ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ. Также по этому вопросу см
(ПО СТ. 161 НК РФ)
Также по этому вопросу см.
Практическое пособие по НДС
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ АГЕНТА ЛИЦОМ, НЕ ПЛАТЯЩИМ НДС
1.1. Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей УСН, ЕНВД, ЕСХН, освобождение по ст. 145 НК РФ, при приобретении товаров, работ, услуг у иностранной организации (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ)? >>>
1.2. Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей УСН, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)? >>>
1.3. Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей ЕНВД, освобождение по ст. 145 НК РФ, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)? >>>
1.4. Должны ли уплачивать налог в качестве налогового агента предприниматели, зарегистрированные до 2001 г. и арендующие федеральное, муниципальное имущество после 2001 г. (п. 3 ст. 161 НК РФ)? >>>
Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей УСН, ЕНВД, ЕСХН, освобождение по ст. 145 НК РФ, при приобретении товаров, работ, услуг у иностранной организации (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ)?
В Налоговом кодексе РФ (п. 2 ст. 161) прямо предусмотрено, что налоговые агенты иностранных лиц должны исполнять обязанности налогового агента независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. Кроме того, согласно п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и ЕСХН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Согласно официальной позиции, выраженной в Письме УФНС России по г. Москве, покупатель - неплательщик НДС исполняет обязанности налогового агента при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ.
Авторы также указывают, что организации, не являющиеся плательщиками НДС либо освобожденные от обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, также не освобождены от обязанностей налоговых агентов.
Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2009 N 16-15/082625
Разъясняется, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет налог вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС.
Письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/61630
Содержит разъяснение о том, что при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, покупатель - неплательщик НДС исполняет обязанности налогового агента.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 N 19-11/75191
Консультация эксперта, 2006
Консультация эксперта, 2005
Статья: Заморский НДС ("Московский бухгалтер", 2005, N 12)
Консультация эксперта, 2007
Автор утверждает, что российская организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, исполняет обязанности налогового агента, если приобретает товары у иностранной фирмы, которая не состоит на учете в налоговых органах в качестве плательщика НДС.
Статья: Обязанности налогового агента при УСНО (Окончание) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9)
Автор разъясняет, что организация, применяющая УСН, должна выполнять обязанности налогового агента, если иностранная компания не состоит на учете в налоговых органах РФ и не осуществляет самостоятельную деятельность на территории России.
Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей УСН, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)?
В соответствии с п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Согласно официальной позиции арендаторы имущества, применяющие УСН, являются налоговыми агентами и должны уплачивать НДС. Есть судебное решение и работа автора, подтверждающие данную точку зрения.
Подробнее см. документы
Письмо Минфина России от 13.05.2009 N 03-07-11/135
Финансовое ведомство разъясняет, что налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, применяющие УСН.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо УФНС России по г. Москве от 04.10.2005 N 09-14/70162
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2005 N 19-11/60622 "О порядке обложения НДС при аренде федерального имущества"
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 18-11/3/42465
Письмо УФНС России по г. Москве от 04.04.2005 N 19-11/23090 "О порядке уплаты НДС и представления декларации по НДС агентом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42) по делу N А27-1797/2007-2
Консультация эксперта, 2005
Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента организации, применяющей ЕНВД, освобождение по ст. 145 НК РФ, при аренде федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) у органа государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ)?
Статья 161 НК РФ не предусматривает освобождения от исполнения обязанности налогового агента налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, а также освобождения по ст. 145 НК РФ.
В п. 4 ст. 346.26 НК РФ указано, что при уплате ЕНВД организации (предприниматели) не признаются налогоплательщиками НДС. Для организаций, применяющих освобождение по ст. 145 НК РФ, п. 1 этой статьи предусмотрено, что организации освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Официальной позиции нет.
Есть судебные решения, в которых отмечается, что организации (предприниматели), освобожденные от обязанностей налогоплательщика, не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов. Авторы придерживаются той же точки зрения.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А41/7486-09 по делу N А41-24753/08 (Определением ВАС РФ от 18.12.2009 N ВАС-16086/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что ст. 346.26 НК РФ не освобождает плательщика ЕНВД от обязанностей налогового агента, поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности было правомерно.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2008 N Ф03-А04/08-2/2188 по делу N А04-6962/2007-3/201
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42) по делу N А27-1797/2007-2
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2006 по делу N А21-716/2006
Статья: Определение налоговой базы по НДС и уплата налога налоговыми агентами ("Налоговый вестник", 2005, N 11)
Автор разъясняет, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения либо освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, при приобретении у иностранных налогоплательщиков товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, являются налоговыми агентами.
Аналогичные выводы содержит:
Статья: О расчетах с бюджетом по НДС при исполнении договоров аренды ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 50)
Тематический выпуск: Аренда: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет ("Экономико-правовой бюллетень", 2005, N 10)
Должны ли уплачивать налог в качестве налогового агента предприниматели, зарегистрированные до 2001 г. и арендующие федеральное, муниципальное имущество после 2001 г. (п. 3 ст. 161 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Есть судебное решение, согласно которому введение в 2001 г. НК РФ нормы, обязывающей арендаторов исчислять и уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, ухудшает их положение. Следовательно, предприниматели, зарегистрированные до 2001 г., до истечения четырех лет с момента государственной регистрации не должны исполнять обязанности налоговых агентов.
В то же время есть судебное решение, в котором указывается, что введение п. 3 ст. 161 НК РФ ухудшает положение предпринимателей, в том числе потому, что согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ льгота установлена только для налогоплательщиков, а не для налоговых агентов. Следовательно, с 2001 г. субъекты малого предпринимательства должны уплачивать налог в качестве налоговых агентов по правилам п. 3 ст. 161 НК РФ.
По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Введение в 2001 г. нормы п. 3 ст. 161 НК РФ, обязывающей арендаторов исчислять и уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, ухудшает их положение
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 по делу N А79-7666/2006 (Определением ВАС РФ от 30.11.2007 N 15772/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ новая норма п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Позиция 2. Введение нормы п. 3 ст. 161 НК РФ не ухудшает положение предпринимателя
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2005 N А65-8175/04-СА2-38
Доводы предпринимателя-арендатора о том, что он является субъектом малого предпринимательства, а следовательно, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не является плательщиком НДС, необоснованны, поскольку нормы данного акта законодательства о налогах и сборах предусматривают предоставление льготы по налогообложению субъектам малого предпринимательства - налогоплательщикам, а не налоговым агентам.