И использования средств внебюджетных фондов социального назначения
Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является Единый социальный налог, введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 г. В соответствии с Федеральным законом
Раздел II. Государственные и муниципальные финана
Глава 11. Внебюджетные фонды
от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ налогоплательщиками по данному налогу признаются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким вышеуказанным категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.
Объектом налогообложения для исчисления налога являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Для второй группы налогоплательщиков объектом налогообложения для исчисления единого социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием.
Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектами налогообложения для налогоплательщиков, если: а) у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом периоде; б) у налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем налоговом периоде.
Не подлежат налогообложению: 1) государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам; 2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат; 3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам — физическим лицам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайными обстоятельствами, а также пострадавшим от террористических актов на территории РФ и членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи; 4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а так-
5ке военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями; 5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства; 6) ряд других сумм, выплачиваемых физическим лицам в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков. Так, например, от уплаты налога освобождены организации любых организационно-правовых форм с суммы доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. Ставки социального налога дифференцированы для различных групп и категорий налогоплательщиков.
Отличительной особенностью социального налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года ставка налога уменьшается. В табл. 11.1 приведена шкала регрессивных ставок социального налога для первой из выделенных групп налогоплательщиков (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 144-ФЗ).
Таблица 11.1
Шкала регрессивных ставок социального налога для первой группы налогоплательщиков
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования РФ | Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования | Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | Итого |
До 280 000 | 20,0% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 280 001 до 600 000 руб. | 56 000 руб. + 7,9% с суммы свыше 280 000 руб. | 8120 руб. + 1,0% с суммы свыше 280 000 руб. | 3080 руб.+ 0,6% с суммы свыше 280 000 руб. | 5600 руб. + 0,5% с суммы свыше 280 000 руб. | 72 800 руб.+ 10% с суммы свыше 280 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 81 280 руб. + 2% с суммы свыше 600 000 руб. | 11320 руб. | 5000 руб. | 7200 руб. | 104 800 руб.+ 2% с суммы свыше 600 000 руб. |
Источник: Налоговый кодекс РФ: комментарии к последним изменениям / под Ред. Г. Ю. Касьяновой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Аргумент», 2007. С. 297.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 11 ■ Внебюджетные фонды
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ).Источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются: 1) безвозмездные перечисления из федерального бюджета; 2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ накопительной частью трудовой пенсии; 3) недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в ПФ РФ; 4) доходы, полученные от размещения временно свободных средств ПФ РФ; 5) доходы, полученные от размещения средств ПФ РФ, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; 6) прочие поступления.
Среди источников формирования доходов Пенсионного фонда РФ наибольший удельный вес составляют безвозмездные перечисления из федерального бюджета, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии. Сведения о поступлении и расходовании средств ПФ РФ приведены в табл. 11.2.
Таблица 11.2
Структура доходов ирасходов бюджета Пенсионногофонда Российской Федерации на 2008год и на плановый период 2009 и 2010 годов
(млн руб.)
Наименование показателя | 2008 г. | Плановыйпериод | |
2009г. | 2010 г. | ||
1. Доходы, всего, из них: | 2 330 632,7 | 2 669 533,5 | 3 179 764,2 |
1.1. Доходы, не связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе: | 2 107 198,3 | 2 397 522,3 | 2 857 588,9 |
1.1.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета | 1280 281,5 | 1 456 377,6 | 1 801 399,7 |
из них: — на покрытие дефицита бюджета Пен сионного фонда РФ — на выплату базовой части трудовой пенсии — на выплату пенсий по государствен ному пенсионному обеспечению | 171 769,3 708308,0 117 688,3 | 133 713,7 876 619,7 146 417,9 | 227 375,4 1 035 656,2 163 041,2 |
Окончание табл. 11.2
Наименование показателя | 2008г. | Плановый период | |
2009 г. | 2010г. | ||
2. Расходы, всего, | 2 113 706,5 | 2 481 442,0 | 2903 463,1 |
2.1. Расходы на пенсионное обеспечение, в том числе: 21.1.Выплаты трудовой пенсии | 2 112 088,8 1 639 517,1 | 2 479 573,4 1 952 634,7 | 2 901 189,6 2 272 336,6 |
из них: — выплаты базовой части трудовой пенсии — выплаты страховой части трудовой пенсии | 708 308,0 928 213,5 | 876 619,7 1 073 048,0 | 1 035 656,2 1 232 617,4 |
2.1.2. Выплаты пенсий по государствен- | 117 688,2 | 146 417,9 | 163 041,2 |
2.1.3. Расходы по накопительной составляющей бюджета ПФ РФ | 18 274,0 | 23 756,6 | 32 662,3 |
2.2. Межбюджетные трансферты | 1010,1 | 1211,9 | 1512,7 |
Составлено на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на: 1) выплаты по обязательному пенсионному страхованию (в том числе выплаты базовой части трудовой пенсии, выплаты страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций, выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ); 2) выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ); 3) выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета; 4) выплата пенсий и пособий другим категориям граждан; 5) выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, пособий; 6) прочие выплаты.
Наиболее крупными статьями расходов Пенсионного фонда РФ являются выплаты базовой части трудовой пенсии, выплаты страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций, выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ РФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ РФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются Правлением ПФ РФ на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).Основными источниками формирования средства фонда являются: 1) часть единого
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 11 • Внебюджетные фонды
социального налога, зачисляемого в ФСС РФ; 2) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы; 3) безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ). В качестве главного источника доходов бюджета ФСС РФ выступает часть единого социального налога. В 1995—1998 гг. удельный вес данной статьи дохода превышал 75% общих доходов. Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования РФ приведены в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Структура доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов
Наименование показателя | 2008г. | Плановый период | |
2009 г. | 2010 г. | ||
1. Доходы, всего, из них: | 305 665,6 | 346 470,1 | 389 962,8 |
1.1. Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета | 27 211,3 | 28 081,8 | 34 981,3 |
1.2. Межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования | 16 600,0 | 17 000,0 | 17 000,0 |
2. Расходы, всего, из них: | 323 879,3 | 356 067,4 | 389 463,6 |
2.1. Оздоровление детей | 15 497,1 | 16 504,4 | 17 494,7 |
2.2. Социальное обеспечение населения | 306 308,2 | 337 356,4 | 370 236,5 |
в том числе | |||
2.2.1. Социальная помощь | 293 437,6 | 322 928,8 | 355 084,5 |
из них: — пособия гражданам, имеющим детей — пособия по временной нетрудоспособ ности, по беременности и родам — пособия по временной нетрудоспособ ности | 76 077,0 144 470,8 115 313,8 | 82 946,2 162 168,7 128 267,5 | 90 425,6 182 034,2 143 236,2 |
2.2.2. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 3933,5 | 4189,2 | 4440,5 |
Составлено на основании Федерального закона № 183-ФЗ от 21 июля 2007г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Основными направлениями использования средств ФСС РФ являются: 1) выплаты пособий (по временной нетрудоспособности, по обязательному социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка); 2) ежемесячные страховые выплаты; 3) расходы на содер-
жание аппарата управления; 4) оздоровление детей; 5) оплата путевок на санаторно-курортное лечение. К положительным тенденциям в изменении структуры расходов ФСС РФ, безусловно, следует отнести увеличение размера пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий при рождении ребенка, что должно способствовать росту рождаемости встране иулучшению демографической ситуации в целом.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).Финансовые средства фонда формируются за счет поступлений в виде: 1) единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС; 2) части единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; 3) части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) части единого сельскохозяйственного налога; 5) недоимок и штрафов по взносам в ФФОМС.
Основная доля (свыше 95%) источников доходов ФФОМС приходится на единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС. Сведения о поступлении ирасходовании средств Фонда приведены втабл. 11.4.
Таблица 11.4
Структура доходов и расходов бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
(млн руб.)
Наименование показателя | 2008г. | Плановый период | |
2009 г. | 2010 г. | ||
1. Доходы, всего, | 123 241,2 | 119 987,7 | 104 482,7 |
Межбюджетные трансферты из федераль- | 45 674,4 | 31 442,9 | 4412,2 |
1.1.1. Трансферты на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС | 15 000,0 | ||
1.1.2. Трансферты на выплаты участковым | 22 829,1 | 23 300,0 | — |
1.1.3. Трансферты на выплаты по ОМС детей | 3538,7 | 3822,6 | 4071,0 |
1.1.4. Трансферты на проведение дополнительной диспансеризации работающих | 4000,0 | 4000,0 | |
123 241,2 | 119 987,7 | 104 482,7 | |
2.1. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, в том числе: | 112 097,7 | 119 357,2 | 103 931,6 |
Раздел II. Государственные и муниципальные
11. Внебюджетные фонды
Окончание табл. Ц
Наименование показателя | 2008 г. | Плановый пепиг.™ | |
2009г. | 2010 г | ||
2.1.1.На выполнение мероприятий по реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» | 68 362,0 | 74 736,8 | ~86~572Х~ 82 501,4 |
из них: дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС | 49 823,3 | 770 914,2 | |
2.1.2. Трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ | 16 600,0 | 17 000,0 | 17 000,0 |
2.1.3. Трансферты в Фонд компенсации для финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами и медсестрами | 22 829,1 | 23 300,0 |
Составлено на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Основные расходы ФФОМС связаны с выполнением функций по выравниванию условий деятельности территориальных фондов. На эти цели расходуется свыше 85% всех средств Фонда, второй по значимости и по объемам расходуемых средств является статья по финансированию целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (свыше 11%). Расходы на содержание аппарата управления Фонда достаточно стабильны и составляют около 1% всех средств.
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является недостаточный уровень доходов, который не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению, не говоря уже о неработающем населении — пенсионерах, инвалидах, детях, которые более всего нуждаются в медицинской помощи. Еще одной важной проблемой в системе обязательного медицинского страхования является недостоверность информации о расходовании государственных средств в системе обязательного медицинского страхования на региональном уровне.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).Источниками доходов территориального фонда являются: а) суммы единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС; б) страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ; в) доходы от использования временно свободных финансовых средств Фонда; г) нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда; д) финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других лиц в виде штрафных санкций. Главными статьями доходов ТФОМС являются
перечисления единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, страховые взносы работодателей и страховые платежи на неработающее население. В совокупности они составляют до 90% доходов территориальных фондов. Соотношение между этими элементами доходов зависит от доли неработающего населения и финансовых возможностей бюджетов субъектов РФ. Если в Москве это соотношение близко к единице, то в ряде регионов доля средств, поступающих из бюджетов, не превышает 30% от страховых взносов работодателей. При этом, как правило, в таких регионах доля неработающего населения наиболее высока.