Блок 5. анализ выпуска и продаж продукции, работ, услуг и прочих доходов организации
Данный блок отражает показатели результата производства и продаж продукции, работ, услуг (в дальнейшем - продукции). Производственный результат (выпуск продукции) зависит от величины применяемых ресурсов и эффективности их использования, на величине продаж сказываются также рыночные условия: емкость рынка, наличие конкурентов, уровень цен и так далее. Поэтому важен не только производственный, но и маркетинговый анализ. Возможный объем продаж при ограниченности спроса диктует и величину производства продукции.
В данном блоке производится маркетинговый анализ рынка, его емкости, сегментации, возможного изменения конъюнктуры рынка, динамики цен. Изучаются товары, конкуренты, поставщики и покупатели, возможности модификации продукции, реклама и другие способы продвижения товаров, внутренняя и внешняя среда предприятия. Анализ проводится в тесной связи с результатами анализа предыдущих блоков – технико-организационного уровня предприятия, наличия и использования ресурсов. Выпуск конкурентоспособной продукции, завоевание рынка невозможно без наличия современной производственной базы, квалифицированного персонала, повышения производительности труда и снижения затрат ресурсов на единицу продукции.
Выпуск продукции характеризуется такими показателями, как:
валовая продукция (вся выпущенная за период продукция, работы, услуги на сторону, включая незавершенное производство),
валовый оборот (валовая продукция плюс внутризаводской оборот – получается путем сложения произведенной продукции всеми цехами и участками, включая незавершенное производство),
товарная продукция (произведенная за период готовая продукция, предназначенная к продаже).
На основе валовой или товарной продукции рассчитываются фондоотдача, производительность труда, материалоемкость продукции и другие показатели. При небольшом цикле производства валовая и товарная продукция обычно совпадают, так как изменения остатков незавершенного производства незначительны.
Реализованная продукция – это не только производственный, но и финансовый показатель. В нем отражаются возможности как производства, так и сбыта продукции в условиях конкуренции. Объем реализованной продукции определяется на основе выручки от продаж продукции, работ, услуг по отгруженной продукции, а в особых случаях – по оплаченной продукции. Порядок признания выручки определяется хозяйственным договором в зависимости от условий перехода права собственности на продукцию. Кроме того, может быть выручка брутто (включая НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи) и нетто (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
В целом по всей продукции можно составить товарный баланс:
, (15)
где РП – реализованная продукция, то есть выручка (нетто) от продаж продукции, работ, услуг,
ТП – товарная продукция,
ОН, ОК - остатки нереализованной товарной продукции на начало или конец периода.
Если реализованная продукция определяется по оплате, то в сумму остатков включаются также остатки отгруженной, но не оплаченной продукции.
При анализе выполнения плана по реализации продукции определяется влияние всех составляющих товарного баланса: выполнения плана по выпуску товарной продукции, а также по наличию остатков нереализованной продукции. Необеспеченность ресурсами, низкая эффективность их использования приводят к невыполнению плана по выпуску продукции. Сбои в продаже продукции, возврат некачественной или некомплектной продукции ведут к сверхплановым остаткам нереализованной продукции на конец периода.
В данном блоке изучаются также такие показатели, как качество продукции, выполнение плана по ассортименту продукции, влияние изменений в структуре продукции в результате невыполнения плана по ассортименту на стоимостной объем выпуска, реализации и прибыли, ритмичность производства продукции.
Кроме доходов от реализации продукции, работ, услуг, могут быть и прочие доходы. Это выручка от продажи основных средств, ненужных запасов материалов и другого имущества, доходы от сдачи основных средств в аренду, полученных процентов по выданным займам и депозитным вкладам, дивиденды по приобретенным акциям, а также внереализационные доходы (полученные штрафы и пени, прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году и так далее). Они также являются объектом анализа.