Составление сметы затрат на про-во

Смета затрат - сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период деят-сти. Она определяет общую сумму издержек про-ва по видам используемых ресурсов, стадиям производственной дея-сти, уровням управления и др.направлениям расходов. В смету включают затраты основного и вспомогательного пр-ва, связанные с изготовлением и реализацией товаров, работ и услуг , а также на содержание АУП и выполнение работ не связанных с основной деятельностью. В процессе разработки сметы применяют 3 метода:

1)Сметный- на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех др.разделов плана.

2) Сводный – путем суммирования смет производства отдельных цехов за вычетом внутренних оборотов между ними.

3) Калькуляционный – на основе плановых расчетов всей номенклатуры продукции с разложением комплексных статей на простые элементы затрат

Наиболее распространенным на отечест. Пред-иях является сметный метод при котором все затраты на про-во по отдельным элементам находятся по данным соответствующих разделов годового плана.

Сводный метод составления сметы предусматривает разработку и сведение в единую систему общих затрат по цехам основного и обслуживающего производства. Включают 2 группы расходов:

1. Прямые издержки данного цеха (материалы, з/пл с начислениями, амортизация и прочие)

2. Комплексные расходы на услуги других цехов и общецеховые расходы. Смета расходов на содержание РСЭО включ.след.затраты:

-содержание МиО

-затраты на ремонт ОПФ

-Эксплуатация МиО

-внутритранспортное перемещение грузов

-арендная плата за МиО

-износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

-прочие

В смету цеховых расходов выходят затраты на содержание АУП цеха, амортизация зданий и сооружений, аренда производственных помещений, охрана труда, научные исследования и прочие.

Калькуляционный метод основан на использовании калькуляции себестоимости всех видов продукции запланированных в год.производствнной программе ,а также остатков незавершенного прои-ва и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов отдельн.видов себестоимости с учетом годовых объемов про-ва разрабатывается шахматная таблица, содержащая экономические элементы и калькуляционные статьи расходов. Получение полной себестоимость из общей сметы исключают затраты не связанные с ее прои-ом и добавляют внепроизводственные расходы.

Кроме рассмотренных методов в отечест. и зарубежн. практике используют позаказную и попроцессную калькуляцию. Позаказный метод предусматривает определение издержек на произ-во по отдельным заказам, работам , подрядам. Для кажд. из них составляется своя калькуляция затрат, содержащая прямые и накладные расходы отнесенный на данный вид работ. При попроцессной калькуляции производственные затраты планируют по отдельным подразделениям , стадиям про-ва и производственным процессам.

Планирование и регулирование рыночных цен

Свободные рыночные цены служат главным плановым регулятором эконом.жизни. Действующие цены во многом определяют потребительские предпочтения, предпринимательский выбор, равновесие спроса и предложения. Процессы производства, потребления и распределения благ, уровень доходности, качества жизни и др.

Цена-количество денег уплаченных или полученных за единицу товара или услуги.

Стабильность рыночных цен является одной из главных экономических целей системы хозяйствования. Величина рыночных цен на товар определяет не только стоимость его и полезность, но и отражает конечные результаты деятельности предприятия, экономич.эффективность пр-ва, профессионализм руководителей и исполнителей, фин.устойчивость и платежеспособность орг-ции.

При прочих равных условиях деятельность фирмы на рынке будет эффективна до тех пор пока рыночная цена на продукцию будет превышать издержки пр-ва.

В завис-сти от способа установления и назначения различают след.виды цен: средние, контрактные , мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, гос-ые, корпоративные.

Расчетную цену любого товара в денежном измерении принято представлять суммой средних издержек и планируемой прибыли. Этот метод считается универсальным и м.б. использован на любом пред-ии. Вместе с тем обоснование вел-ны этих слагаемых явл-ся сложной проблемой:

1) Любые издержки на ед-цу про-ции зависят от объема пр-ва и поэтому, планируя данный ур-нь цены, фирма ориентируется на заранее определенный выпуск про-ции.

2) Всегда необходимо знать какой разумный процент накидки на издержки предусмотреть при расчете рыночной цены.

3) Как оптимизировать соот-ие планируемых объемов про-ва и уро-ня расчетных цен в конкретных условиях.

4) Как наиболее полно учесть действие внешних рыночных условий и конкуренции на величину планируемых цен

В основе метода оптимизации издержек и цен лежит ряд допущений:

-предприятие производит и реализует один товар или вид услуг

-осн. цель предприятия - максимизация прибыли или минимизация издержек

-наибол.влияние на размер прибыли оказывает взаимодействие объема про-ва и уровня цен

-объем про-ва товаров и услуг в планируемы период = объему реализации

-все показ-ли деят-сти пред-ия, кроме активизируемых остаются неизменными.

Метод сопоставления валовых показ-ей предполагает расчет валового дохода при различных значениях объема произ-ва и реал-ции прод-ции, которая м.б. получен перемножением объема реализ-ой прод-ции на существующую рыночную цену изделия.

Важным этапом стратегии ценообразования считается правильное определение общей цели от предстоящих целей и задач (полное удовлетворение спроса, максимизация прибыли , сокращение издержек, выживание фирмы, завоевание лидерства на рынке, выход на мировой рынок и т.д.) устанавливают в конкретных условиях фирмы , отрасли рынка.

В мировой практике сущ-ют несколько методов ценообразования:

1. Метод определения цен на основе издержек пр-ва

2.метод планирования цен на основе безубыточности пр-ва

3.метод определения цен с ориентацией на спрос

4.Метод опред-ия цен с учетом уровня конкуренции

5.Метод обоснования цен для получения целевой прибыли

В кажд.из данных методов общим принципом явл-ся применение универсальной методики « издержки + желаемое». В условиях рынка нижний предел цен опред-ся издержками пр-ва, а верхний - спросом.

В условиях рынка отпусные цены должны возмещать все издержки пре-ия на пр-во и реал-цию пр-ции, поэтому кажд.производителю следует устанавливать не только максимальный, но и минимальный уровень цен на прод-цию, обеспечивающий нормальную прибыль. Т.о. планирование и регулирование рыночных цен на пред-ии должно основываться на широком использовании гибкой текущей политики и долговременной стратегии ценообразования, в основе которой заложена методика установления общественно – оптимальных цен, обеспечивающая прибыль производителям.

Планирование прибыли на пр-и

Планирование фин. деят-ти тесно связано с конечными рез-ми пр-ва, важнейший из них – общая прибыль. Развитие рыночных отношений требует усиления роли финансов в деят-ти пр-я.

Финансы пр-я – системы ден. отношений, выражающих формирование и использование производственных фондов и ресурсов в процессе деят-ти. Задача пр-я – планирование и использование фин. ресурсов в целях повышения платежеспособности и рыночной устойчивости.

Основа фин. механизма пр-я – система взаимодействия общеэкономических процессов: организация, планирование, стимулирование рационального использования ден. средств в процессе пр-ва.

Важнейшие процессы на пр-и: процессы пр-ва, распределения и потребления мат. благ.

Внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление денежных обменных процессов:

- обмен денег на труд наемных работников

- на товары-услуги поставщиков

- обмен товаров, услуг на деньги потребителей

- обмен денег по гос. требованиям правительства

- обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, кот. будут получены позже от должников

- обмен денег, выплачиваемых позже, на получаемые сейчас.

Произведенные пр-ем богатства – разница между пр-вом и потреблением, рез-ми и затратами.

Прибыль в условиях рынка – основа самофинансирования всех видов ПХД и соц-трудовых отношений. => Её max - конечная цель стратегического, тактического, текущего внутрихоз. планирования.

Основной принцип планирования объема пр-ва для max прибыли основан на сравнении валового дохода и валовых издержек. При фиксированной рыночной цене перед произволителям стоят вопросы:

1. следует ли планировать пр-во данного продукта

2. какое кол-во пр-и нужно планировать к выпуску

3. какая прибыль/убыток будет при выполнении плановых работ.

Правила производственного поведения фирмы, используемые при планировании прибыли от реализации:

1. фирма получает прибыль, пока цена превышает издержки

2. фирма имеет убыток, если средние валовые издержки выше цены пр-и

3. нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены пр-и предельным издержкам на ее пр-во

4. max прибыли достигается, когда цена > min средних валовых издержек

5. пр-во пр-и прекращается, если цена стала ниже min средних переменных издержек.

Планируемая годовая прибыль – конечный рез-т ПХД, включающий доходы от реализации пр-и, ОПФ и иного имущества, а также доходы от операционной и внереализационной деят-ти, уменьшенные на сумму соответствующих расходов.

Выручка от реализации рассчитывается по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товара.

Планируемые фин. рез-ты, кроме прибыли от реализации: доходы

· операционные (за счет долевого участия пр-я в деят-ти других фирм, дивиденды по акциям, доходы по облигациям)

· от сдачи имущества в аренду

· от дооценки произв. запасов и готовой пр-и

· присужденные или признанные должником штрафы, пенни, неустойки

· от возмещения убытков

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

· положительные курсовые разницы по валютным счетам

· от операций, непосредственно не связанных с пр-вом и реализацией пр-и

Разработанный годовой план доходов должен обеспечить получение прибыли, покрывающей все потребности производственной и социальной сферы.

Распределение плановой прибыли

Бух. подход: 2 компонета прибыли:

1. прибыль от основной деят-ти = выручка от продаж – затраты

2. от владения пр-ем активами, мат. запасами, технолог. об-ем, земельными фондами, ценными бумагами.

Процессы планирования/распределения прибыли от реализации осуществляются в ходе текущей фин. дея-ти. Здесь предполагают, что выпущенные изделия будут полностью реализованы и оплачены в предстоящий период.

Балансовая/общая прибыль включает прибыль от реализации, внереализационной и операционной деят-ти.

Расходы и потери, отражаемые при планировании прибыли:

- затраты по аннулированным заказам и на пр-во, не давшее пр-и

- затраты на сод-е законсервированных мощностей и объектов

- некомпесируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

- потери от запасов и ГП

- убытки по старым операциям

- судебные издержки и арбитражные расходы

- убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком давности

- отрицательные курсовые разницы по валютным затратам и др.

Полученная пр-ем валовая прибыль распределяется в порядке:

1. перечисления в бюджеты разного уровня и др. фонды налогов

2. образование фондов развития

3. образование резервных фондов

4. образование фондов потребления.

Чистая прибыль = балансовая, подлежащая налогобложению – сумма налогов.

Система налогообложения – основной метод распределения общей max прибыли путем сбора гос-вом налогов. Налог – обязательный взнос в бюджет.

Функции налогов:

- регулирующая (налоги финансируют отрасли нематер. пр-ва, регулируют эффективность деят-ти пр-я)

- стимулирующая (гос-во благодаря налогам развивает науку,повышает занятость)

- распределительная (накопление ср-в для решения общегосуд. задач)

- фискальная (формирование доходов на сод-е гос-ва).

Налоги по ставкам:

1. прогрессивные (рост ставок при росте доходов)

2. регрессивные (снижение ставок при росте доходов)

3. пропорциональные (ставка растет равномерно с ростом доходов)

4. постоянные.

Состав системы налогов РФ:

- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные пошлины)

- республиканские (на имущество, за регистрацию)

- местные (земельный, на рекламу, имущество физ лиц).

По многим видам налогов есть льготы, предусматривающие снижение налогооблагаемой базы, изъятие отд. элементов из объектов налогооблож, освобождение от налогой разных категорий плательщиков).

Налоговое планирование основано на праве налогоплательщика использовать допустимые законом средства для max сокращения налоговых обязательств.

Все планируемые выплаты пр-я отражаются в год/квартал отчетах об использовании фин. рез-тов.

За счет чистой прибыли на пр-и формируют:

- фонд накопления (для создания нового имущества, приобретения ОПФ, ОС, дальнейшего развития пр-я)

- резервы для покрытия кредит. задолженности в случаях затруднения финансирования

- фонд потребления (источник мат поощрения и соц развития персонала пр-я)

Наши рекомендации