Прохождения организационно-экономической практики
Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.); методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п. Срок выполнения задания - 5-я неделя.
Задание 6. Изучить систему обучения персонала.
Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: организационно-методические документы (постановления, положения, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников. Срок выполнения задания - 5-я неделя.
Задание 7. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва: организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказы и т.п.); подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организацию работы с кадровым резервом. Составить оперограммы (схемы) формирования кадрового резерва; дать оценку. Срок выполнения задания - 6-я неделя.
Задание 8. Изучить систему проведения периодической аттестации работников организации (отдельно - руководителей и специалистов): нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов; планы-графики ее проведения; процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы; состав показателей и направлений аттестации работников; состав документов (аттестационный лист и др.); использование результатов аттестации. Составить оперограммы основных управленческих процедур по аттестации работников.
Изучить использование деловой оценки персонала при замещении вакантной должности, формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.; методы деловой оценки (тестирование, собеседование и т.п.). Срок выполнения задания — 6-я неделя.
Задание 9. Изучить используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады); порядок (алгоритм) формирования фонда потребления организации, его структуру: фонд оплаты труда, фонд выплаты дивидендов и процентов по вкладам, фонд социальных и трудовых льгот; методы распределения фонда оплаты труда между работниками организации; систему стимулов и льгот, используемых для мотивации труда работников; систему участия работников организации в прибылях; систему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.
Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали -перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗе, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл.4.2). Для выполнения задания 9 следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах финансовой деятельности и др. Срок выполнения задания — 7-я неделя.
Таблица 4.2
Оперограмма процедуры
№ п/п | Наименова-ние функции | Исполнители | Трудоемкость функции (человеко- часы) | ||||
Нач. отдела управления персоналом | Нач. бюро найма персонала | Менеджер по персо- налу | Зам. дирек-тора по персоналу | … | |||
… | п |
Задание 10. Дать оценку кадровой политики организации, места в общей политике организации; изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.; формы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды. Срок выполнения задания — 8-я неделя.
За время прохождения практики студент обязан собрать необходимые материалы и документы для выполнения домашнего задания по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности»:
- планы социального развития организации;
- планы повышения квалификации;
- положение об оплате труда;
- положение по аттестации работников;
- образец трудового договора;
- социальный пакет организации.
5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
За время практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций подразделений организации, занимающихся управлением персонала, решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и процесса обучения, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового проекта.
Результаты выполнения задания данного раздела программ практики станут основой студенческих исследовательских работ проектной части курсовых работ.
6. ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)
Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации - базы практики, носить в основном исследовательский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до 4-х человек) в зависимости от масштабности темы.
Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки. Отчет по НИРС должен состоять из разделов:
• цель научной работы;
• предмет исследования;
• методика проведения исследования;
• анализ полученных результатов;
• выводы и предложения;
• список использованных источников.
Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов
1. Разработка целей системы управления персоналом.
2. Применение программно-целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.
3. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультативными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).
4. Проектирование вариантов оргструктуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.
5. Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.
6. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей оргструктуре управления организацией.
7. Разработка организационно-экономических условий развития творческой активности и самоутверждения личности.
8. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.
9. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных оргструктур.
10. Направления развития организационного проектирования системы управления организацией.
11. Развитие системного подхода в организационном проектировании систем управления организацией.
12.Использование программно-целевых методов в организационном проектировании систем управления организацией.
13. Направления развития методов анализа и проектирования систем управления организацией.
14. Развитие форм отображения материалов обследования и анализа систем управления организацией.
15. Комплексное проектирование систем управления организацией (различных уровней).
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе (приложение 7.1). В конце практики дневник заверяется руководителем организации (подпись, печать).
На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.
Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2—3 дня организационно-экономической практики. Отчет студента по практике должен включать текстовой, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета - 35-40 с. рукописного текста с приложением таблиц, схем, документов, форм и других материалов.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала отчета:
1) титульный лист (см. Приложение 7.2);
2) оглавление;
3) общая характеристика организации и анализ производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;
4) анализ численности и структуры персонала;
5) характеристика и анализ системы управления персоналом организации;
6) анализ основных функций по управлению персоналом;
7) выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом;
8) список использованных источников;
9) приложения.
Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописно или машинописно с оставлением полей; все страницы отчета нумеруют арабскими цифрами; сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.
При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или 14 (параметры страницы (поля): верхнее - 3 см, нижнее - 2,5 см, левое - 2,5 см, правое — 1 см).
Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
По окончании практики студент должен сдать зачет. Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.
Защита отчета по практике (зачет) проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.
В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка, полученная на зачете по практике, учитывается при назначении стипендии.
Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую неуспеваемость. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учебы время.
Заведующий кафедрой УП-1 C.С.Сапожников
Приложение 7.1
ДНЕВНИК
прохождения организационно-экономической практики
студента_______________ курса____ группы УП1-_______
____________________________________
(фамилия, инициалы)
Дата | План работы | Отметка о выполнении | Подпись руководителя от организации |
Приложение 7.2
ТИПОВАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ