Прохождения организационно-экономической практики

Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.); методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адап­тации новых работников и т.п. Срок выполнения задания - 5-я неделя.

Задание 6. Изучить систему обучения персонала.

Изучить систему подготовки и повышения квалификации кад­ров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: орга­низационно-методические документы (постановления, положе­ния, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников. Срок выполнения задания - 5-я неделя.

Задание 7. Изучить организацию и планирование деловой ка­рьеры и формирование кадрового резерва: организационно-мето­дические документы (положение о кадровом резерве, приказы и т.п.); подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие долж­ности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организацию работы с кадровым резервом. Составить оперограммы (схемы) формирования кадрового резер­ва; дать оценку. Срок выполнения задания - 6-я неделя.

Задание 8. Изучить систему проведения периодической аттес­тации работников организации (отдельно - руководителей и спе­циалистов): нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов; планы-графики ее проведения; процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы; состав показателей и направлений аттестации работников; состав документов (аттестационный лист и др.); использование резуль­татов аттестации. Составить оперограммы основных управленчес­ких процедур по аттестации работников.

Изучить использование деловой оценки персонала при заме­щении вакантной должности, формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.; методы деловой оценки (тестирование, собе­седование и т.п.). Срок выполнения задания — 6-я неделя.

Задание 9. Изучить используемые в организации формы и си­стемы оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (та­рифные, бестарифные, должностные оклады); порядок (алгоритм) формирования фонда потребления организации, его структуру: фонд оплаты труда, фонд выплаты дивидендов и процентов по вкладам, фонд социальных и трудовых льгот; методы распределе­ния фонда оплаты труда между работниками организации; систе­му стимулов и льгот, используемых для мотивации труда работ­ников; систему участия работников организации в прибылях; си­стему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.

Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали -перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗе, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл.4.2). Для выполнения задания 9 следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о ре­зультатах финансовой деятельности и др. Срок выполнения зада­ния — 7-я неделя.

Таблица 4.2

Оперограмма процедуры

№ п/п     Наименова-ние функции   Исполнители Трудоемкость функции (человеко- часы)
Нач. отдела управления персоналом Нач. бюро найма персонала Менед­жер по персо- налу Зам. дирек-тора по персоналу …  
п

Задание 10. Дать оценку кадровой политики организации, места в общей политике организации; изучить ее связь с финан­совой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.; фор­мы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стра­тегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды. Срок выполнения задания — 8-я неделя.

За время прохождения практики студент обязан собрать необ­ходимые материалы и документы для выполнения домашнего задания по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности»:

- планы социального развития организации;

- планы повышения квалификации;

- положение об оплате труда;

- положение по аттестации работников;

- образец трудового договора;

- социальный пакет организации.

5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

За время практики студенту необходимо выполнить индивиду­альное задание по более углубленному изучению отдельных функ­ций подразделений организации, занимающихся управлением персонала, решению конкретных управленческих задач в интере­сах базы практики и процесса обучения, а также подготовить ис­ходный материал для проектной части курсового проекта.

Результаты выполнения задания данного раздела программ практики станут основой студенческих исследовательских работ проектной части курсовых работ.

6. ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)

Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации - базы практики, носить в основном исследователь­ский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выпол­нено индивидуально или группой студентов (до 4-х человек) в за­висимости от масштабности темы.

Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки. Отчет по НИРС должен состоять из разделов:

• цель научной работы;

• предмет исследования;

• методика проведения исследования;

• анализ полученных результатов;

• выводы и предложения;

• список использованных источников.

Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов

1. Разработка целей системы управления персоналом.

2. Применение программно-целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.

3. Проектирование взаимоотношений службы управления пер­соналом с внешними организациями (консультативными фирма­ми, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

4. Проектирование вариантов оргструктуры службы управле­ния персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможнос­тей организации.

5. Разработка методики анализа кадрового потенциала органи­зации.

6. Проектирование взаимоотношений службы управления пер­соналом в общей оргструктуре управления организацией.

7. Разработка организационно-экономических условий разви­тия творческой активности и самоутверждения личности.

8. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

9. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных оргструктур.

10. Направления развития организационного проектирования системы управления организацией.

11. Развитие системного подхода в организационном проекти­ровании систем управления организацией.

12.Использование программно-целевых методов в организаци­онном проектировании систем управления организацией.

13. Направления развития методов анализа и проектирования систем управления организацией.

14. Развитие форм отображения материалов обследования и анализа систем управления организацией.

15. Комплексное проектирование систем управления организа­цией (различных уровней).

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной еже­дневной записью о проделанной работе (приложение 7.1). В конце практики днев­ник заверяется руководителем организации (подпись, печать).

На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необ­ходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.

Для составления, редактирования и оформления отчета студен­там отводятся последние 2—3 дня организационно-экономической практики. Отчет студента по практике должен включать тексто­вой, графический и другой иллюстративный материал. Объем от­чета - 35-40 с. рукописного текста с приложением таблиц, схем, документов, форм и других материалов.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала отчета:

1) титульный лист (см. Приложение 7.2);

2) оглавление;

3) общая характеристика организации и анализ производствен­но-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;

4) анализ численности и структуры персонала;

5) характеристика и анализ системы управления персоналом организации;

6) анализ основных функций по управлению персоналом;

7) выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению пер­соналом;

8) список использованных источников;

9) приложения.

Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописно или машинописно с оставлением полей; все страницы отчета нумеруют арабскими цифрами; сокра­щения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или 14 (параметры страницы (поля): верхнее - 3 см, нижнее - 2,5 см, левое - 2,5 см, правое — 1 см).

Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) долж­ны иметь название и соответствующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах все­го отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подразде­ла, разделенных точкой.

Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об источни­ках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его поряд­кового номера (без знака №); оно должно иметь тематический за­головок, отражающий содержание данного приложения.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент должен сдать зачет. Основа­нием для допуска студента к зачету по практике являются полно­стью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита отчета по практике (зачет) проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.

В результате защиты отчета по практике студент получает за­чет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правиль­ность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка, полученная на зачете по практике, учитывается при назначении стипендии.

Студент, не выполнивший программу практики или получив­ший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую неуспеваемость. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учебы время.

Заведующий кафедрой УП-1 C.С.Сапожников

Приложение 7.1

ДНЕВНИК

прохождения организационно-экономической практики

студента_______________ курса____ группы УП1-_______

____________________________________

(фамилия, инициалы)

Дата План работы Отметка о выполнении Подпись руководителя от организации
       
       
       
       
       
       
       

Приложение 7.2

ТИПОВАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Наши рекомендации