МОДУЛЬ 2 Государственные и муниципальные финансы
Тема 3 Бюджетное устройство и бюджетная система России (18 часов)
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Изучаемые вопросы
Роль бюджета в перераспределении национального дохода. Финансовые методы перераспределения национального дохода. Функции бюджета.
Теоретические положения
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, а с другой – между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1. образование и использование денежных накоплений;
2. организация налогов;
3. финансирование отраслей народного хозяйства;
4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Функции бюджета:
1. перераспределение национального дохода;
2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
4. контроль за образование и использованием централизованных фондов бюджетных средств.
Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
Бюджетная система России
Изучаемые вопросы
Бюджетная система и форма государственного устройства. Уровни бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ, Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ.
Теоретические положения
Бюджетное устройство– это организация бюджетной системы и принципов ее построения, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.
Бюджетное устройство включает в состав следующую систему взаимосвязанных элементов:
- организацию бюджетной системы;
- принципы построения бюджетной системы;
- бюджетную классификацию;
- бюджетный процесс.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным (т.е. административно-территориальным) устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусную структуру – государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1.первый уровень
– федеральный бюджет Российской Федерации
- бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2.второй уровень
– бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
- бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3.третий уровень
– местные бюджеты
- бюджеты местных государственных внебюджетных фондов .
К региональным бюджетам относят:
- бюджеты республик, входящих в состав РФ;
- бюджеты субъектов РФ;
- бюджеты краев РФ;
- бюджеты автономных областей;
- бюджеты автономных округов;
- бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
К местным бюджетам относят:
- бюджеты городских поселений;
- бюджеты муниципальных районов;
- бюджеты внутригородских муниципальных образований гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских округов;
- бюджеты сельских поселений.
И в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Но для того, чтобы получить информацию обо всех доходах и расходах бюджетной системы составляют консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рисунок : Состав консолидированного бюджета РФ
В свою очередь консолидированный бюджет субъекта представляет собой совокупность бюджета субъекта РФ (регионального бюджета) и местных бюджетов муниципалитетов этого субъекта (региона).
|
|
Рисунок: Состав консолидированного бюджета субъекта РФ.
Принципы бюджетной системы – это основополагающие идеи, ведущие положения, правила, определяющие порядок построения и функционирования этой системы и в целом бюджетных отношений, закрепленные в соответствующем законодательстве. К принципам бюджетной системы РФ относят:
- Принцип единства бюджетной системы;
- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- Принцип самостоятельности бюджетов;
- Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходовбюджетов;
- Принцип сбалансированности бюджета;
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- Принцип общего (совокупного) покрытия расходов;
- Принцип гласности;
- Принцип достоверности бюджета;
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных.
Поскольку Россия является федеративным государством с трехуровневой бюджетной системой, то бюджетное устройство основано на принципах бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы.
Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы
Бюджетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы образуют межбюджетные отношения.