Примените эти семь волшебных правил лидерства, чтобы выиграть еще больше
Быть лидером, так же как пользоваться остальными инструментами успеха, несложно, если соблюдать семь простых и понятных правил.
1. Как можно лучше заботьтесь о ваших людях. Мотивация сотрудников, работающих у менеджера А, повышается, когда они получают больше возможностей и преимуществ по сравнению с подчиненными менеджера Б.
Один боевой ветеран американской армии объяснил мне это следующим образом: «Командир нашей роты был потрясающим человеком. Когда кто-нибудь из ребят попадал в неприятную ситуацию, он каждый раз помогал выпутаться. Он всегда лично следил за тем, чтобы у нас не было никаких проблем со снабжением и размещением. В боевых ситуациях нашему капитану ничего не стоило заставить нас делать то, что необходимо. Это был единственный способ расплатиться с ним за заботу о наших нуждах».
В бизнесе, спорте, политике или любой другой сфере деятельности работники горой стоят за менеджера, который уделяет их потребностям первоочередное внимание. Умные менеджеры хорошо знают, что ключи к успеху находятся в руках вспомогательного персонала. Когда менеджер прилагает все усилия, чтобы помочь работнику, результаты не заставляют себя ждать.
2. Развивайте в подчиненных чувство гордости. Вы когда-нибудь встречали хорошего работника, который сказал бы, что работает на плохую организацию? Конечно, нет. Между чувством гордости работника за свою компанию и его производительностью труда существует прямая связь.
Отсутствие гордости ведет к снижению производительности. Наличие гордости — залог фантастических успехов в работе. Один из руководителей преуспевающей сети круглосуточных магазинов сказал мне, что тратит больше времени на развитие у работников гордости за компанию, чем на все остальное вместе взятое.
— Как вы знаете, — пояснил он, — текучесть кадров, невыходы на работу и мелкие кражи — это лишь малая толика проблем, характерных для нашего бизнеса. Однако, уделяя больше внимания фактору гордости, мне удается минимизировать последствия этих проблем. Я часто езжу по районам и провожу с директорами магазинов совещания, в ходе которых мы обычно приходим к единодушному мнению, что в нашем деле мы самые лучшие. Я организовал для персонала потрясающую униформу, внедрил программу прогрессивной оплаты труда. Во всем, что делаю, я учитываю фактор гордости. Люди всегда лучше «играют» за победителя, чем за неудачника.
— Ваша ставка на гордость явно оправдывается, — заметил я. — Насколько мне известно, ваши прибыли утроились всего лишь за три последних года.
— Гордость окупается, — подтвердил он мои слова. — Благодаря тому, что мои менеджеры гордятся возможностью оказывать услуги людям, содержать магазины в чистоте и обеспечивать изобилие на прилавках, наша сеть постоянно расширяется.
Развивайте в себе гордость за организацию, в кото- ] рой работаете, — и вы добьетесь выдающихся успехов ] в работе. А если по той или иной причине вы просто не можете гордиться вашей компанией, поищите работу в такой организации, которая этого заслуживает.
3. Проявляйте мужество. Трусам не ставят памятников, не устанавливают на их домах мемориальных досок, не платят высоких зарплат и не выказывают уважения. Такова жизнь.
Мы восхищаемся людьми, у которых хватает мужества браться за самые трудные задания и упорно продолжать попытки даже тогда, когда обстоятельства против них. Все грандиозные предприятия возглавляют люди, у которых достаточно решимости, чтобы действовать вопреки обстоятельствам и отдать все, что у них есть, служению своей цели. Некоторые из отцов ; нашей нации были людьми выдающейся отваги и заплатили страшную цену за свои убеждения. Вспомните хотя бы факты из жизни людей, подписавших Декларацию независимости.
Пятеро из них были схвачены британцами и осуждены за предательство. У 12 из 5б человек дома были разграблены и сожжены. Двое потеряли сыновей в континентальной армии. Еще у двоих сыновья попали в плен. Некоторые сами принимали участие в многочисленных сражениях войны за независимость, многие получили ранения или перенесли другие тяжкие лишения.
Что это были за люди? Двадцать пять из них были адвокатами или правоведами. Одиннадцать — купцами. Девять — фермерами или владельцами крупных плантаций. Все они были состоятельными и образованными людьми. И все же они подписали Декларацию независимости, хотя им было прекрасно известно, что, попади они в руки британцев, наказанием для них будет смерть.
Подписывая Декларацию независимости, эти мужественные люди положили свои жизни, свои состояния и свою честь на алтарь свободы и независимости.
Осенью 1776 года Ричард Стоктон вернулся в захваченный врагом родной штат Нью-Джерси. Он сумел отправить жену в безопасное место, но сам был схвачен. Его дом, прекрасная библиотека и рукописи — все было предано огню. Ужасные условия содержания в тюрьме настолько подорвали здоровье Стоктона, что он не дожил до конца войны.
Картер Брэкстон был богатым плантатором и купцом. Один за другим, все его корабли были перехвачены британским военным флотом. Он одолжил огромную сумму на дело революции; деньги ему так и не вернули. Чтобы рассчитаться с долгами, он вынужден был продать свои плантации и заложить остальную недвижимость.
На Томаса Маккина британцы объявили настоящую охоту, поэтому он был вынужден немедленно вывезти семью. Он работал в Континентальном конгрессе без всякой оплаты, а семью содержал в тайном укрытии.
Вандалы, солдаты разграбили поместья Эллери, Клаймера, Холла, Хеуорда, Миддлтона, Харрисона, Хопкинсо-на и Ливингстона.
В ходе битвы при Йорктауне Томас Нельсон-младший заметил, что британский генерал Корнуоллис занял под свой штаб его фамильный особняк Нельсон заставил генерала Джорджа Вашингтона открыть огонь по своему родному дому. Здание было полностью разрушено орудийным огнем. Впоследствии Нельсон умер в нищете.
Дом и поместье Фрэнсиса Льюиса тоже были разрушены. Его жену враги два месяца продержали в тюрьме. Заключение, вкупе с другими лишениями военного времени, так отразилось на ее здоровье, что через два года она умерла.
Честному Джону Харту пришлось бежать прямо от постели умирающей жены. Их 13 детей тоже были вынуждены спасаться бегством. Его ферма и мельница бы-
ли разграблены. Спасаясь от ареста, Харт скрывался, не зная, где ему доведется провести следующую ночь. Когда он вернулся, его жена лежала в могиле, а дети пропали без вести.
Таковы типичные примеры судеб тех, кто рискнул всем, подписав Декларацию независимости. Эти люди не были безумными фанатиками и разрушителями. Они были добропорядочными, состоятельными и образованными гражданами. Ради свободы они пожертвовали безопасностью и были готовы отдать ей все, включая жизнь: «В поддержку этой декларации, полностью полагаясь на защиту Божественного провидения, мы даем торжественное обещание друг другу, наши жизни, наши состояния и нашу святую честь».
Проявив невероятное мужество, эти люди поступили, как настоящие лидеры. Потомки будут всегда восхищаться ими.
В сфере бизнеса мужество необходимо для того, чтобы внедрить идею выпуска новых видов продукции, программу расширения производства в период экономического спада или изменить политику компании. Даже если предлагаемое вами новшество не будет одобрено, сам факт проявления мужества вызовет уважение окружающих.
4. Если вы не правы, признайте это. Некоторые люди никогда не смогут стать лидерами только потому, что считают признание своих ошибок признаком слабости. Но дело в том, что несовершенство — это, возможно, самая человечная из всех человеческих черт характера. В реальной жизни признание наших ошибок вызывает у людей восхищение.
Один военный инженер рассказал мне следующую
историю:
— Командир нашей части был законченным диктатором. Его слово считалось законом. Однажды, накануне окончательного утверждения плана строительства крупной дамбы, он внес изменения в ключевую часть проекта. Конструкторы предупредили его, что подобные изменения чреваты катастрофой. «Мне виднее, что нужно делать. Выполняйте!» — произнес он в ответ. Что ж, все было сделано так, как он сказал, и, разумеется, при первом же наводнении дамба не выдержала. Даже после этого командир дивизии не признал свою ошибку. Он попытался свалить вину на подчиненных, которые якобы не поняли его приказа.
— И чем закончилось дело? — спросил я.
— Командование вынудило его уволиться раньше срока. Причиной крушения карьеры стал не этот случай, а целый ряд допущенных им ошибок. На протяжении многих лет его самонадеянная и безапелляционная концепция «Я отвечаю за все» производила благоприятное впечатление на вышестоящих начальников, но диктаторские замашки погубили его.
5. Ищите совета у сотрудников. Любой уважающий себя лидер не стесняется спрашивать совета у людей, обладающих опытом, но не имеющих полномочий его применить.
Эту тему недавно затронул член совета директоров одной из крупнейших корпораций страны в недавней беседе со мной во время моего посещения города-острова Хилтон-Хед Айленд.
— Дело в том, — сказал он, — что, когда мне нужен совег, в моем распоряжении имеются все источники, о которых другие люди могут только мечтать. В нашей компании работает больше 250 дипломированных специалистов по управлению торгово-промышленной деятельностью — у нас есть эксперты по всем абсолютно вопросам. Но, — продолжил он, — моим самым доверенным и часто самым квалифицированным советником из всех, что у меня есть, является моя секретарша. Мы работаем вместе уже 15 лет. Я спрашиваю ее мнение по любому поводу, например, можно ли поставить конкретного человека на определенную ключевую должность, стоит ли нам покупать еще одну компанию или насколько привлекательной окажется новая упаковка, — и всегда получаю честный и прямой ответ. В большинстве случаев
ее мнение оказывается правильным. И пусть она занимает должность всего лишь старшего ответственного секретаря, я давно убедился, что выслушать ее всегда полезно.
Этот высокопоставленный руководитель попал в точку. Умные инженеры не стесняются спросить совета у опытных механиков. Системные аналитики ищут совета у программистов. Дальновидные специалисты по маркетингу выслушивают мнения толковых агентов.
Суть этого принципа заключается в том, что на нижних ступеньках корпоративной лестницы мы всегда можем отыскать много новых, перспективных идей. Хорошие мозги рассеяны по всем этажам организации, а не скапливаются в кабинетах менеджеров.
б. Всегда действуйте, думайте и говорите как профессионал. Основываясь на собственных наблюдениях за предприятиями в самых разных сферах бизнеса, я берусь утверждать, что во главе большинства из них стоят непрофессионалы. Вместо этого ими управляют любители. Для ориентированных на успех людей, то есть тех, кто стремится получить больше, объясняю разницу.
Профессионал — это человек, обученный делать свое дело, выполнять любое задание с гарантией качества. В процессе решения любой проблемы профессионал использует все свои знания и умения. Работа любителя вызывает ощущение, что для человека она всего лишь хобби. В большинстве своем любители небрежны, некомпетентны и недальновидны.
Однако следует иметь в виду и то, что многие из так называемых профессионалов в медицине, юриспруденции, образовании и других областях, требующих долгих лет напряженной подготовки, на самом деле только любители. Профессионализм определяется прежде всего отношением к работе, а не наличием дипломов и лицензий.
Наибольших успехов добиваются организации, которыми руководят настоящие профессионалы. Как-то у меня завязался разговор с руководителем крупной конструкторской фирмы о профессионализме в его сфере деятельности. Вот что он мне сказал:
— Наше кредо — это профессионализм во всем, чем мы занимаемся. Я требую от сотрудников, чтобы они действовали, говорили и думали как профессионалы. Это касается всех: курьеров, доставляющих документы, регистраторов, секретарей и всех остальных. Ничто не разрушает репутацию быстрее, чем люди, которые ведут себя как любители.
Спросите себя: разве вы не хотите, чтобы вас лечили только высококвалифицированные врачи? Или чтобы вашими проблемами с законом занимались профессиональные адвокаты? Умные люди полагаются на профессионалов, будь то приведение в порядок газона или заполнение налоговой декларации.
Другими словами, если хотите стать лидером, то вы должны думать как профессионал.
7. Если хотите, чтобы остальные действовали так, как нужно вам, подайте пример. Умение подать правильный пример — это самое главное из всех качеств настоящего лидера. Несколько месяцев назад во Флориде я подружился с человеком, который проработал начальником отдела в одной компании 30 лет, до самого ухода на пенсию.
Он рассказал мне, что за свой долгий век работы в компании видел множество сменявших друг друга менеджеров.
— Самое интересное заключается в том, — сказал он, — насколько быстро вспомогательный персонал приспосабливал свое поведение к тому, чего, по их мнению, хотел от них новый менеджер. Работники — как дети: так же быстро подмечают, что нравится и что не нравится их боссу, и ведут себя соответственно.
— Объясните, пожалуйста, — попросил его я.
— Все происходит примерно так. Если менеджер начинал приходить на работу позже, очень скоро его главные помощники начинали делать то же самое. Если менеджер любил вставить в разговор крепкое словцо, вскоре весь персонал начинал употреблять ненормативную лексику. Если он проявлял неуважение к посетителям, то вслед за ним остальные тоже начинали вести себя непорядочно. Если я чему-то и научился за долгое пребывание в одной компании, то только одному: люди всегда будут делать то, что их босс делает сам, а не то, что он говорит делать им.
В процессе обучения навыкам эффективного лидерства людям следует чаще задавать себе следующие вопросы: «Подаю ли я пример, которому стоит последовать остальным? Является ли мое поведение достойным для подражания?».
Почаще обращайте внимание на следующие принципы, которые помогут вам добиться большего:
• Ваш успех оценивается по тому, что вы заставляете делать ваших людей.
• Усвойте урок, который "получил Моисей, — передавайте полномочия, и чем больше, тем лучше.
• Помните, что вы гончар, а ваш вспомогательный персонал — глина.
• Внедряйте в сознание команды философию «Победа будет за нами». Она поможет нам победить во всех играх, в которых мы будем принимать участие.
• Убедитесь в том, что вы подаете именно такой пример, которому должны последовать ваши подчиненные. Обучение людей на собственном примере эффективнее любых других способов.
• Повышайте вашу эффективность как лидера, следуя этим правилам:
а) как можно лучше заботьтесь о персонале;
б) развивайте в других чувство гордости;
в) постоянно демонстрируйте ваше мужество;
г) когда вы неправы, признайте это;
д) ищите совета у вспомогательного персонала;
е) действуйте, думайте и говорите как профессионал;
ж) подавайте пример, которому стоит последовать остальным.
Питайте свой мозг конструктивной информацией и преуспевайте
Структура нашего мозга необычайно сложна. Но при этом принцип его работы невероятно прост и состоит из трех основных этапов. Сначала мозг впитывает информацию (то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и чувствуем на вкус). Затем поступившая информация обрабатывается (мозг определяет, какое отношение имеет к вам все, что вы чувствуете). И, наконец, мозг сообщает вам, что нужно предпринять для правильного использования этой информации.
Например, ваши органы восприятия сообщают мозгу, что идет дождь (ввод информации). Вы решаете, что мокнуть под ним не стоит (обработка информации), поэтому надеваете плащ или берете зонтик (действия по применению обработанной информации).
Во всех жизненных ситуациях мозг работает, в принципе, одинаково. Он воспринимает информацию, обрабатывает ее, а затем отдает сознательные и подсознательные команды, как нам поступить. Приведут ваши действия к успеху или неудаче, значения не имеет. В основе любого вашего высказывания или поступка лежит информация, которую получает (или которую вы позволяете получить) ваш мозг.
В последнее время в кругу людей, занимающихся компьютерами (прототипом для которых послужил человеческий мозг), все чаще можно услышать клише «му-
сор на входе, мусор на выходе». Введите в машину неправильные или неточные данные — и полученная на выходе информация тоже окажется неверной. В результате действия, предпринятые в соответствии с результатами обработки информации, будут ошибочными, то есть «мусором».
Если рассмотреть эту проблему с позитивной точки зрения, то ввод правильной и точной информации может в значительной степени гарантировать правильность результатов. Ключевым моментом получения от жизни большего является обеспечение правильности информации, получаемой и обрабатываемой вашим мозгом, что, в свою очередь, ведет к правильным действиям.