Схема №31а. Бюджетная система Российской Федерации

Схема №31а. Бюджетная система Российской Федерации - student2.ru

* В нашей стране разделение единого государственного бюджета СССР на три самостоятельных уровня произошло в 1991 г. К тому же периоду относится переход к налогам, как главному источнику доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные операции. В результате зародилась современная бюджетная система РФ.

В первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ (2000 год) Бюджетная система РФ была разделена на 3 уровня: 1) федеральный, 2) региональный, 3) местный.
В действующей редакции БК фразу «бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней» заменили на «к бюджетной системе относятся». И вообще, в Кодексе теперь отсутствует разделение бюджетов на УРОВНИ.
Однако надо понимать, что бюджетная система РФ всё равно иерархична.

Опр. Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

В отличие от самостоятельных бюджетов они не утверждаются, правовыми актами не являются, используются только для анализа и сопоставления отчетности.

Консолидированный бюджет субъекта РФ состоит из:

· бюджета субъекта РФ

· свода местных бюджетов на территории этого субъекта

(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)

Консолидированный бюджет РФ состоит из:

· федерального бюджета РФ

· консолидированных бюджетов субъектов РФ

(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов)

Правовые формы бюджетов:

1) Федеральный Бюджет и бюджеты Государственных внебюджетных фондов - разрабатываются и принимаются в форме Федеральных законов,

2) Бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов РФ,

3) Местные бюджеты – в форме правовых актов местных органов.

Опр. Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Доходы и расходы бюджета разнообразны, их нужно сопоставлять.

Бюджетная классификация заключается в присвоении объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация - инструмент обеспечения соблюдения принципов бюджетной системы. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ*,

2) классификацию расходов бюджетов РФ,

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов,

4) классификацию операций сектора государственного управления.

*Подробнее о классификации см. п.5.6. и 5.7.

Принципы бюджетной системы – это основополагающие руководящие начала формирования Бюджетной системы РФ и её развития.

Особенность принципов – они являются регулятивными нормами прямого действия.

Важнейшими принципами бюджетной системы РФ являются (Бюджетный Кодекс, ст.28):

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций;

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы – закрепление доходов, расходов и ИФДБ за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов власти по формированию доходов и исполнению расходов;

3. Принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность ГиМ органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов для бюджетов всех уровней, право самостоятельно расходовать ДС, недопустимость изъятия дополнительных доходов и др.;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, МО - означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

Речь не об экономическом, а юридическом равенстве - субъекты равны друг перед другом, и равны перед «центром».

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

6. Принцип сбалансированности бюджета – объем расходов должен соответствовать объему доходов, необходимо минимизировать дефицит;

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств – стараться достигать заданных результатов минимумом средств, или наилучших результатов при заданном объеме средств;

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов – расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета, за исключением:

Ø субвенций и субсидий,

Ø средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

Ø добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

Ø расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

Ø расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

Ø отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Принцип прозрачности (открытости) – публикации на стадии составления, утверждения и составления отчета об их выполнении; секретные статьи допускаются только в федеральном бюджете;

10. Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития, реалистичность расчетов;

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов - получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся; распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть подведомственны только одному Главному распорядителю (четкая последовательность инстанций при движении ДС: финансовый орган → главный распорядитель → распорядитель → получатель – только в таком порядке);

13. Принцип единства кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета (в казначействе), за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, МО, а также валютных операций.

Наши рекомендации