Виды финансовых рисков в банковской сфере и способы их регулирования
Основной тип финансовых рисков банка | Компонент рисков, подлежащих регулированию | Инструментарий регулирования параметров рисков |
Риск снижения достаточности капитала | Достаточность капитала — необходимый уровень капитала для решения стратегических задач и выполнения требований контролирующих органов | Планирование и исполнение бюджета доходов и расходов, расчет минимально допустимой маржи по сделкам |
Кредитный риск | Качество активов — минимизация убытков, возникающих в результате кредитной или инвестиционной деятельности | Установление инструментальных лимитов на заемщиков |
Риск несбалансированной ликвидности | Ликвидность (мгновенная и перспективная) — отсутствие доступности или наличия недорогих финансовых средств (возможности привлечения дополнительных пассивов или реализации без потерь активов) | Ведение текущих позиций по счетам и перспективных платежных календарей Установление лимитов на трансформацию краткосрочных ресурсов в долгосрочные активы |
Риски процентный, ценовой, валютный | Чувствительность активов и пассивов банка к изменению процентной ставки, валютных курсов, рыночной стоимости ценных бумаг и других финансовых инструментов | Установление специально рассчитываемых инструментальных лимитов для удержания кредита в границах общей политики банка |
Технологический (операционный) риск | Совершение несанкционированных операций | Управление данной категорией рисков требует четкой регламен тации деятельности структур ных подразделений и круга пол номочий менеджмента банка___ |
Степень риска при формировании портфелей или заключении конкретных сделок — это первопричина; что касается обобщающих показателей (критериев деятельности банка), то таковыми являются рентабельность и ликвидность, поскольку рисковые потери снижают оба эти показателя.
Получение максимальной или, по крайней мере, удовлетворительной прибыли при сохранении приемлемого для банковских акционеров
Глава 6. Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов 231
уровня риска в России достигается с трудом, о чем однозначно свидетельствует значительное число банковских банкротств, имевших место в конце 90-х гг. Последовательное достижение финансовой устойчивости банка предполагает, что он должен находиться в постоянном поиске новых возможностей дальнейшего роста, повышения прибыльности и более эффективного планирования и контроля.
Управление финансами банка осложняется разнообразием и динамикой той «операционной среды», в которой он функционирует. Устойчивость банка определяется экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) факторами. В массовом банкротстве банков решающая роль принадлежит к экзогенным факторам. Это — политическая ситуация в стране и регионах, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность банков-партнеров, надежность клиентов банка и др. Если внешние факторы в целом благоприятны, то положение банка определяется внутренними (эндогенными) факторами, в частности правильностью выбранной стратегии банка, обеспеченностью собственным капиталом, уровнем квалификации кадров, качеством менеджмента, внутренней стратегией и политикой и др. Недостаточный уровень рентабельности дохода на единицу вложенного капитала часто является причиной финансовой неустойчивости банка.
Рентабельность и устойчивость банка существенно зависят от деятельности его филиалов. Опорой банковской системы является доверие клиентов; когда оно по какой-либо причине оказывается разрушенным, банк сталкивается с финансовыми затруднениями. Возможен подрыв репутации всего банковского комплекса из-за проблем, возникших в любом из филиалов. Обобщающие, агрегатные показатели — устойчивость, надежность, стабильность — в теории управления банковской деятельностью пока точного определения не имеют и несут лишь эмоциональный и в большей степени этический корпоративный смысл. Основной задачей управления финансами банка, как и любого предприятия, является максимизация его капитализированной стоимости, характеризующейся прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций. Решается эта задача путем комплексного управления активами и пассивами банка.
В связи с тем что деятельность финансово-кредитных организаций самым непосредственным образом влияет на функционирование денежного и фондового рынка любого государства, во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контроля и надзора На всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Законодательная власть через систему законодательных документов: 1) определяет перечень финансовых операций, разрешенных и запрещенных банкам; 'О Устанавливает состав и предельные значения финансовых нормати-в°в, которые банки должны соблюдать в своей деятельности; 3) определяет и ограничивает полномочия Центрального банка РФ по регулиро-Ванию и контролю деятельности финансово-кредитных организаций;
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
4) устанавливает систему налогообложения доходов банков, которая предопределяет структуру банковских портфелей. Основная цель принимаемых законов — обеспечить устойчивость банковской системы, защитить интересы вкладчиков, государства и предприятий от неумелого или преднамеренно преступного управления банками.
Центральный банк РФ, реализуя переданные ему полномочия государства по контролю и регулированию деятельности банков, еще более жестко предопределяет состав банковских портфелей путем выпуска директивно регулирующих актов и постановлений. В частности, он выдает лицензии на определенные типы операций или лишает их, определяет правила проведения ряда операций, устанавливает границы нормативов минимальных размеров уставного капитала, создания резервов, лимиты позиций и др. Государство, со своей стороны, через Министерство финансов РФ, используя Конституцию РФ и действующее законодательство, также осуществляет регулирование и контроль банковской деятельности. Главная цель государственного регулирования и надзора — обеспечение стабильности функционирования банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Хорошо функционирующая банковская система является основой •для успешной реализации государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, создания благоприятного инвестиционного климата. Банкротство крупного или нескольких небольших банков может вызвать значительное снижение денежного предложения, привести к серьезному расстройству экономики и нарушению принятых обязательств правительства. Таким образом, основными задачами государственного регулирования и надзора является устранение возможности в стране общей финансовой нестабильности и поддержание доверия к существующей банковской системе.
Страховые организации.Страховая деятельность также является одним из важнейших элементов финансовой системы государства, непосредственно влияющих на инвестиционный климат и развитие предпринимательской деятельности. Она осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Минфином РФ. Страхование создает систему защиты имущественных интересов граждан, предприятий и государства. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных (землетрясения, наводнения, оползни и др.) и техногенных (пожары, аварии, взрывы и др.) явлений. В условиях рыночного производства за счет страхования возмещается ущерб, возникающий при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности клиентов и действий других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов.
Формирование финансовых средств страховых организаций -" «страховщиков» осуществляется за счет: 1) первоначального уставного капитала, который в соответствии с Законом РФ «О страховании» должен составлять от 350 тыс. до 950 тыс. руб.; 2) финансовых средств
ава 6. Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов 233
/страховых взносов), вносимых физическими и юридическими лицами /страхователями), для возмещения ущерба, возникающего в случае наступления страхового случая. Данные финансовые ресурсы формируют страховые резервы, необходимые для выплат страховых премий, и средства для оплаты расходов деятельности страховщика.
С целью обеспечения надежности сохранения и получения дополнительных финансовых средств страховые резервы размещаются в различных финансово-кредитных организациях и вкладываются в различные финансовые продукты, такие, как государственные и муниципальные дисконтные и процентные долговые ценные бумаги; банковские вклады и депозиты; векселя, облигации и акции первоклассных банков и высоко рейтингуемых предприятий; в драгоценные металлы и высоколиквидную недвижимость.
Размещение финансовых средств производится на основе соблюдения следующих принципов: а) возвратности, т. е. надежности размещения средств под обязательные гарантии возврата инвестируемых средств в полном объеме; б) диверсификации, т. е. вложения средств в достаточно широкий круг финансовых продуктов для максимального уменьшения инвестиционного риска; в) прибыльности, т. е. получения регулярного и соответствующего инвестиционному риску дохода; г) ликвидности, т. е. возможности быстрой реализации (продажи) актива не ниже их номинальной стоимости.
Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные, контролируемые государством соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Важным фактором для обеспечения платежеспособности и устойчивости деятельности страховой организации является наличие у страховщика высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих надежность расчетов страховых тарифов.