Задача контроллинга логистической деятельности
Тема 5. Контроллинг логистической деятельности
Под контроллингом понимают сферу деятельности топ-менеджмента компании, которая включает в себя процесс обработки данных, планирование, ориентированное на общую цель, контроль достижения цели и принятие управленческих решений
Контроллинг соединяет учет, планирование, регулирование, информационную поддержку бизнес-процессов в единую самоорганизующуюся систему.
Контроллинг нацелен на:
- устранение узких мест
- достижение положительных результатов бизнеса в аспектах корпоративной стратегии при использовании в качестве основного инструмента анализа и регулирования деятельности компании системы сбалансированных показателей ее эффективности (системы KPI).
ФУНКЦИОНАЛ КОНТРОЛЛИНГА
Функция | Содержание |
Планирование | Стратегическое, тактическое, оперативное планирование |
Учет и расчет показателей функционирования (системы KPI) | Управленческий учет, формирование системы сбалансированных показателей, методы расчета KPI, нормирование показателей |
Сравнение стандартного и фактического значений показателей | Оценка отклонений между планированием и фактическим состоянием бизнес-процессов. |
Выработка управленческих решений | Анализ случаев отклонения от целевых показателей и выработка мероприятий по ликвидации узких мест |
Составление отчетности | Генерирование отчетных форм для контроля и анализа эффективности принимаемых управленческих решений |
В системе контроллинга очень важна роль учета затрат.
Применяется система управленческого учета, которая дополняет и развивает бухгалтерский учет.
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЛИНГА:
- Какие затраты вообще возникают? (Учет видов затрат)
- Где возникают затраты? (Учет мест возникновения затрат)
- Сколько стоит продукт или услуга? (Учет носителей затрат)
ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ КОНТРОЛЛИНГА ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА (В ИДЕАЛЕ — СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, BALANCED SCORECARD), ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОТРЕБНОСТИ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Задача контроллинга логистической деятельности
Контроллинг должен быть нацелен на решение стратегических задач фирмы и достижение целей ее корпоративной стратегии.
Контроллинг охватывает
§ определение целей (в том числе стратегических),
§ планирование,
§ инструменты поддержки принятия решений,
§ регулирование текущей/оперативной деятельности в зависимости от результатов оценки показателей функционирования фирмы (системы КРI).
В контроллинге осуществляется сбор и использование информации с помощью
§ корпоративных информационных систем
§ систем управленческого учета
при планировании, финансировании, ценообразовании, создании отчетов, оценке, консультировании, и аудите.
Для использования инструментов контроллинга в большинстве случаев необходима перестройка планирования, учета и экономического анализа в компании.
При переходе на контроллинг вводят:
§ методы и формы дифференцированного учета затрат (например, функционально-стоимостной анализ),
§ учитывают затраты и результаты продаж
- по видам продукции,
- по сегментам рынка,
- группам клиентов,
- отдельным заказам,
- местам формирования результатов производственной, финансовой и логистической деятельности.
Контроллинг эффективен только при условии учета реальных результатов и возможностей компании. Поэтому, очень важна роль полноценной информации (желательно – в масштабе реального времени) о различиях между фактическими и плановыми показателями, характеризующими объемы продаж, затраты, прибыль, состояние финансов и других КРI.
Необходимым элементом контроллинга становится создание и ведение базы данныхдля управления по отклонениям и для разработки альтернативных оптимизационных решений.
Функционал контроллинга в ЛС состоит из следующих основных задач:
1. Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей оценки эффективности логистической деятельности (системы КРI).
2. Реализация процедуры бенчмаркинга для установления
стандартов КРI.
3. Генерирование отчетных форм.
4. Разработка системы мониторинга и информационной поддержки процессов контроллинга.
5. Анализ «разрывов» КРI и регулирование/устранение отклонений фактических значений показателей от плановых.
6. Разработка и ведение информационных технологий и систем поддержки принятия управленческих решений в логистике.
Основная процедура контроллинга в ЛС похожа на контроль параметров в технических системах и процессах (например, в автоматических системах, АСУ).
Сам процесс выработки управленческих решений заключается в постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых, стандартных) характеристик и параметров (в частности, определяемых на основе КРI) с текущими значениями этих параметров.
Сложность такого сравнения для ЛС заключается в том, что многие показатели и характеристики (особенно относящиеся к логистическому сервису) носят качественный характер, а критерии принятия решений по управлению векторные.
Общая схема процесса контроллинга в ЛС изображена на рис.1
Фокус процедуры контроля параметров логистики должен быть направлен на реализуемый процесс, в качестве которого может выступать какая-либо логистическая функция, например процедура выполнения заказа или интегрированная совокупность операций в функциональной области логистики (снабжение, поддержка производства или дистрибьюции).
«Входом» процесса контроллинга в фирме являются планы, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую «настройку» ЛС (по аналогии со следящими системами в теории автоматического управления). Реализуя заданную настройку, персонал логистического менеджмента сталкивается с влиянием возмущений внешней, макроэкономической среды (изменение цен, тарифов, налогов, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства и т.п.) и изменениями в параметрах внутреннего состояния самой ЛС (связанных с финансами, технологиями, персоналом и т.п.). Эти изменения вызывают отклонения параметров ЛС от заданной настройки, что определяется в результате сравнения в блоке мониторинга.
По итогам мониторинга вырабатываются корректирующие воздействия на входы ЛС (звена ЛС - ЗЛС).
Информационной основой контроллинга является система показателей управленческого учета, ориентированная на потребности высшего управленческого звена фирмы.
В общем виде система управленческого учета должна строиться на основе решения следующих задач:
§ создание системы сбалансированных показателей деятельности компании, нацеленной на достижение корпоративных целей;
§ детализация и дифференциация показателей учета по необходимым параметрам/факторам, многомерный анализ показателей;
§ прогнозирование, планирование и учет как финансовых, так и нефинансовых показателей;
§ связывание показателей деятельности фирмы с внешними факторами, управленческими действиями и процедурами;
§ организация учета по центрам ответственности, прибыли, затрат;
§ организация и автоматизация документооборота по составлению планов и прогнозов, учету фактических значений системы показателей;
§ импорт и трансформация данных и документов бухгалтерского и оперативного учета с целью их приведения к установленным форматам управленческого учета;
§ разработка моделей и методов анализа и контроля показателей деятельности, методов ранжирования показателей и структурного анализа.
Важной задачей управленческого учета в системе контроллинга является отнесение накладных/прочих расходов на отдельные виды продукции или услуг. Это дает возможность составить нормативную и фактическую калькуляцию полной себестоимости единицы продукции. Для разнесения затрат по видам деятельности, продуктам или подразделениям применяют различные методы, например АВС-анализ, произвольные базы и коэффициенты распределения и т.п.