Вводная тема. История возникновения и развития аудита
ОСНОВЫ АУДИТА
ОПД.Ф.07
для студентов всех форм обучения
по специальности: 080105.65 «Финансы и кредит», 080507.65 «Менеджмент организации», 080102.65 «Мировая экономика»
Москва
Курс лекций дисциплины «Основы аудита» составлен на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности «Финансы и кредит» – 080105.65 № 342 от 28.10.2004г., «Менеджмент организации» -080507.65 №3179 от23.12.98г., «Мировая экономика» - 080102.65 №4204 от 03.12.2002г. и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 080105.65, 080507.65, 080102.65 утвержденным ректором ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».
Составитель:
доцент кафедры статистики,
маркетинга и бухгалтерского учета, к.э.н., доц. И.Н.Успенская
Рецензенты:
профессор кафедры статистики,
маркетинга и бухгалтерского учета, к.э.н., проф. Н.М.Русин
профессор кафедры бухгалтерского учета
и аудита Академии труда и социальных
отношений, к.э.н., доц. З.Ч.Хамидуллина
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета 28 января 2011г., протокол № 6.
ОДОБРЕНО
Научно-методической советом факультета экономики и управления 21 февраля 2011г. (протокол №6).
Содержание
Паспорт дисциплины ……………………………………………………….4
Аннотация курса ………………………………………………………..…..5
Учебно-тематический план …………………………………………….…..8
Вводная тема. История возникновения и развития аудита..……………..9
Тема 1. Аудит в системе финансового контроля РФ ……………………..22
Тема 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности………..35
Тема 3. Объем аудита бухгалтерской отчетности и стадии аудиторской проверки……………….……………………………………………………...51
Тема 4. Взаимодействие руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки…..64
Тема 5. Существенность в аудите ……………………………………..…….89
Тема 6. Аудиторское заключение итоговый документ………………….….95
Список рекомендуемой литературы ………………………………………...102
Паспорт дисциплины
ОПД.Ф.07 «Основы аудита»
Курс: 3, 4, 5
Форма обучения: все
Семестр: 1,2
Количество часов на дисциплину: 100
Количество аудиторных часов на дисциплину: 50
Для очной формы 50, из них: лекций: 30, практических занятий: 20
Для очно-заочной формы 24, из них: лекций: 16, практических занятий: 8
Для заочной формы 12, из них: лекций: 12, практических занятий: 0
Выписка из Государственного стандарта по дисциплине
ОПД.Ф.07. | ОСНОВЫ АУДИТА Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики. Задачи, направления аудиторских проверок, состав пользователей материалов аудиторских заключений, их направленности и содержания. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Виды аудиторских проверок и аудиторских услуг. Роль международных и национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок. Профессиональная этика аудитора. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок. Планирование и программа аудита. Понятие существенности и риска в процессе аудиторской проверки, методы минимизации и обеспечения приемлемой величины аудиторского риска. Система организации внутреннего контроля и ее влияние на величину аудиторского риска. Аудиторская выборка. Аудиторские доказательства и документы: порядок подготовки аудиторского заключения. Особенности организации аудиторской деятельности при сопровождающем (консультационном) аудите. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей,организационно-производственной структуры и правовых форм. Выбор основных направлений аудиторской проверки. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений. |
Аннотация курса
Целью курса «Основы аудита» является обеспечение глубоких знаний в области организации и общей методики аудиторских проверок, приобретение первичных навыков по проведению аудиторских проверок и использованию результатов аудиторских проверок в управлении производством.
Изучение курса обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по вопросам:
1. принципов и задач формирования мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2. направлений использования аудиторских заключений при обосновании финансовых решений;
3. организации аудиторского контроля на предприятиях различных отраслей и организационно-правовых форм;
4. методики проведения аудиторских проверок в организациях по всем разделам бухгалтерского учета и отчетности;
5. взаимодействия предприятий и аудиторских фирм в осуществлении аудиторских проверок;
6. использования контрольных функций бухгалтерского учета в организации и проведении внутреннего контроля на предприятиях.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- систему нормативного регулирования аудиторской деятельности;
- методологию, методику и организацию аудита;
- методики планирования, составления программ и проведения аудиторских процедур;
- порядок обобщения и использования результатов аудиторской проверки;
- права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в осуществлении аудита.;
уметь:
- планировать, организовать и проводить аудиторскую проверку всех аспектов бухгалтерского учета и отчетности;
- разрабатывать программы аудиторских проверок;
- обобщать результаты проверок и составлять аудиторские заключения;
- разработать рекомендации руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки;
- организовать и осуществить проверку состояния внутреннего контроля на предприятии:
- использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью,
иметь представление:
- о связях аудита с другими учебными дисциплинами;
- о направлениях использования результатов аудита в управлении повышением эффективности предпринимательской деятельности экономического субъекта;
- о возможных нарушениях и ошибках в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
- об особенностях проведения аудита в условиях компьютеризированного учета;
- о компьютеризации аудиторской деятельности.
Принципы отбора содержания и организации учебного процесса
Концепция изучения курса строится на следующих положениях:
- комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений;
- сочетание анализа современных экономических концепций с историей развития мировой экономической науки;
- рассмотрение, как общих закономерностей экономического развития, так и особенностей их проявления в конкретно-исторических условиях (в частности в России);
- взаимосвязь современных теоретических концепций и практики современного хозяйствования.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач
Выполнение заданий оценивается по 5 - балльной шкале и учитывается при выставлении итоговой оценки.
Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.
Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.
Итоговая аттестация по курсу
По изучаемой дисциплине сдается экзамен - в зимнюю или летнюю сессии, в зависимости от курса изучения.
При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.
Учебно-тематический план
Общий объем – 100 часов
№ п/п | Наименование темы | Всего | Форма обучения | ||||||||
Очная | Очно-заочная (вечерняя) | Заочная | |||||||||
лекции | семинары | сам. работа | лекции | семинары | сам. работа | лекции | семинары | сам. работа | |||
1. | Роль аудита в развитии функции контроля | ||||||||||
2. | Сущность аудита и его задачи | ||||||||||
3. | Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России | ||||||||||
4. | Профессиональная этика аудитора | ||||||||||
5. | Стандарты аудиторской деятельности | ||||||||||
6. | Организация подготовки аудиторской проверки | ||||||||||
7. | Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности | ||||||||||
8. | Система организации внутреннего контроля и методы ее оценки | ||||||||||
9. | Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры | ||||||||||
10. | Подготовка аудиторского заключения | ||||||||||
Итого: | - |
Вводная тема. История возникновения и развития аудита
1. Возникновение аудита
Аудитор - древняя профессия. Латинское слово auditor означает «слушатель» (audit (лат.) – он слышит; auditio (лат.) – слушание).
Древнеримские управляющие в 11 веке до н.э. назначали чиновников казначейства, обязанных контролировать бухгалтерию провинций и устно отчитываться об этом.
Во Франции баронами ежегодно устраивались публичные чтения счетов своих владений перед аудиторами, а в Англии актом Парламента король Эдуард 1 дал право баронам назначать аудиторов для проверки счетов.
Историки полагают, что составление отчетов восходит примерно к 4 000 г. до н.э., когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность.
Ряд форм внутреннего контроля того времени описан в Библии, содержание которой, по общему мнению, охватывает период между 1800 г. до н.э. и 95 г. н.э. Конкретно Библия касается вопросов двойной охраны имущества, необходимости нанимать компетентных и честных работников, ограничения доступа и разделения обязанностей.
Государственная система династии Чжоу (1122 - 256 гг. до н.э.) в Китае включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.
В Афинах 5 века до н.э. Народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система включала правительственных аудиторов.
В Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената, а государственный бюджет проверялся штатом аудиторов под наблюдением казначея. В англоязычных странах самые древние из дошедших до нас учетных документов и упоминаний об аудите - это архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130 годом.
В Х111 веке встречаются упоминания об аудиторах и аудите как в Англии, так и в Италии, а французское сочинение об управлении имуществом, написанное в том же столетии, рекомендовало ежегодно проводить аудит счетов. Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале ХIV столетия в числе выборных должностных лиц назначались аудиторы..
В старину в Великобритании проводился аудит двух типов:
- в городах аудит осуществлялся публично, в присутствии правящих должностных лиц и граждан и заключался в слушании отчетов, которые читал вслух казначей;
- вторым типом аудита была детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий по «дебету и кредита» с последующей «аудиторской декларацией», то есть устным отчетом перед владельцем и советом управляющих данного поместья.
Оба типа аудита, практиковавшиеся в Великобритании вплоть до Х111 века, в первую очередь были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств. Целью этих видов аудита не являлась проверка качества счетов, за исключением тех случаев, когда неточности могли сигнализировать о наличии обмана.
В конце ХVII века в Шотландии был принят закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора, тем самым в Западном мире было введено понятие независимости аудитора.
Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Несмотря на такой прогресс, в аудиторской практике лишь во второй половине Х1Х столетия профессиональный аудитор сделался важной составной частью делового мира.
Профессия бухгалтера–аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы были вынуждены искать стороннего независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
До рубежа ХХ века независимый аудит в Соединенных Штатах Америки строился по английской модели. Она предполагала детальные исследования данных, относящихся к балансу. Это был так называемый «счетоводческий аудит», так как три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг.
Постепенно американский аудит развился в «тестовый аудит», когда процедуры начали приспосабливаться к быстро расширяющемуся американскому бизнесу, представители которого считали, что британский стиль проверки подсчетов и переносов требует много времени и средств. Аудиторы использовали методы тестирования, собирали свидетельства у партнеров по бизнесу, большое внимание уделялось оценке активов пассивов.
Первое в США постановление об аудите, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов (ныне Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров - AICPA) по просьбе Федеральной комиссии по торговле, было опубликовано в 1917 году и посвящено «аудиту баланса». Пересмотренное издание вышло в 1929 году под названием «Проверка финансовых отчетов». И хотя в нем по – прежнему главное внимание определялось аудиту балансов, но уже подробно шла речь о счетах прибыли и убытков, что связано с растущим интересом к результатам операций, подчеркивалась важность внутреннего контроля.
Особое развитие аудит получил после глубокого экономического кризиса 1930 – х годов, выполняя функции защиты и порядка в интересах как индивидуального предпринимательства, так и экономики различных страх.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров - аудиторов.
После второй мировой войны 1939 - 1945 гг. без аудита уже невозможно представить экономическую деятельность как в мире в целом, так и в отдельных странах, в частности.
Аудит в развитых странах
Зарубежные авторы признают, что первоначально и на Западе аудит был не чем иным, как проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности. Аудиторы в основном рассматривали первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также составленную на их основе бухгалтерскую отчетность.
Затем аудит стал системно – ориентированным. При этом практикующие аудиторы – профессионалы стали более внимательно изучать взаимоотношения между людьми (между организаторами и исполнителями бизнеса своих клиентов), составляющими и использующими бухгалтерские документы и записи.
Современный аудит, особенно на Западе - это аудит , основанный на риске. Это процесс, в котором использованы положительные стороны не только подтверждающего, а также системно – ориентированного аудита, но и аудита, преимущественно основанного на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях.
Независимые аудиторы могут работать индивидуально, но чаще они объединяются в фирмы и организации (это более эффективно), которые могут иметь различные наименования.
В странах Запада функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (только в США их более сорока пяти тысяч), от частных, состоящих из одного человека или нескольких присяжных бухгалтеров (таких фирм около 90-95 %) , до огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями.
В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно аудиторскими объединениями.