Формы обеспечения возвратности кредита
1. Залог имущества клиента является одной из распространенных форм обеспечения возвратности банковского кредита. Залог имущества вытекает из залогового обязательства, выдаваемое заемщиком кредитору и подтверждающее право последнего при не исполнении платежного обязательства получить преимущественное удовлетворение претензии из стоимости заложенного имущества. Для реализации этого права кредитору не требуется возбуждать по отношению к заемщику судебный иск.
Залогом могут быть: - товарно-материальные ценности , - дебиторские счета, - ценные бумаги и векселя.
2. В банковской практике некоторых стран в качестве форм обеспечения возвратности кредита часто применяются уступка (цессия) требований и передача права собственности.
Уступка (цессия) - это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита.
Договор о цессии дополняет кредитный договор, создавая правовую основу для обеспечения возвратности полученной клиентом банка ссуды. Договор о цессии предусматривает переход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию. Стоимость уступленного требования должна быть достаточной, чтобы погасить ссудную задолженность. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и платы за него, не превышающей сумму задолженности по ссуде.
3. Формой обеспечения возвратности кредита является также гарантии и поручительства. Обладая, как и залог, способностью юридически и экономически и защищать интересы кредитора, они имеют иную исходную базу. В этом случае имущественную ответственность несет за заемщика, как правило, третье лицо.
Гарантии могут выдаваться и банками. Особенно широко используются банковские гарантии при международных расчетах и получении международных кредитов.
4. Поручительство также есть форма обеспечения возвратности кредита. Она применяется при взаимоотношениях банка как с юридическими, так и физическими лицами. Применительно к юридическим лицом поручительство в отличии от гарантии оформляется письменным договором между банком и поручителем. В соответствии с ним последний обязуется погасить кредитору задолженность заемщику в течении определенного времени. Поручительство нашло широкое применение при выдаче долгосрочного кредита населению.
- Сущность и функции государственного кредита. Управление государственным кредитом.
Лекция (Государственный кредит, Государственный долг)
- Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
сБюджетный кодекс РФ, введенный в действие в 2000 г., в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных.
Главным (верхним) звеном современной бюджетной системы Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет. На нижестоящих, территориальных, уровнях бюджетной системы формируются самостоятельные, не входящие в состав вышестоящих бюджетов бюджеты следующих уровней:
¨ второй уровень ¾ бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей; бюджеты автономных областей; бюджеты автономных округов; бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга);
¨ третий уровень ¾ местные бюджеты.
Структура бюджетной системы определяется двумя основными факторами. Одним из них является форма государственного устройства. Другим ¾ выделение в составе государственного бюджета бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджеты федеральных и региональных органов власти.
По форме государственного устройства государства могут быть федеративными и унитарными. В федеративных государствах, объединяющих территориальные образования с некоторой степенью ограниченной государственности, существуют три уровня управления: центральный (федеральный, общегосударственный) уровень, региональный и местный (муниципальный) уровни. К странам с многоуровневой системой управления относятся как крупные страны (Китай, Индонезия, Япония, Россия, Франция Италия и др.), так и относительно небольшие страны (Корея, Норвегия, Новая Зеландия и др.). Унитарные государства не имеют в своем составе федеративных единиц и подразделяются на административно-территориальные единицы. Для них характерны два уровня управления ¾ центральный и местный. К унитарным государствам относятся Чехия, Польша, Венгрия и ряд других стран.
Сектор государственного управления в России как в республике с федеральным устройством охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт Петербург) и местный уровни. Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие. Федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты правительства, федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) Российской Федерации за границей.
Региональные органы управления: органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации; внебюджетные фонды, создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации.
К местным (муниципальным) органам управления относятся: органы законодательной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.
Формирование каждым уровнем управления самостоятельных бюджетов нацелено на реализацию прав на финансовую самостоятельность регионов и местных органов власти. Это предполагает:
¨ возможность для законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
¨ наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
¨ законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством;
¨ право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять направления расходования средств.