А что в отношении отчетности? Разве она не требует должностей власти, чтобы держать людей в подотчетности?
Прежде всего, если речь идет об отчетности в рамках миссии, когда люди находятся на больших расстояниях, и нужно быть подотчетным зовущему себя апостолом или пастором из-за границы, то что происходит? Нет ничего проще, чем обвести вокруг пальца власть на отдаленном расстоянии. К ней при желании легко отнестись как грибам – держать в темноте и кормить конным навозом.
Лидер под ними хочет показать красивую картинку и поэтому делится только положительными вещами.
Когда же всплывают плохие вещи, то часто уже в состоянии кризиса, и лидер на самом верху не имеет не времени, ни доверия, необходимые для того, чтобы послужить и помочь в этой ситуации, вскрывшейся так некрасиво и зашедшей так далеко. А от него ожидают чудесного решения из ниоткуда, как кролика, вытаскиваемого иллюзионистом из шляпы. Пока бардак усугублялся на отдаленном месте миссии, другие местные люди, наблюдая со стороны, либо узнавали о нем, либо начинали подозревать, но при этом думали, что старший лидер в отдалении знает об этом и ничего не предпринимает, поэтому они уже поставили под сомнение его порядочность. Нередко старший лидер, со своей стороны, не хочет слишком сильно копаться в рамках подотчетности ему, потому что это может повлиять на количество пожертвований на то служение. То есть такие подотчетности снизу вверх нередко приводят к бардаку, плохо или хорошо прикрытому.
Альтернатива? Если бы сразу в момент, когда проблемы были еще маленькими, с ними разбирались на месте в кругу друзей в команде, которым можно доверять, которые способны говорить истину, то было бы больше вероятности успешного решения проблемы.
Кроме того, человек начал лгать Святому Духу еще задолго до того, как начал врать вам. Если кто-то не желает быть подотчетным Святому Духу, то почему вы думаете, что будут подотчетны вам?
Говорить истину – одно из повелений Нового Завета в отношении друг друга. Признание ошибок и грехов – другое. Говорить истину и исповедоваться – это не про иерархии и навязанную подотчетность, но про дружбу, доверие, уязвимость, смирение и свободу от страха осуждения и позора. Говорить истину и исповедоваться возможно только в атмосфере равенства, в свободе от соревновательности, стремлений доказывать, театральных масок и борьбы за власть.
Иерархии – это идеальные условия для артистизма, масок, соревнований и бегов. Нужно всегда выглядеть как надо, чтобы всползти по лестнице. Одержимость выглядеть перфектно означает, что слабости, ошибки и недостатки нужно скрывать. Плюс вы продвигаетесь вверх в иерархии согласно дарам и публичному поведению, а не по характеру и святой порядочности в живых отношениях. Нередко продвигающиеся вверх имеют слабейший характер и менее всего святости в отношениях в реальности. Они знают, как играть в игры власти.
Одна часть этой игры – это небольшое правило: ты – мне, я – тебе. Если я покрою тебя, то ты должен покрыть меня. Иерархии могут производить впечатление хорошей вертикальной подотчетности, и в этом-то и проблема. Впечатление – это часть покрывательства.
Иерархия и мышление, что служение – это эстрадное выступление, разрушают дружбу. Поглощенные амбицией продвигаться в служении не имеют друзей. Они имеют только знакомых, которых они используют. Те же, кого используют, не реагируют по Слову попросту оттого, что вовлечены в ту же самую игру. Основные правила понятны – ты почешешь мою спину, а я в ответ – твою. Рука руку моет. Но если ты не поможешь мне продвинуть мои дальнейшие цели, то и я, браток, не помогу тебе продвинуть твои. Понятно, что вы используете других, а другие используют вас, но это принимается как неотъемлемая и неизбежная часть роста «служения».
Иисус задумал и создал Свое Царство так, что оно продвигается и распространяется через круги братьев. Он назвал Своих учеников друзьями. Никакой деноминационный устав или кодекс поведения не способен заменить близость, искренность и уязвимость между сердцами и друзей и совместную жизнь друзей. Отчетность невозможно навязать, сколько бы власти один не имел над другим. Мы не были созданы для пирамид. Мы были созданы быть друзьями Бога и друзьями друг другу.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-4
Приложение №1
АПОСТОЛЫ - РАБЫ ХРИСТОВЫ
Почему некоторые апостолы превращают себя в суперзвезд? И, с другой стороны, почему некоторые люди утверждают, что сегодня уже нет апостолов? Павел определил апостольство одним из пяти даров, необходимых для назидания, созидания и взросления церкви. Почему кто-то превозносит этот дар? И почему кто-то считает, что Бог забрал этот дар? Ответ кроется в непонимании того, что же такое изначально означало слово «апостол» в греко-римском социальном контексте; в умах людей образовалось иерархическое понимание, которое помещает апостолов на верх церковной структуры, хотя Новый Завет однозначно помещает их на самый низ. Понимание лидерства в Новом Завете, которое должно определять наше понимание апостолов – это моющий ноги раб низшего статуса (Иоанна 13), и «гонки вниз», чтобы стать «рабом для всех» (Матфея 20:20 — 28; 1 Коринфянам 9:19).
«Апостол» в древности – это просто некто высланный (апостолос на греческом). Апостол – это некто, посланный делать дела от имени другого. Изначально, это абсолютно не было религиозным понятием. Под этим словом обыкновенно подразумевались неценные рабы, которым с легкостью можно пожертвовать.
Путешествия и передвижения на расстояния в древности было опасным, на них люди не шли с легкостью. У кого было право слать другого от своего имени? У рабовладельца или правительственного или военного командира. Посланный же человек – апостол – не имел выбора. Если речь шла о правительственных или военных делах, то апостол, высланный с депешами, обыкновенно имел вооруженный эскорт.
Раб – апостол – не имел такой защиты. Хозяин, выбирая кого послать по делу вдаль, выбирал раба, которого он мог потерять с наименьшим сожалением. Апостол – раб мог бы быть то же самое, что и низший раб в доме или имении, на плечи которого возлагали самую постыдную обязанность мытья ног (см. Иоанна 13). Имел наименьшую ценность, оттого избирался посыльным.
Павел себя называет посыльным рабом в своих письмах:
«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божьему» (Римлянам 1:1). Самое частое описание себя, которое делает Павел в своих письмах – «я – раб, посланный Иисусом к неиудеям, чтобы передать им добрые новости о том, что Царство Бога пришло в Иисусе». Сегодня нам легко упустить этот важный аспект самовосприятия Павла, поскольку в наших Новых Заветах все 190 различных греческих терминов, относящихся к рабству, переведены лишь двумя вариантами - «слугой» или «рабом». Это не очень подходящий перевод, так как во дни Павла 1\3 населения Римской Империи были рабовладельцами, 1\3 были рабами и 1\3 были бывшими рабами. Павел ясно говорит, что он имеет ввиду: рабство Христу – это исключительное владение, Христос есть господин\хозяин («куриос – это простонародный термин, означающий хозяина, владельца раба). «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галатам 1:10).
Другая проблема в понимании библейского значения слова «апостол» - это средневековые картины, где двенадцать учеников Иисуса изображены с нимбами вокруг голов. Нам они почему-то представляются людьми с высоким статусом и большой властью, и что они такие исключительные и их мало. Это полностью пересмотр истолкования того, что изначально означало понятие «апостол». Это не было титулом лидерской позиции высокого статуса. И до, и после Иисуса «апостолами» были рабы низшего статуса без какой-либо собственной власти, и они были распространены так же, как сегодня посудомойщики. Если бы мы практиковали рабство так же, как и в древности, то сегодня при слове «апостол» нам бы не представлялся менеджер, исполнительный директор или владелец ресторана. «Апостол» не было претензией на высокий статус или власть, но претензия на низший статус и готовность пожертвовать всем и жизнью. Когда вы прикрепляли слова «Христовы», это передавало, чьи дела апостол делал и под чьей властью он действовал. Христос – главный, Он высылал апостолов и, когда апостол говорит, он просто проводник.
«Апостольский» - не термин из Писания. Если бы я говорил по Писанию, я бы объяснил, почему рабы – апостолы (точно также, как и дары вспоможения, даяния, милосердия и т.д.) были таким же распространенными в то время дарами, и должны быть такими сейчас.
В Новом Завете было много апостолов, помимо Двенадцати и Павла, которые не вошли в число авторов Писания, и не посчитали бы эти дары титулом, статусом или привилегией. Что нам нужно более всего – это больше таких апостолов – рабов для миссии Иисуса к потерянным и раненым. Бог посылает Бога и повелевает своим последователям идти к тем, кто потерял свой путь, а не ждать, чтобы они пришли к нам. Многие лидеры слышали модные нашумевшие учения, читали книги и хотели бы иметь «апостольское лидерство», но при этом оставаться во главе, держать власть, сохранять за собой безопасность и комфорт, стабильность и упорядоченность какого-то христианского бункера. Это – несовместимые понятия. Быть апостолом означает стать жертвенным, принять низший статус и быть готовым подвергаться насмешкам и нестабильности в этой жизни:: «ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приготовленным к смерти, потому что мы стали зрелищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради…» (1
Коринфянам 4:9,10).
Апостолы даны Богом как дар церкви и миру (Эфесянам 4:11) и в них есть самая отчаянная нужда сегодня. Церковь без апостолов (и пророков также) – это огонь без пламени. Что не так с Телом Христа? Мы истребили жизненно важное число апостолов через интеллектуализм, религиозный контроль и плоть (и поэтому большинство даров также не применяются и не практикуются, не возданы жертвой Богу, ведь роль апостолов - в свершении Тела на служение и зрелость). Большинство апостолов не найдешь в той церкви, которую мы знаем сегодня, и поэтому пламя горит ярко где-то в другом месте. Иисус – начальник, и Он был послан, поэтому Он посылает тех, кто Ему принадлежит, на страдания и служение, чтобы распространять познание присутствия и приближающейся полноты Его Царства. Апостолы и пророки – основание церкви, которую хочет видеть Бог (Эфесянам 2:20; 3:5 —6; 4:11).
Нам нужно, чтобы они были высвобождены и их число умножалось. Это апостолы и пророки, чье описание начинается не с заглавных «а» и «п», а с маленьких, люди – никто, ставшие кем-то для Бога через Христа. Мы не ведем речь о новой версии «шоу одного человека», ставшее чумой в церкви, которую мы знаем сегодня. Это апостолы и пророки, начинающиеся с маленькой буквы, но заканчивающиеся на большие «И» и «Ы». Нам не нужно больше индивидуалистических суперзвезд. Нам нужны примеры истинного значения «подчиняйтесь друг другу в страхе Божьем» (Эфесянам 5:21).
Пожалуйста, Господь, вышли делателей в обильный урожай!
Брайан Додд (Доктор Новозаветных Изучений, Шеффилдский Университет) – автор «Церковное Лидерство в Силе: Служение в Духе согласно Павлу» [Downers Grove: Intervarsity Press, 1991].
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2