На региональном уровне такие полномочия возложены на местные органы власти.
Оперативное управление отдельными звеньями финансовой системы осуществляется финансовым аппаратом, который включает множество организационных структур на всех уровнях управления.
На общегосударственном уровне основными органами управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет.
На Министерство финансов возложено ряд функций, связанных с формированием и реализацией финансовой политики государства в пределах страны и на международном уровне. К его задачам относятся:
- организация и ответственность за составление проекта бюджета и его исполнение;
- разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития экономики, конкретных социальных и экономических программ республиканского и союзного назначения;
- обоснование предложений по совершенствованию налоговой, ценовой политики, формированию отечественного финансового рынка и участия в международных операциях;
- участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
- выпуск и размещение государственных внутренних займов Республики Беларусь;
- разработка проектов и реализация программ внешних заимствований Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются следующие:
-осуществления контроля за правильностью, полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета налоговых платежей;
-обоснование прогноза налоговых платежей на очередной финансовый год, изучение изменений в их структуре;
- анализ эффективности взыскания налогов, характер и степень их влияния на финансово-хозяйственную деятельность плательщиков и формирование доходной части бюджета;
- разработка нормативных правовых актов, форм отчетности по вопросам, связанным с взысканием налогов;
- определение направлений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в доход государства;
- разработка предложений по повышению эффективности деятельности инспекций МНС, также по обеспечению полного и своевременного поступления налогов;
- применение административных штрафов за нарушение налогового законодательства;
- осуществление иных функций в соответствии с законодательством Республики Беларусь, приказами, распоряжениями и указаниями Министра.
Государственный таможенный комитет. Его основной целью является повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг. К приоритетным задачам таможенных органов относятся следующие:
-взимание таможенных платежей, контроль за правильностью, своевременностью их исчисления и уплаты;
- приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими таможенного и налогового законодательства;
- принятие мер по принудительному взысканию таможенных платежей;
- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
- повышение степени соблюдения таможенного законодательства и эффективности борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и др.
На уровне субъектов хозяйствования управлением финансами занимается финансовая служба. На средних и малых предприятиях функции управления финансами выполняют в основном сотрудники бухгалтерии. Полную ответственность за финансовое состояние несет руководитель предприятия.
Процесс управления финансами с помощью различных форм и экономических инструментов, как правило, реализуется по классической схеме, этапы которой включают:
Этапы процесса управления финансами: | |
прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формирования и их использования | |
реализацию намеченных планов, программ посредством обеспечения полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов, экономного их расходования и достижения позитивных результатов; | |
текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства и эффективностью принятых и реализованных решений. |
Финансовый механизм.
Финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:
· директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо - одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).
· регулирующий финансовый механизм - определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.
Основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:
· финансовое планирование и прогнозирование;
· финансовые показатели, нормативы и лимиты;
· управление финансами;
· финансовые рычаги и стимулы;
· финансовый контроль;
Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:
- финансовые методы;
- финансовые рычаги;
- правовое обеспечение;
- нормативное обеспечение;
- информационное обеспечение.
4.Финансовый механизм В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
|