Маркетинг в сфере культуры 307
11*
возможности, перспективы, проблемы, давая ответ на каждый (даже потенциальный) вызов рынка и социально^ среды в целом, иметь веер возможных решений и программ.
Одно важное замечание в связи с этим. До сих пор еще довольно широко распространен миф о противоположности рыночной экономики экономике плановой. На этом основании даже формируется идея о «вне-» и «антиплановости» рыночной экономики, «стихии рынка», прерогативы планирования исключительно «плановой» экономики.
Однако экономика тоталитарного общества (а точнее — административно-командная система вместо экономики) была не столько плановой, сколько распределительной. Предполагалось, что существующие предприятия, организации и учреждения должны и дальше существовать впредь и средства (финансовые, материальные) подлежат распределению между ними. «Планирование» сводилось к «кормлению» сложившихся структур — этим, кстати, и объясняется неповоротливость, неспособность к технологическому прогрессу этой экономики, отсутствие заинтересованности менеджеров и персонала в нововведениях — ситуация, имеющая к планированию косвенное отношение, если не мистифицирующая эту центральную функцию управления. Мистика имела место в прямом смысле — предполагалось что когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца, вернется в ту же позицию на орбите — будут выделены новые средства (годовое планирование), а после пяти оборотов соберется очередной съезд КПСС и что-то радикальное произойдет в экономике страны. Так что «плановая» экономика имеет дело с выраженным примитивным планированием на уровне макроэкономики в лучшем случае, и наоборот, «стихия» рынка требует от фирм не просто планирования, а планирования постоянного и многообразного, с использованием всего богатства технологий и методик планирования и прогнозирования и изобретения новых — применительно к новым задачам.
Поэтому в рыночной экономике фирма и ее менеджеры имеют дело с такой палитрой методик планирования, с таким обилием плановой документации, какие и не снились апологетам «плановой» экономики.
308 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Зачем надо планировать в условиях рынка? Планирование отнюдь не предполагает непреложность и обязательность реализации каждого плана или программы. Зачем же тогда их разрабатывать? Так же, как и исторический анализ, планирование, по сути дела, способ познания настоящего. История позволяет познать причины нашего «здесь и сейчас», объясняя причины текущего положения дел. Человек, общество, фирма живут «затылком вперед», осмысляя и переосмысляя пройденный путь заново с каждым пройденным, прожитым опытом.
Человеку не дано знать свое будущее, но дано видеть возможные проблемы и перспективы. И каждый пройденный этап и период открывает новые. Поэтому планы, программы, прогнозы — не что иное, как познание все того же настоящего, наших возможностей «здесь и сейчас», рефлексия над существующим положением дел. Пройдет еще какое-то время, и какие-то из них отпадут, а какие-то станут действительностью, откроются новые, фирма должна будет от чего-то отказаться или сможет себе позволить нечто, к чему ранее была не готова или не способна. Поэтому фирма, ее менеджеры должны быть постоянно «заряжены», готовы, открыты этим возможностям. Фирма в любой момент должна иметь веер программ различной степени проработанности и прописанно-сти — как основу своего реагирования на вызовы рынка, общества, времени.
Разрабатываемые планы и программы определяют цели, задачи деятельности, пути и способы их решения и реализации, а значит необходимость определенных затрат ресурсов, организационные изменения, новые требования к кадрам, системе контроля и т. д. Именно поэтому планирование — центральное звено современного менеджмента. Меняются цели и задачи — меняется структура, содержание, способы управления, а нередко — менеджеры и персонал фирм.
В условиях рыночной экономики планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Важно подчеркнуть, что стратегические программы разрабатываются не одноразово, а ежегодно, иногда 2 раза в год, подлежат пересмотру,