Из салической правды (lex salica) 6 страница
137а. Точно так же через мнимую продажу в кабалу женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными...
138. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.
142. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством.
144. Родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола - несовершеннолетним, а женского - как несовершеннолетним, так и совершеннолетним. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие присущего им легкомыслия, находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста.
148. Жене, которая состоит в супружеской власти, точно также и дочери и невестке, которая находится во власти сына, а равно и внучке, можно назначать опекуна.
150. Однако, по отношению к жене, которая находится под супружескою властью, принят (по обычаю) выбор опекуна, т.е. чтобы ей было предоставлено по своему усмотрению выбирать себе опекуна...
154. Называются же те, которые в завещании поименно назначаются опекунами - dativi, а те, которые берутся по выбору - optivi.
155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.
156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т.е. как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве.
158. Право агнатства уничтожается переменой или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может.
159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния; оно случается тремя способами, именно: capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или наименьшею.
160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или уклонились от военной службы... Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, которые, согласно сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с их рабами.
161. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с теми, кого изгоняют из пределов отечества.
162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство и свобода, но изменяется статус человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа...
189. По праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы не достигший совершеннолетнего возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям (агнатически восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям...
190. Но кажется, что назначение опеки над женщинами, достигшими совершеннолетия, не имеет справедливого основания, ибо, по общему мнению, женщины состоят под опекою лишь потому, что, по своему легкомыслию, подвергаются часто обману, а потому было бы справедливым, чтобы они оставались под надзором опекунов. Последний довод, однако, кажется скорее мнимый, нежели действительный; ибо женщины, достигшие совершеннолетия, сами занимаются своими делами, а в некоторых случаях опекун только для формы изъявляет свое согласие; часто опекун даже против своей воли принуждается претором давать согласие.
Книга II
О ВЕЩАХ
1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего частного обладания.
2. Итак, главное деление вещей состоит в том, что одни вещи - божественного права, другие -человеческого.
3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением.
10. Те вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.
11. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества - это те, которые принадлежат отдельным лицам.
12. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические; другие - бестелесные...
13. Физические вещи - это те, которые могут быть осязаемы, как то: земля, раб, платье, золото, серебро и бесчисленные другие вещи.
14. Бестелесные - это те, которые не могут быть осязаемы; к таковым принадлежат те, которые заключаются в праве, например, наследство, ... обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ... а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству большею частью физический предмет, как, например, земля, раб, деньги; но самое право наследования, ... обязательственное право считаются res incorporales, т.е. бестелесными вещами.
14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi и res nec mancipi.
14в. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле...
17. ...Почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nec mancipi, за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя и принадлежат к числу вещей бестелесных.
18. Велика, однако, разница между вещами mancipi и nec mancipi.
19. А именно, res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.
20. Следовательно, если я передаю тебе платье, или золото, или серебро, на основании продажи, дарения или каким-нибудь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоею, без соблюдения каких-либо торжественных формальностей.
22. Res mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio.
24. Сделка in jure cessio совершается следующим образом: перед (судящим) магистратом римского народа, например, перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переуступается, держа ее произносит: “Я утверждаю, что этот человек [2] мой по праву квиритов”. Затем, после того, как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)? Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему)...
25. В большинстве случаев, однако, ... мы прибегаем к манципационной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью совершать in jure cessio обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями.
26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины [3].
40. Следует заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно - каждый будет или собственником, или таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, каждый или был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой - простым обладателем (in bonis habere).
41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio.
42. По законам XII таблиц срок давности для вещей движимых - годовой; для недвижимых - двухгодичный.
43. Впрочем, мы можем приобрести за давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или nec mancipi, если только мы получили таковые в доброй воле, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение данной вещи.
44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы правоотношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собеседника, чтобы он успел своевременно защитить свое право, достаточен тот годичный или двухгодичный срок, который предоставлялся владельцу для приобретения собственности давностью.
45. Но иногда тот, кто владеет чужой вещью добросовестно, не может сослаться на право давности, например, если кто владеет ворованной или насильственно захваченной вещью, ибо по закону XII таблиц не подлежали давности украденные вещи, а по закону Юлия и Плавтия насильно отнятые.
48. Равным образом исключались из-под действия давности свободные люди, вещи священные и религиозные.
49. Когда выше сказано, что вещи ворованные и насильно захваченные... не подлежат давности, - это означает не то, что сам вор или тот, кто завладел при помощи насилия, не мог приобрести право собственности на основании давности (ибо таким лицам не предоставляется право давности по другой причине, именно тому, что они добросовестно владеют), но и никто другой, хотя бы он и приобрел вещь у вышеупомянутых лиц в доброй вере, не имеет выгод давностного владения.
50. Посему в движимом имуществе нелегко иметь добросовестному владельцу право давности, ибо кто чужую вещь продает или передает, тот совершает кражу.
51. ...Владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозное владение, узнает, что имение чужое, все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускающих возможность воровства (furtum) недвижимости.
62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и, наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь.
63. В самом деле, по Юлиеву закону запрещается мужу отчуждать приданое недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность.
64. С другой стороны, агнат, как попечитель сумасшедшего, может, по закону XII таблиц, отчуждать имущество безумного. Точно так же, ...залогоприниматель (creditor pignus) может отчуждать по договору залог, хотя заложенная вещь не его собственность.
65. Итак,... одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например, предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие - по гражданскому (цивильному) праву; манципация, переуступка перед магистратом, давность - все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан.
66. И не только то, что делается нашей собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, если вещи были бесхозяйными, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздухе (птицы).
67. И если мы поймаем дикого зверя, или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается собственностью первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать...
69. По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у врагов.
73. ...Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашей, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли.
74. ...Применяется то же самое к растению, которое кто-либо посадил на моей земле, если только растение пустило в нее корни.
75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле.
76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассаду и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем.
79. Правила естественного права можно также применить к другим отношениям. Так, если ты из моих виноградных ягод, маслин или колосьев приготовишь вино или масло, или вымолотишь хлеб, то спрашивается, будет ли это вино, или масло, или хлеб - моим или твоим? Точно так же, если ты сделаешь сосуды из моего золота или серебра, или из моих досок построишь корабль, шкаф или скамейку, равным образом, если ты из шерсти, мне принадлежащей, сделаешь платье, или из моего вина или меда приготовишь напиток, ... то возникает вопрос, твое ли будет то, что ты из моего материала изготовил, или оно будет моим. Некоторые юристы полагают, что следует признать существенным вещество и материал, то есть, по их мнению, новый вид вещи принадлежит собственнику материала, из которого она сделана; такого мнения придерживались главным образом Сабин и Кассий. Другие же думают, что новая вещь должна принадлежать сделавшему; так смотрели на дело приверженцы противоположной школы. Но прежний хозяин материала имеет иск о краже против того, кто похитил, и вместе с тем против того же самого лица он может пользоваться личным иском, ибо, хотя истребленные предметы не могут быть потребованы обратно, однако они могут быть преследуемы посредством кондикции [4] и против воров, и против всех других владельцев.
80. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни малолетний не может отчуждать res mancipi без согласия опекуна; и что вещь, принадлежащую к разряду nec mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний не может.
83. Но, с другой стороны, все вещи, как mancipi, так и nec mancipi, женщины и малолетние могут получать без соизволения опекуна, то есть им предоставляется возможность без содействия опекуна улучшать свое состояние.
86. Мы приобретаем не только сами, но также через тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обладаем.
87. Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим способом, - все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может...
88. Мы должны, однако, знать, что если раб составляет собственность одного по преторскому праву, а другого - по квиритскому, то по всем законным основаниям через этого раба приобретает только тот, кому он принадлежит по преторскому праву (кто обладает in bonis).
89. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности.
99. ...Поговорим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону.
100. Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию.
101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях ..., или перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение.
102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний - посредством меди и весов. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципационной форме другу (постороннему лицу) ... свое имущество и просил его распределить это имущество согласно своей последней воле...
103. Но первые два рода завещаний с давних времен вышли из употребления; последний же вид завещания, который совершается посредством меди и весов, остался.
104. Вся процедура совершается таким образом: в присутствии приглашенных по этому поводу пяти свидетелей - совершеннолетних граждан и весовщика, как и в других манципационных сделках, составляющий завещание уступает посредством мнимой продажи свое имущество постороннему лицу, причем последний, то есть покупатель имущества произносит следующие слова: “Я утверждаю, что твоя семья и имущество твое, по квиритскому праву, находятся под моей опекой и моим надзором, и по праву квиритов... все это покупается мною за цену наличной меди”...; потом он прикасается медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая покупную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт завещания, произносит следующее: “Все так, как написано в этом завещании на восковых дощечках, я даю, распоряжаюсь, свидетельствую, и вы, квириты, будьте свидетелями”. Этот акт называется nuncupatio, что значит публично заявлять в торжественных словах...
109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеуказанные формы освобождены императорскими указами воины по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным во всяком случае, хотя бы они и не призвали законного числа свидетелей и не продали наследственного имущества мнимым образом и не заявили бы торжественно о своей последней воле.
112. По сенатскому постановлению, изданному на основании распоряжения Адриана, позволено было женщинам... составлять завещание, но при участии опекуна, если они не моложе 12 лет; это значит, что женщины, не освобожденные из-под опеки, должны были составлять завещание при содействии опекуна.
113. По-видимому, женщины находились в лучших условиях, чем мужчины; ибо мужчина, моложе 14 лет, составлять завещание не может, даже при участии опекуна; женщина же может; она, достигнув двенадцатилетнего возраста, приобретает право составлять завещание.
115. Однако для полной действительности завещания недостаточно соблюдать то, что мы выше сказали относительно продажи наследственного имущества, о свидетелях и торжественных заявлениях последней воли.
116. Но прежде всего следует узнать, совершалось ли назначение наследника торжественным образом, ибо в противном случае, если оно сделано иначе, бесполезным будет факт продажи имущества завещателя манципационным образом...
117. Торжественное назначение наследника совершается так: “Пусть будет Тиций наследником”; принята и следующая формула назначения: “Я приказываю Тицию быть наследником”; не применялось такое назначение: “Я хочу, чтобы Тиций был наследником”; многими не одобрена такая форма: “Назначаю наследником”, а также: “Делаю наследником”.
118. Кроме того, мы должны помнить, что женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае завещание ее, по цивильному праву, будет недействительно.
119. Претор, однако, может предоставить назначенным наследникам владение наследством согласно завещательному документу, если он будет подписан семью свидетелями; и если нет наследника, к кому могло бы по закону перейти наследство, например, брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, - то назначенные наследники могут удержать за собой наследство.
120. ...Рескриптом императора Антонина Благочестивого постановлено, чтобы те, которые потребуют владения наследством по завещанию, неправильно составленному, могли защищать свои права, против лиц, виндицирующих наследство на основании закона...
123. ...Тот, кто имеет в своей власти сына, должен озаботиться назначить его наследником или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе, если отец обойдет его молчанием, то завещание не будет иметь силы; по мнению наших учителей (сабинианцев), никто не может быть наследником по этому завещанию, даже если бы неупомянутый сын умирал раньше самого завещателя, потому что с самого начала этот акт не был завещанием. Приверженцы другой школы (прокульянцы) согласны в том, что, если сын жив ко времени смерти отца, то он, конечно, мешает назначенным наследникам и делается ближайшим наследником по закону; но если сын умирает раньше отца, то, как некоторые думают, можно в силу завещания принять наследство, так как сын уже не препятствует; поэтому, по их мнению, ...завещание не становится недействительным с самого начала.
124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих нисходящих, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наследниками, - каждый в одной доле, если те прямые наследники (свои), если же посторонние, то получают половину; то есть если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает... четвертую часть наследства, ... то, что получила бы в случае смерти отца без завещания, как наследница по закону. Но если завещатель призывает к наследованию посторонних и обойдет дочь, то она... приобретает половину наследства. То, что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и о всех нисходящих, все равно будут они мужского или женского пола.
125. ...Хотя вышеупомянутые наследники, согласно сказанному, отнимают от назначенных наследников только половину, претор обещает им, однако, вопреки завещательным распоряжениям, владение наследством, вследствие чего посторонние наследники устраняются от всего наследства и делаются наследниками без наследства.
127. Но если отец лишает сына наследства, то должен сделать это поименно, в противном случае сын не лишается наследства. Поименное лишение наследства имеет место в случае, если кто лишает сына такими словами: “Сын мой Тиций да не будет моим наследником”...
128. Прочих же нисходящих обоего пола можно лишать наследства посредством общей формулы следующими словами: “Все прочие да будут лишены наследства”, каковые слова обыкновенно прибавляются тотчас после назначения наследства. Так предписывает цивильное право.
129. Претор же приказывает всех нисходящих мужского пола, то есть внуков и правнуков, лишать наследства поименно; нисходящих же женского пола, то есть дочерей, внучек, правнучек, можно лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы.
135. Детей, освобожденных из-под отеческой власти, цивильное право не обязывает ни назначать наследниками, ни лишать их наследства, так как они уже не свои наследники. Тем не менее, претор повелевает всех их лишать наследства, будь то лица мужского или женского пола, если они не назначаются наследниками; лиц мужского пола - поименно, женского же - или поименно или посредством общей оговорки. Поэтому, если они не будут назначены наследниками и не лишены наследства таким порядком, как мы выше сказали, то претор обещает им, вопреки завещанию, владение наследством.
156. Свои и необходимые наследники суть, например, сын, дочь, внук и внучка от сына, а затем и прочие нисходящие, если они оставались под властью умирающего. Но чтобы внук или внучка были своими наследниками, недостаточно того, чтобы они были под властью деда во время его смерти, но необходимо, чтобы отец их при жизни своего отца перестал быть своим наследником, или застигнутый смертью, или освободившись из-под власти по какой-либо другой причине; ибо тогда внук или внучка наследуют вместо отца.
157. Эти наследники называются своими потому, что они домашние наследники и еще при жизни отца считаются до некоторой степени собственниками; отсюда следует, что если отец умрет, не оставив завещания, то прежде всего призываются к наследованию дети. Необходимыми называются они потому, что делаются наследниками во всех случаях, желают ли или не желают, как без завещания, так и по завещанию.
158. Но претор им позволяет отказаться от наследства...
161. Прочие наследники, которые не состоят под властью завещателя, называются наследниками посторонними. Таким образом, наши собственные дети, не состоящие в нашей власти, будучи назначены наследниками, считаются как бы посторонними наследниками. По этой причине и те, которые назначаются матерью в наследники, находятся в том же положении, потому что женщины не имеют отеческой власти над своими детьми.
185. Назначать наследниками позволено как свободных людей, так и рабов, как собственных, так и чужих.
186. Однако нашего раба следует сделать одновременно и свободным и наследником в следующих выражениях: “Раб мой Стих да будет свободным и да будет наследником”...
189. Чужой раб, назначенный наследником, если он останется в том же положении, должен... принять наследство по приказанию своего господина... Но если он будет отпущен на волю, то он может принять наследство по своему усмотрению.
191. Теперь рассмотрим отказы [5]...
224. Прежде дозволялось истощать все отцовское имущество в виде отказов и отпущений рабов на волю, оставляя наследнику только пустое имя “наследник”. То же самое, по-видимому, дозволялось законом XII таблиц, постановившем, чтобы всякое распоряжение, которое кто сделает относительно своего имения, считалось законным: а именно, следующими словами: “Распоряжение всякого о своем имуществе да будет законом”. Вот почему назначенные наследники отказывались от принятия наследства...
225. Вследствие этого был издан закон Фурия, который запретил отказы и дарения на случай смерти на сумму свыше 1000 ассов одному лицу, сделав исключение в пользу ближайших родственников завещателя. Но и этот закон не достиг того, чего хотел (не оградил интересов наследников). Ибо тот, у кого было, например, 5000 ассов, мог распределить все свое имущество на многие отказы, завещая каждому из пяти человек по 1000 ассов.
226. Поэтому впоследствии был предложен закон Вокония, которым предписывалось, что никто не может получать под видом отказов или дарений на случай смерти более того, что оставляется самому наследнику. Казалось, что по этому закону наследники наверняка что-нибудь получат, однако этим создавалось почти такое же неудобство. А именно, распределяя наследство между большим числом легатариев, завещатель мог до того мало оставить наследнику, что последнему не стоило принимать на себя всей тяжести наследства ради столь незначительной выгоды.
227. Таким образом, в позднейшее время был издан закон Фальцидия, по которому позволяется отказывать не более как 3/4 целого имущества, то есть чтобы у наследника осталась четвертая часть наследства; этим правом мы теперь и пользуемся.
246. Теперь перейдем к фидеикомиссам [6].
249. В большинстве случаев употребляются... следующие формулы фидеикомиссов: “Требую, прошу, хочу, доверяю”; каждое из этих слов в отдельности имеет такую же силу, как если бы все были употребляемы сообща.
250. Итак, когда мы напишем: “Люций Тиций да будет наследником”, то можем прибавить: “Прошу тебя, Люций Тиций, и требую от тебя, чтобы ты, как только будешь в состоянии принять наследство, ... возвратил бы его Каю Сею”. Мы можем также просить наследника о передаче части, и от нас зависит оставить фидеикомиссы под условием или безусловно, или с прибавлением известного срока.
254. Но так как впоследствии лица, назначенные наследниками, когда их просили передать или все наследство, или только часть его, отказывались принять наследство, которое не представляло никакой выгоды, и так как по этой причине прекращались доверенные поручения, то при консулах Пегазе и Пузионе сенат определил, чтобы лицо, которое обязано передать наследство как фидеикомисс, имело право удерживать четвертую часть, подобно тому, как позволяется Фальцидиевым законом удерживать часть отказов; такое же удержание дозволено также по отношению к отдельным вещам, оставляемым посредством фидеикомисса...
Книга III
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
1. Наследство умерших без завещания принадлежат по закону XII таблиц, во-первых, “своим” (ближайшим) наследникам.
2. “Своими” наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь, внук и внучка от сына, правнук и правнучка, рожденные от ближайшего нисходящего агната по мужской линии, и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные. Но внук или внучка, правнук или правнучка только тогда включались в число “своих” наследников, когда предшествующее лицо перестает быть во власти (агнатской) восходящего, случится ли это вследствие смерти или по другой причине, как, например, вследствие освобождения из-под родительской власти. Поэтому, если сын будет во власти отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть “своим” наследником...