Предпроверочная подготовка
Процесс проверки
Подготовка заключений и предложений по материалам проверки
Планирование.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарных год;
Комплексная проверка – проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации за определенный период ее деятельности (срок до 60 дней).
Тематическая проверка – проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности (срок – до 35 дней).
В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям БР структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа – региональные и межрегиональные. К структурным подразделениям кредитной организации относятся:
- ее головной офис
- филиалы
- представительства
- внутренние структурные подразделения (КО, а также ее филиала)
Независимо от места нахождения кредитной организации (ее филиала).
Региональная проверка – проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением БР.
Межрегиональная проверка – проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения БР.
К межрегиональным проверкам относится также окружная проверка – проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют территориальные учреждения БР, инспекционная деятельность которых координируется одной и той же межрегиональной инспекцией Главной инспекции БР.
Проект Сводного плана составляется Главной инспекцией БР на основе:
- решений Совета директоров БР, Председателя БР (лица, его замещающего), Комитета банковского надзора БР;
- предложений первого заместителя Председателя БР и (или ) заместителя Председателя БР, курирующих структурные подразделения БР, осуществляющие функции банковского надзора, и предложений руководителя Главной инспекции (лица, его замещающего);
- предложений в проект Сводного плана, представляемых структурными подразделениями БР;
- предложений гос корпорации «Агенство по страхованию вкладов» (АСВ), направляемых в БР в соответствии со ст.27 ФЗ от 23 дек 2003г №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».
Территориальное учреждение БР при подготовке предложений в проект Сводного плана предусматривает резерв времени на проведение внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов).
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся с периодичностью, устанавливаемой законодательством, с нормативными актами БР и определяемой с учетом:
- финансового состояния кредитных организаций (их филиалов)
- подверженности кредитных организаций (их филиалов) рискам
- оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций (их филиалов)
- достоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов)
- результатов предыдущих проверок кредитных организаций (их филиалов).
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в 24 месяца.
Главная инспекция не позднее 15 декабря текущего года представляет на согласование первому заместителю Председателя БР, курирующему Главную инспекцию, провект Сводного плана и перечень неучтенных предложений в проект Сводного плана, представленных структурными подразделениями БР, с обоснованием нецелесообразности или невозможности проведения проверок кредитных организаций (их филиалов). Проект Сводного плана после его согласования с первым заместителем Председателя БР, курирующим Главную инспекцию, представляется на утверждение Председателю БР (лицу, его замещающему).
В территориальные учреждения БР выписки из Сводного плана (в части проверок кредитных организаций, их филиалов, надзор за деятельностью которых осуществляют соответствующие территориальные учреждения БР) направляются Главной инспекцией не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения Сводного плана Председателем БР. Главная инспекция контролирует выполнение Сводного плана. Контроль выполнения планов проверок териториального учреждения БР осуществляет руководитель территориального учреждения БР.
Предпроверочная подготовка.
Подготовка к проведению проверок кредитных организаций осуществляется на основе имеющейся в БР информации для уточнения вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода и определения объема выборки документов (информации), необходимых для проведения проверок, с учетом предварительной оценки:
- финансового состояния кредитных организаций
- подверженности кредитных организаций рискам
- систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций
- достоверности представляемой в БР отчетности кредитных организаций
- устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок кредитных организаций
- исполнения кредитными организациями требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Проверки кредитных организаций могут осуществляться без предварительного их уведомления или с предварительным уведомлением. Проверка кредитной организации по вопросу соблюдения требований законодательства и нормативных актов БР в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется без предварительного уведомления.
Процесс проверки.
Порядок проведения проверок кредитных организаций устанавливается Инструкцией БР «О порядке проведения проверок кредитных органзиацйи (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ». Проверки проводятся уполномоченными представителями (служащими) БР.
Руководитель территориального учреждения БР либо генеральный инспектор межрегиональной инспекции организует проведение проверки кредитной организации и подписывает:
- распоряжение на проведение проверки
- поручение на проведение проверки
- задание на проведение проверки.
*документ серьезный*
В распоряжении указываются:
- полное наименование КО
- место нахождения
- регистрационный номер КО
- вид проверки
- период ее проведения
- проверяемый период
Поручение на проведение проверки представляет собой документ, подтверждающий полномочия уполномоченных представителей БР на проведение проверки кредитной организации. В поручении определяется персональный состав уполномоченных представителей БР, образующих рабочую группу, с указанием руководителя и членов рабочей группы. В задании указывается вид проверки, проверяемый период, основные проверяемые вопросы.
Подготовка заключений и предложений по материалам проверки.
По результатам проверки кредитной организации оформляется акт проверки. В нем отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки.
Акт проверки подписывается всеми членами рабочей групы и представляется на ознакомление руководителю кредитной организации, деятельность которой проверялась. В случае несогласия с достоверностью, полнотой сведений или выводами рабочей группы по результатам проверки кредитной организации, отраженными в акте провери, руководитель кредитной организации вправе представить письменные возражения или замечания по акту проверки.
Акт проверки передается руководителю, назначившему проверку, вместе с докладной запиской, в которой кратко характеризуется состояние де в проверяемой кредитной организации, сообщается о фактах, имеющих значение для целей надзора, но не отмеченных в акте проверки, а также приводятся данные о мерах, принятых кредитной организацией по устранению выявленных нарушений и недостатков. Руководитель рабочей группы может внести предложения о применении к кредитной организации мер воздействия.
Руководитель структурного подразделения, назначивний проверку, рассматривает акт проверки и принимает по нему решение с учетом мнения подразделения, проводившего проверку.
По результатам рассмотрения материалов проверки кредитной организации должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации или предписания по устранению выявленных недостатков. Подразделения банковского надзора осуществляют контроль за выполнением рекомендаций или предписаний, направленных в адрес кредитной организации.
Выявление проблемных организаций.
В современной надзорной практике особая роль отводится раннему выявлению проблем кредитных организаций. Это позволяет своевременно принять меры по оздоровлению ситуации.
Работа с проблемными кредитными организациями включает в себя 3 этапа:
1) Выявление финансовых трудностей
2) Определение характера и причин возникновения проблем, выработка политики регулирования
3) Применение мер воздействия
Признаки наличия проблем у кредитной организации:
- нарушение законодательства и нормативных актов, прежде всего обязательных нормативов, и несоблюдение резервных требований
- неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанностей по уплане обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах
- резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах, особенно при услвоии, что минимальные остатки составляют критическую величину (близкую к нулю)
- установление в ходе проверок банков фактов нарушений правил бух учета, представления недостоверной отчетности, проведение рискованной кредитной и процентной политики
- убыточная деятельность, в т.ч. необеспеченное собственными средствами развитие внунтренней инфраструктуры
- выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении (в т.ч. итогов отчетного года)
- резкое изменение в составе участников и руководства
- негативная информация, жалобы клиентов на работу кредитных организаций и т.д.
Реализуя функцию банковского надзора, БР анализирует деятельность кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы России. БР классифицирует кредитные организации по степени проблемности в зависимости от их финансового состояния на основании разработанных им методик.
Проводимая Банком России оценочная работа основывается на группировке кредитных организаций в соответствии с устновленными требованиями.
Оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок:
- капитала
- активов
- доходности
- ликвидности
- обязательных нормативов (нормативы отчислений в ЦБ от привлеченных средств – Инструкция №110-И и и лимиты открытых валютных позиций – Инструкция №124-И)
- качества управления
- прозрачности структуры собственности банка
Оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями БР путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп (Указание БР от 30.04.2008 №2005-У «Об оценке экономического положения банков»).
1 группа – банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности
2 группа – банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев
3 группа – банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов
4 группа – банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка.
5 группа – банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг.
Принадлежность к первым двум группам – пропуск для участия банков в системе рефинансирования БР, размещения временно свободных средств в БР, участия в реализации бюджетных программ и т.п.
Для оценки финансового состояния небанковских кредитных организаций (НКО) определено 4 группы НКО в зависимости от их финансового положения (устойчивости).
Первые 2 группы – финаосово стабильные НКО без признаков проблемности или имеющие отдельные недостатки в работе.
Остальные 2 группы – проблемные НКО, т.е. испытывающие серьезные трудности или находящиеся в критическом положении. (Указание БР от 31.03.2000 №766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»).
Т.о., отнесение банка к той или иной классификационной группе производится на основании мотивированного суждения согласно данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц), которая поступает в территориальное учреждение БР.
Сведения об отнесении кредитных организаций к соответствующей категории и группе являются сведениями ограниченного распространения и не подлежат передаче кредитным организациям, а также третьим лицам. Эти сведения используются исключительно в целях банковского надзора.
20.12.12
лекция
Документарный надзор и инспектирование кредитных организаций.
С целью приведения деятельности кредитных организаций в соответствие с нормами и требованиями банковского законодательства и нормативными актами БР к кредитным организациям применяются меры воздействия. Они регламентируются Инструкцией БР от 31 марта 1997г №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (в ред от 26.01.2010). Надзорные органы (ЦА БР и его территориальные учреждения) применяют к кредитным организация меры воздействия двух типов – предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать в себя как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетания мер воздействия разных типов.
Выбор мер воздействия производится надзорными органами, исходя из положений нормативных актов БР с учетом:
- характера допущенных кредитной организацией нарушений
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений
- общего финансового состояния кредитной организации
- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг
Предупредительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Эти меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями соответствующих обязательств по корректировке деятельности кредитной организации.
Содержание предупредительных мер воздействия:
- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации
- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации
- предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями
- установление дополнительного контроля над деятельностью кредитной организации и над выполнением ею мероприяний по нормализации деятельности
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации тогда, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результата или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются:
- нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний БР
- непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации
- а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).
Основные принудительные меры воздействия:
- штраф
- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению
- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации
- требование о реорганизации кредитной организации, включая требование о представлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации
- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев
- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до 1 года
- запрет на открытие филиалов на срок до 1 года
- требование о замене руководителей кредитной организации
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией
- отзыв лицензии на осуществление банковских операций
Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания. Информация, содержащаяся в предписании, относится к сведениям органиченного распространения.
Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация о применении этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного распространения.
Штраф – денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию. При применении штрафов надзорные органы должны принимать во внимание как требуемое воздействие на уровень организации деятельности, так и возможное отрицательное влияние на финансовое состояние кредитной организации. Наложение штрафа оформляется предписанием, в котором указываются срок его перечисления (но не более 1 мес), а также основания для его взыскания. В случае отказа либо уклонения кредитной организации от исполнения требования об уплате штрафа его взыскание может осуществляться в судебном порядке.
Штраф может быть применен за каждый случай нарушения ФЗ или требований нормативных актов БР. Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм (предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; нарушение требований, предъявленных Банком России при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации, по ведению бух учета и представлению отчетности, представлению аудиторских заключений) за отчетный месяц не может превышать 1% минимального размера уставного капитала кредитной организации.
Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала. В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия.
Тема 20.
Финансовое оздоровление и реорганизация кредитных организаций. Ликвидация кредитных организаций.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства устанавливает ФЗ № 40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Отношения, не урегулированные данным Законом, регулируются иными ФЗ, в т.ч. ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», и нормативными актами БР.
БР вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных ст.4 ФЗ № 40. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:
- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних 6 месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3х дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах
- не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или даты их исполнения
- допускает абсолютное снижение величины собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 мес, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленних БР
- нарушает норматив достаточности средств
- нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%
- допускает уменьшение величины собственных средств по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определеного учредительными документами.
При наличии хотя бы одного основания БР вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению.
В течение 5 дней со дня получения требования руководительно кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации.
Со дня получения требования БР об осуществлении мер по фин оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения БР кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями, выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей кредитной организации о выделении им доли или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций.
БР в 5-дневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст.4 ФЗ №40, обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по фин оздоровлению.
БР вправе трвебовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее фин оздоровлению.
План мер должен в обязательном порядке содержать:
- оценку фин состояния кредитной организации
- указание на формы и размеры участия учредителей кредитной организации и иных лиц в ее фин оздоровлении
- меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации
- меры по получению доп доходов
- меры по возврату просроченной дебиторской задолженности
- меры по изменению организационной структуры кредитной организации
- срок восстановления уровня достаточности собственных средств и текущей ликвидности кредитной организации
Форма плана мер по фин оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля над его выполнением устанавливается Инструкцией БР от 11.11.2005 №126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».
БР как надзорный орган может ограничить на срок до 6 мес выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и ин валюте, предусмотренных выданными лицензиями, в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний БР, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций. Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных банковских опрераций предполагает установление надзорным органом количетсвенных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответсвующих счетах, количетсва или круга клиентов, кредиторов, заемщиков).
Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием.
В случае принятия решения о направлении в БР ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение БР в день принятия такого решения должно ввести ограничение на выполнение кредитной организацией следующих банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг всех видов, привлечение новых межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся учредителями кредитной организации (разрешены только депозиты участников)
- открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся учредителями кредитной организации, счетов банкам-корреспонедтам и иным кредитным организациям, открытие своих кореспонетских счетов в других банках и иных кредитных организациях
- выдача банковских гарантий
- проведение операций с физ лицами по купле и продаже иностранной валюты
- открытие обезличенных металлических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физ и юр лиц, не являющихся учредителями кредитной организации
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций по перечислению средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы России и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до 1 года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.
Этот запрет означает требование полностью прекратить осуществление соответствующих опреаций (в частности, запрет на привлечение денежных средств физ и юр лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады). Данная мера воздействия также распространяется на все ее филиалы и оформляется предписанием.
Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, недовлетворительного ее финансового положения, в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до 1 года. Запрет на открытие филиалов также оформляется предписанием.
БР в случаях систематического (более 3х раз за последние 12 мес) невыполнения кредитной организацией в установленный срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее фин положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов, выявления при проверках серьезных нарушений в организации бух учета, несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, а также операций на рынке цб, может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличнного и коллегиального инсполнительного органа кредитной организации). Оформляется также предписанием.
В случае невыполнения предписания о замене руководителей кредитной организации в установленный срок БР применяет более жесткие меры (ст.75, ФЗ №86).
Временная администрация назначается и организует свою деятельность в соответствии с ФЗ №40 и Положением БР №279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
Временная администрация является спец органом управления кредитной организации, назначаемым БР. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом БР о ее назначении могут быть либо ограничены, либо приостановлены.
Банк России вправе назначить временную администрацию, если кредитная организация:
- не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах
- допускает снижение собственных средств по сравнению с их макс величиной, достигнутой за последние 12 мес, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России
- нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%
- не исполняет требования БР о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по фин оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок
- имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии
Временная администрация назначается на срок не более 6 мес.
Если к моменту окончания установленного срока действия временой администрации по прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные ФЗ №40, временная администрация направляет в БР ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Временная адмниистрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора БР или Председателем БР по ходатайству территориального учреждения БР по месту нахождения кредитной организации и/или Департамента лицензировния деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций БР.
Приказ БР о назначении временной администрации доводится до территориальных учреждений БР и кредитных организаций в порядке, установленном нормативными актами БР, и публикуется БР в «Вестнике Банка России».
В состав временной администрации могут включаться представители Агенства по страхованию вкладов. Руководитель временной администрации является служащим БР. Заместитель руководителя временной администрации является служащим БР или Агенства. Члены временной администрации могут не являются служащими БР или Агенства.
БР принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства ил ивступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора; по другим основаниям.
Решению об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, как правило, предшествует применение к кредитой организации предупредительных или принудительных мер воздействия.
Однако, решение об отзыве лицензии может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и кредиторов, а применение иных мер в сложившейся ситуации признано БР нецелесообразным.
БР может отозвать у кредитной организации лицензию в случаях:
- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия
- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи
- установление фактов существенной недостоверности отчетных данных
- задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации)
- осуществление, в т.ч. однократно, банковских операций, не предусмотренных лицензией
- неисполнение ФЗ, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов БР, если в течение 1 года к кредитной организации применялись меры, предусмотренные законом №86 ФЗ, неоднократного нарушения в течение 1 года требований, предусмотренных ст.6 и 7 ФЗ №115
- неоднократное в течение 1 года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах этих лиц
- наличие ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока ее деятельности имеются основания для ее назначения
- неоднократное непредставление в установленный срок кредитной организацией в БР обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый гос реестр юр лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях
- неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований ФЗ «Об ипотечных цб» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение 1 года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ №86.
21.12.12
Лекция
БР обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций, если:
- достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%
- размер собственных средств кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату гос регистрации кредитной организации. Это основание для отзыва лицензии не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии (проели капитал)
- кредитная организация не исполняет в срок, установленный ФЗ №40, требования БР о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (невыполнение предписания)
- кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. Эти требованяи в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ
- несколько конкретных случаев, когда банк в течение установленного законодательством срока не достиг необходимого размера собственных средств или в течение нескольких месяцев подряд (от 3 до 12 мес) допускает снижение размера собственных средств, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ снижения вследствие изменения методики определения размера капитала, и не подает в БР ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации
В случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, к ней применяются предусмотренные законодательством РФ ликвидационные процедуры.
Тема 21.
БР как финансовый агент Правительства РФ.
Взаимодействие с другими органами исполнительной власти и гос структурами.
БР в системе гос финансов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ БР как орган ДКР являетяс органом, обладающим бюджетными полномочиями.
Статьей 155 БК РФ закреплены следующие бюджетные полномочия ЦБ РФ:
- ЦБ РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос Думы основные направления ДКП
- ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов
- ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по гос ценным бумагам РФ
В ФЗ №86 в числе функций, которыми наделен БР (ст.4):
1 - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит ЕДКП
6 - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено ФЗ, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и гос внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов
11 - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций БР
16 – принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ
16.1 – принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе нац счетов
18 – проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего ДК, валютно-финансовых и ценовых отношений
18.2 – является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ
19 – осуществляет иные функции в соответствии с ФЗ
Глава 4 ФЗ №86 посвящена взаимоотношениям БР с органами гос власти и органами местного самоуправления:
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций БР участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель БР или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Гос Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению один представитель от Министерства финансов РФ и один представитель от Министерства экономического развития РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
БР и правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
БР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска гос ценных бумаг РФ и погашения гос долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов ЕДКП.
Статья 22. БР не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать гос ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается ФЗ о федеральном бюджете.
БР не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов гос внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Статья 23. Средства федерального бюджета и средства гос внебюджетных фондов хранятся в БР, если иное не установлено федеральными законами.
БР без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами гос внебджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию гос долга РФ и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия БР по обслуживанию гос долга РФ определяются федеральными законами.
БР и Минфин РФ в необходимых случаях заключают соглашение о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ.
Разница функций БР и Федерального казначейства Минфина РФ:
- БР веден единый счет Федерального казначейства (функция зачисления, выдачи и хранения бюджетных средств)
- Федеральное казначейство проводит операции по сбору доходов в бюджеты и по расходованию бюджетных средств (функция учета, распределения бюджетных средств и осуществления платежей).
Учет операций со средствами бюджетов осуществляется на счетах, открытых для каждого бюджета в подразделениях расчетной сети БР, а в случаях их отсутствия на соответствующей территории – в кредитных организациях. Положение БР и Минфина России от 12 фев 2006г №298-П/173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» устанавливает особенности расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети БР и кредитными организациями территориальных органов Федерального казначейства (открытие счетов, заполнение расчетных документов, порядок выдачи наличных и т.п.).
Учреждения БР и их филиалы открывают отделениям Федерального казначейства счета только для обеспечения наличными денежными средствами бюджетополучателей (Указание оперативного характера БР от 6 июня 2006г №79-Т «О мерах по реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ»). (Управлениям ФК открываются счета для безналичных расчетов)
Из статьи 215.1 Бюджетного кодекса:
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом гос власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных гос внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав суъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам гос власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.
(органы гос власти могут по спец соглашению исполнять часть функций ФК, если у них есть все необходимое).
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ с учетом положений статьей 38.2 (Принцип единства кассы) и 156 (Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета) настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом гос власти субъекта РФ в соответствии с соглашением, предусмотренным частью 5й настоящей статьи.
Кассовое исполнение бюджета – организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. (современный экономический словарь)
БР наряду с Минфином РФ, официальными дилерами, Московской межбанковской валютной биржей входит в инфраструктуру рынка гос ценных бумаг, выполняя функции агента Минфина России по обслуживанию гос долга, выступая дилером, а также органом регулирования и контроля.
Кроме того, БР обеспечивает технико-организационные условия функционирования рынка гос ценных бумаг: проводит аукционы, погашение, подготовку необходимой документации, перечисление денежных средств на счет Минфина России.
На рынке госдолга БР выполняет следующие функции:
- агента Минфина РФ по обслуживанию выпусков ГКО-ОФЗ, выпускаемых Минфином РФ)
- дилера (Первичного Дилера)
- контролирующего органа
- организатора денежных расчетов по сделкам с ГКО-ОФЗ
В качестве агента Минфина РФ по обслуживанию выпусков БР:
- устанавливает требования к Торговой системе, Расчетным центрам ОРЦБ, Депозитарной системе
- заключает договоры с организациями на выполнение функций соответствующих систем
- устанавливает требования к Дилерам, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав
- заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров
- устанавливает правила проведения и проводит аукцион по продаже ГКО-ОФЗ (гос краткосрочные обязательства – облигации федерального займа) на первичном рынке
- осуществляет по поручению Минфина РФ доп продажу на вторичном рынке не проданных в период размещения ГКО-ОФЗ, а также выкуп ГКО-ОФЗ размещенных ранее выпусков
- осуществляет погашение ГКО-ОФЗ по поручению Минфина РФ в день погашения.
При выполнении функции контролирующего органа, БР:
- осуществляет контроль за размещением и обращением ГКО-ОФЗ
- получает инф-у о ходе торгов ГКО-ОФЗ, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах «депо» Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе
- получает информацию о состоянии счетов «депо» в субдепозитарии каждого дилера
- не может использовать при осуществлении Бр собственных операций с ГКО-ОФЗ инф-у, полученную в ходе контроля за размещением и обращением ГКО-ОФЗ, а также передавать ее третьим лицам
БР выполняет функции агента Пенсионного фонда РФ на ОРЦБ (организованный рынок ценных бумаг).
Регулирование осуществляется ФЗ №111 (от 24 июля 2002г) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», другими федеральными законами, в т.ч., регулирующими отношения в сфере обязательного пенсионного страхования.
Суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии зачисляются на отдельные банковские счета Пенсионного фонда РФ, открытые в учреждениях БР или в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в территориальных органах Федерального казначейства.
БР играет значительную роль в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Он осуществляет контроль над исполнением кредитными организациями и филиалами требований ФЗ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов БР в этой области. Контроль осуществляется при проведении проверок кредитных организаций.
Особое внимание БР уделяет созданию условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этих целях ведется работа по методическому обеспечению деятельности кредитных организаций и территориальных учреждений БР в этой области. Например, обобщены основные виды и признаки сомнительных операций, совершаемых клиентами кредитных организаций; разработаны рекомендации об особенностях обслуживания клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг) и др.
При осуществлении контроля над исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма одной из важнейших задач для БР является оценка действующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля. Это прежде всего вопросы качества и полноты идентификации клиентов и выгодоприобретателей.
БР участвует в деятельности Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и БР в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
По данной проблематике БР активно взаимодействует с международными и иностранными организациями.
БР совместно с Правительством РФ осуществляет контроль над функционированием системы страхования вкладов. Представители Правительства РФ и БР участвуют в органах управления Агенства по страхованию вкладов (АСВ). (Из 13 членов Совета директоров АСВ сейчас 5 – представители БР)
АСВ создано в 2004г после ликвидации АРКО (агенство по реструктуризации кредитных организаций). В числе функций присутствуют в т.ч. функции по оздоровлению кредитных организаций, участие в конкурсном производстве.
ФЗ №218 «О кредитных историях» на БР возложена функция ведения Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ).
ЦККИ – подразделение БР, которое ведет базу данных, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй (физ и юр лиц). ЦККИ создан в 2005г.
Бюро кредитных историй – коммерческая организация, которая оказывает услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.
Кредитная история – информация о том, каково текущее состояние и как исполнялись (исполняются) обязательства по кредиту гражданином или компанией.
Взаимодействие БР с органами власти и гос структурами происходит на постоянной основе и по мере возникновения конкретных проблем и задач. Именно такой механизм предусмотрен действующим законодательством РФ.