сравнению с ростом выручки от реализации продукции.
В результате деятельности за 2015 год предприятием получена чистая прибыль в размере 142 тыс. руб., что на 1758 тыс. руб. меньше, чем в 2013 году. Это привело к снижению показателя рентабельности продаж с 0,8% до 0,03%. Данный показатель за весь рассматриваемый период имеет очень низкое значение, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении расходами предприятия.
Таким образом, в 2015 году большинство показателей деятельности компании имеют положительную динамику в сравнении с началом исследуемого периода 2013 годом. Однако следует отметить, что наилучшие показатели деятельности достигаются в 2014 году. Именно в этот год чистая прибыль предприятия и рентабельность достигают наивысшего значения за весь исследуемый период.
Тем не менее, не смотря на достигнутые финансовые показатели, ООО «Мебель» занимает прочные позиции на рынке мебельной продукции. Более того – он является лидером среди фирм, производящих мебельную продукцию в России. Постоянная модернизация производства, неизменное высокое качество продукции и обслуживания, индивидуальный подход к каждому покупателю – основные принципы компании, позволяющие ей занимать лидерские позиции.