Из салической правды (lex salica) 2 страница
221. Если врач срастит сломанную кость человека или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра.
222. Если больной кто-либо из мушкенумов, то он должен отдать 3 сикля серебра.
223. Если больной - раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.
226. Если цирюльник без ведома господина раба сбреет рабский знак не своего раба, то этому цирюльнику должно отрезать пальцы.
227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреет рабский знак не своего раба, то этого человека должно убить и зарыть в его воротах; цирюльник должен поклясться: “Я сбрил неумышленно”, и быть свободным от ответственности.
228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то тот должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар [22] площади дома.
229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя.
231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.
232. Если он погубит достояние, то он должен возместить все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно, так что он обвалился, должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет.
235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.
237. Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, растительным маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
244. Если человек наймет быка или осла и его убьет в степи лев, то убыток ложится только на его хозяина.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
246. Если человек наймет быка и сломает ему ногу и рассечет ему жилу на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
249. Если человек наймет быка и его поразит Бог, так что он падет, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву перед Богом и быть свободным от ответственности.
250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть, то это не основание для претензии.
251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего быка и этот бык забодает сына человека и причинит ему смерть, то он должен отдать1/2 мины серебра.
252. Если погибший - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины серебра.
253. Если человек наймет человека для службы на своем поле, поручит ему плуг, вверит ему скот и договором обяжет его обрабатывать поле и если этот человек украдет семена или корм, и это будет схвачено в его руках, то должно отрезать ему пальцы.
255. Если он отдаст скот человека в наем или украдет семена и, таким образом, не вырастит хлеба на поле, то этого человека должно изобличить, и он должен отмерить во время жатвы по 60 курру хлеба за 1 бур.
256. Если он не в состоянии оплатить то, за что он ответственен, то должно разорвать его на этом поле с помощью скота.
257. Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему 8 курру хлеба в 1 год.
258. Если человек наймет погонщика быков, то он должен давать ему 6 курру хлеба в 1 год.
259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли общины, то он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра.
265. Если пастух, которому даны для пастьбы крупный и мелкий скот, будет нечестен, изменит клеймо или отдаст скот за серебро, то его должно изобличить, и он должен возместить его хозяину в 10-кратном размере, что украл крупным или мелким скотом.
266. Если в загоне произойдет прикосновение Бога [23] или лев убьет животное, то пастух должен перед Богом очистить себя [24], а хозяин загона должен простить ему падеж в загоне.
273. Если человек наймет наемника, то он должен давать ему от начала года до пятого месяца 6 ше серебра в день. С шестого месяца до конца года он должен давать 5 ше серебра в день.
274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то...
плату землекопа 5 (ше) серебра,
плату портного (...ше) серебра,
плату камнереза (...ше) серебра,
плату кузнеца (...ше) серебра,
плату столяра 5 (ше) серебра,
плату кожевника (...) ше серебра,
плату плотника 4 (ше) серебра,
плату строителя (...) ше серебра,
(в) день он должен давать [25].
278. Если человек купит раба или рабыню и до прошествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил.
279. Если человек купит раба или рабыню и подвергнется иску, то по иску отвечает только его продавец.
282. Если раб скажет своему господину: “Ты не мой господин”, то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.
(Вестник древней истории, 1952. N 3)
Примечания
1. Очевидно, имеется в виду испытание водой, разновидность Божьего суда (ордалия).
2. Уйти к судьбе - умереть.
3. Мушкенум - неполноправный свободный человек.
4. Сикль (1/60 мины) - единица веса, равная 8,4 г.
5. Дома в Вавилоне были, как правило, глиняными.
6. Рабианум - староста общины.
7. Редум и баирум - воины, несшие царскую службу и получившие за это участок земли и другое имущество в пользование.
8. Декум, лубуттум - командные должности в армии.
9. Имущество, полученное от царя за службу, не могло быть продано.
10. Приносящий доход - т.е. несущий повинность.
11. Разбить глиняную табличку означало уничтожить документ, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее ничтожной.
12. Надитум - жрица.
13. Адад - бог грома, молнии, дождя.
14. Царский тариф - 20% годовых для денежного займа (серебро) и 33 1/3% при хлебном займе.
15. Ка - мера емкости, равная 0,84 литра.
16. Ше (шеум) - мера веса, равная 0,046 г.
17. Шамаллум - мелкий торговец или торговый агент.
18. Энтум - жрица.
19. То есть обвинит в дурном поведении.
20. То есть выбрить знак рабства.
21. Зикрум - жрица, занимавшаяся священной проституцией, доходы от которой шли храму.
22. Сар - мера площади, равная 35 м2.
23. Прикосновение Бога - эпидемия.
24. Принести присягу.
25. Перед нами один из первых в истории примеров законодательного регулирования заработной платы.
З А Д А Н И Я
I. Общая характеристика судебника царя Хаммурапи:
1. Кто такой Хаммурапи?
2. Источники Законов Хаммурапи (ЗХ). Являются ли ЗХ памятником древнего права?
3. Докажите примитивность правовой техники ЗХ по сравнению с современной, казуистичность норм права, формализм, символический характер. Система изложения норм права.
4. Найдите в ЗХ пережитки первобытных отношений.
II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ЗХ:
1. Какие элементы право- и дееспособности сохранились за рабами по ЗХ. Назовите вид рабства.
2. Положения свободных людей.
III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ:
1. Сложился ли институт частной собственности на землю?
2. Как сказывалась на полноправие вавилонянина потеря земельного надела общинной земли?
3. Правовой статус земельного участка воина - “илку” (ст. 26-37).
4. В правовом закреплении договора займа, найма вещей и людей, ростовщических операций ЗХ проявляется компромиссно-умеренная для своего времени правовая система. Докажите.
5. Как оформлялись сделки с отчуждением вещей по ЗХ?
6. Опишите договор займа по ЗХ?
IV. Брачно-семейные отношения. Наследственное право.
1. Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака?
2. Как Вы относитесь к идее брачного контракта, имеющей столь глубокие исторические корни, но на долгое время изъятой из отечественной правовой практики?
3. Для чего в древности существовали институты брачных даров и приданого? Правовые истоки этих институтов.
4. Права жены в семье.
5. До каких пределов простиралась власть домовладельца? В каких ситуациях мог муж и отец прибегнуть к мере, предусмотренной ст. 117 ЗХ?
6. Каким образом сказывался брак с рабом на статусе свободной? Почему дети, родившиеся в таком браке, не обращались в рабство?
7. Перечислите указанные в ЗХ основания для развода: а) по инициативе мужа; б) по инициативе жены.
8. Возможно ли вступление во второй брак разведенной женщины? Вдовы? Какие формальные и неформальные условия должны при этом соблюдаться?
9. С чем связано характерное для большинства древних правовых систем ограничение свободы завещательных распоряжений?
10. Какой принцип распределения наследства положен в основу ЗХ?
11. Каким образом можно обойти нормы ЗХ, запрещающие наследование вдовой и дочерьми покойного части его имущества?
12. Каким образом законодатель постарался обеспечить имущественные и личные интересы младших наследников и женщин из семьи в эпоху Хаммурапи?
V. Преступления и наказания по ЗХ:
1. Закреплены ли в ЗХ общие принципы уголовного права? Имеется ли представление о формах вины (умысел и неосторожность) - ст. 206, 207 и др.; обстоятельствах, отягчающих и смягчающих наказание; соучастие; покушение и пр.
2. Заполните таблицу, опираясь на ЗХ:
Объект Преступления | Вид Преступления | Наказание | Номера Статей |
3. Чем можно объяснить, что уголовные санкции практически одинаковы как в случае кражи (тайного похищения имущества), так и при грабеже (открытом похищении имущества)?
VI. Судопроизводство:
1. Общая характеристика состязательно-обвинительного процесса.
2. Действовала ли презумпция невиновности? (Ст. 10, 13).
3. Как оформлялся процесс?
4. Действующая по ЗХ система доказательств. Какой вид доказательств являлся наиболее убедительным в делах об имущественных правонарушениях?
5. Какие санкции предусматривал законодатель по отношению к судье, “пересудившему” уже разрешенное дело? (Ст. 5).
6. Как проводилось “предварительное” (досудебное) расследование по делам о краже?
7. Почему в случае, предусмотренном ст. 12 ЗХ, штраф выплачивался из имущества продавца без дальнейшего расследования, является ли он покупателем краденного или был добросовестным приобретателем?
8. С чем связаны длительные сроки рассмотрения судебных дел в Древнем Вавилоне? (Ст. 13).
9. Можно ли было обжаловать судебное решение в вышестоящую инстанцию?
ИЗ КНИГИ ЗАКОНОВ МАНУ
(МАНАВА ДХАРМАШАСТРА)
Один из древнейших памятников юридической литературы. Составлен в Древней Индии одной из брахманских (жреческих) школ между II веком до н.э. и II веком н.э. (точное время до сих пор не установлено). Написан на классическом санскрите ритмической прозой (шлоками). Источником “Законов Ману” стали более ранние “руководства к Закону” (дхармасутра).
“Книга законов Ману” является одной из самых почитаемых в индуизме дхармашастр (правовых кодификаций). В понимании индийцев, это не просто правовой кодекс, а Книга Закона - руководство к религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм, сосредоточенных главным образом в VIII и IX главах, в ней много религиозных и нравственных предписаний, отразивших миросозерцание древних индийцев. Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение, относя их ко времени мифического Ману - родоначальника арийцев.
В европейской литературе “Книга законов Ману” стала известна с конца XVIII века, с начала английского владычества в Индии.
Глава I
1. Великие мудрецы, приступив к Ману, который сидел, углубившись в себя, и почтив его должным образом, обратились к нему со следующей речью:
2. “Благоволи, Божественный, объявить нам точно и в надлежащем порядке священные законы каждой из ... варн.
3. Ибо ты, владыка, один постигаешь сущность... в этом всеобщем уставе Самосущего, непостижимом и неизмеримом”.
4. Тот, власть которого бесконечна, будучи так спрошен теми великодушными мудрецами, должным образом почтил их и ответил, говоря: “Слушайте!”
5. Этот (мир) был тьма, невидимый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в глубокий сон.
6. Тогда божественный Самосущий... явился с непреодолимой (творческой) силой, рассеивая тьму.
7. Он, постигаемый лишь разумом, неуловимый для чувств, невидимый, вечный, заключающий в себе все созданные существа и непостижимый, воссиял по своей собственной воле.
21. И вначале он назначил всем (созданным существам), согласно со словами Веды [1], их имена, род деятельности и образ жизни.
26. Кроме того, чтобы различать действия, он отделил достоинство от беззакония и подчинил творения противоположным состояниям, как, например, страданию и наслаждению.
31. Для благосостояния миров он создал из своих уст, рук, бедер и ног брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
32. Разделив свое собственное тело, Всевышний стал из половины мужчиной и из половины женщиной...
87. А для сохранения этой вселенной Он, пресветлый, назначил особые (обязанности) и занятия для тех, которые произошли из его уст, рук, бедер и ног.
88. Брахманам он назначил обучение и изучение (Веды), жертвоприношения для себя и для других, раздачу и получение милостыни.
89. Кшатрию он повелел охранять народ, раздавать милостыню, совершать жертвоприношение, изучать Веду и воздерживаться от приверженности к мирским утехам.
90. Вайшию - пасти скот, раздавать милостыню, изучать Веду, торговать, ссужать деньги и обрабатывать землю.
91. Одно только занятие Владыка предписал шудре - беспрекословно служить этим трем варнам.
96. Между созданными существами первыми считаются одушевленные, между одушевленными - живущие разумом, между одаренными разумом - люди, а между людьми - брахманы.
99. Брахман, появляясь на свет, занимает высочайшее место на земле, как владыка всех созданных существ, для охранения сокровищницы Закона.
Глава II
1. Узнайте тот священный закон, которому следуют люди, изучившие Веду и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей.
2. Действовать исключительно из-за желания наград непохвально, но независимости от такого желания нельзя найти в этом мире: на (этом) желании основано изучение Веды и исполнение действий, предписанных Ведой.
4. Здесь (на земле) нет ни одного дела, которое было бы совершено человеком, свободным от желания награды; все, что ни делает (человек), есть следствие желания награды.
12. Веду, священное предание, обычаи людей добродетельных и чувство самоудовлетворения мудрые признали за четыре очевидных источника составления священного закона.
31. Первая половина имени брахмана (должно обозначать что-нибудь) благоприятное, кшатрия - соединенное с могуществом, вайшия - с богатством, имя же шудры (должно выражать что-либо) презрительное.
32. Вторая половина имени брахмана должна быть словом, выражающим счастье, кшатрия - выражающим защиту, вайшия - благоденствие и шудры - услужение.
155. Старшинство между брахманами определяется (священным) знанием, между кшатриями - доблестью, между вайшиями - изобилием в зерне (и другом имуществе), между шудрами же - только возрастом.
Глава III
12. Для первого брака дваждырожденным рекомендуется (жена) равной варны; но для тех, кто вступает ( в новый брак), более всего одобряются женщины, (избранные) согласно (прямому) порядку (варн).
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и женщина своей варны, кшатрий может взять жену из двух предыдущих (варн) и из своей варны, брахман - из трех предыдущих варн и из своей варны.
15. Дваждырожденные, которые, по безумию, женятся на шудрянках, скоро низводят свои семейства и своих детей в состояние шудр.
51. Никакой благочестивый отец не должен брать даже самого незначительного вознаграждения за свою дочь; ибо человек, который по жадности берет вознаграждение, является продавцом своего потомства.
54. Когда родственники не обращают (в свою пользу) дара, это не составляет продажи; (в этом случае) он есть только знак уважения и любезности к девушкам.
55. Женщин должны почитать и наряжать их отцы, братья, мужья и деверья, которые желают (себе самим) благополучия.
56. Где женщины почитаются, там боги бывают удовлетворены; но где их не почитают, никакой священный обряд не приносит пользы.
57. Там, где принадлежащие к семье женщины живут в печали, эта семья скоро погибает; Но та семья, где они живут без печали, всегда процветает.
60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена своим мужем, счастье будет продолжительно.
Глава IV
2. Брахман должен добывать средства к существованию, не причиняя никакого, или причиняя по крайней мере небольшой, вред другим...
16. Он не должен из-за желания (наслаждения) предаваться чувственным удовольствиям и избегать чрезмерной привязанности к ним, размышляя об их суетности.
18. Он должен поступать здесь (на земле) так, чтобы его платье, речи и мысли соответствовали его возрасту, занятию, имущественному положению, священному знанию и семейству.
19. Он ежедневно должен внимательно изучать те науки, которые содействуют развитию ума, сообщают средства увеличивать благосостояние, полезны (для других мирских целей), а также трактаты, которые объясняют Веду.
20. Ибо чем полнее человек изучает науки, тем больше понимает и тем ярче сияет его знание.
29. Каждый гость в его доме должен быть почтен, по мере возможности, сиденьем, пищей, постелью, питьем...
35. С остриженными волосами, ногтями и бородой, обуздывая свои страсти религиозными подвигами, нося белые одежды и будучи чистым, он должен заниматься изучением Веды и (такими делами, которые) содействуют его благополучию.
137. Он должен презирать себя за прежние неудачи; до смерти он должен стремиться к счастью и не отчаиваться в его достижении.
138. Он должен говорить правду, должен говорить приятное, он не должен говорить неприятной правды и не должен говорить приятной лжи; таков вечный закон.
139. Что хорошо, он должен назвать хорошим или сказать только “хорошо”; ни с кем он не должен вступать в бесполезную вражду или спор.
141. Он не должен обижать ни тех, у кого недостаток в членах... ни лишенных знания, ни пожилых, ни лишенных красоты или имущества, ни людей низкого происхождения.
159. Он должен избегать всякого дела, (успех) которого зависит от других; но он должен ревностно приниматься за то, (исполнение) чего зависит от него самого.
163. Он должен избегать безбожия, хуления Веды, неуважения к Богам, ненависти, недостатка скромности, гордости, гнева и резкости.
164. Он не должен вследствие гнева поднимать палки на другого человека, ни бить (кого-либо), кроме сына или ученика; последних двух он может бить с целью их исправления.
171. Он никогда не должен, хотя бы страдая от своей справедливости, направлять своего сердца к несправедливости...
172. Беззаконие, учиненное в этом мире, не сразу приносит свои плоды..., но постепенно увеличиваясь, оно подрезает под корень того, кто совершил его.
173. Если (наказание) не (падает) на самого (преступника), то (падает) на его сыновей, если не на сыновей,то на его внуков; но совершенное беззаконие никогда не остается без последствий для того, кто совершил его.
174. Беззаконием он некоторое время благоденствует, достигает разных благ, торжествует над своими врагами; но (в конце концов) он погибает со всем (разветвлением и) корнем.
175. Он должен находить удовольствие в истине, (в послушании) священному закону, в поведении, достойном арийцев, и чистоте; он должен наставлять своих учеников согласно священному закону; он должен обуздывать свои речи, свои руки и свое чрево.
176. Он должен избегать (приобретения) богатства и (удовлетворения своих) желаний, если они не согласны со священным законом, и даже законного дела, могущего причинить несчастье в будущем или вредного для людей.
238. Не причиняя страдания ни одному творению, он должен постепенно увеличивать духовную заслугу, ради (приобретения) спутника для будущего мира, как муравей (постепенно сооружает свой) муравейник.
239. Ибо в будущем мире ни отец, ни мать, ни жена, ни сыновья, ни родственники не будут его спутниками; одна духовная заслуга остается (с ним).
240. Одиноким рождается каждое творение, одиноким умирает; одно пользуется (наградой за свою) добродетель, одно (подвергается наказанию за свой) грех.
242. Поэтому он должен постепенно увеличивать свою духовную заслугу, чтобы она сопутствовала ему (после смерти); ибо в сопровождении духовной заслуги он может перейти трудно переходимую тьму.
246. Настойчивый, кроткий, терпеливый, избегающий людей жестоких и не причиняющий обиды (живым творениям), достигает, если он постоянно живет таким образом, обуздыванием своих чувств и милосердием, небесного блаженства.
256. Все вещи определяются словом; слово - их основание и от слова они происходят; тот, кто бесчестно относится к слову, бесчестен во всем.
258. Он должен постоянно размышлять в уединении о том, что полезно для его души; ибо тот, кто размышляет в уединении, достигает высочайшего блаженства.
260. Брахман, который, зная учение Вед, ведет себя таким образом и ежедневно уничтожает свои грехи, будет превознесен в мире Брахмы.
Глава VII
1. Я изложу вам обязанности царей и покажу, как царь должен вести себя, как он был создан и как (он может достигнуть) высочайшего успеха.
2. Кшатрий, получивший согласно закону предписанное Ведою посвящение, должен надлежащим образом охранять весь этот (мир).
3. Ибо, когда все создания, будучи без царя, рассеялись в разные стороны от страха, Владыка создал царя для защиты всего этого (мира).
11. Тот, в милости которого пребывает Падма, богиня счастья, в доблести которого живет победа, в гневе которого обитает смерть, образован из блеска всех Богов.
14. Для царя Владыка некогда создал своего собственного сына - Наказание, защитника всех творений, (воплощение) закона, который создан из славы Брахмы.
15. Из страха перед ним все создания, движимые и недвижимые, исполняют то, что им предписано, и не уклоняются от исполнения (дхармы).
19. Если наказание налагается надлежащим образом, после (должного) соображения, оно делает народ счастливым; но наложенное без соображения, оно губит все.
20. Если бы царь не налагал энергично наказания на тех, которые заслуживают наказания, то сильнейшие изжарили бы слабейших, как рыбу на вертеле.
21. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, и собака стала бы лизать жертвенную снедь, и не осталось бы ни у кого собственности, низшие захватили бы место высших.
22. Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям.
24. Все варны испортились бы (от смешения), все преграды рухнули бы и все люди возмутились бы один против другого из-за ошибок в применении наказания.
25. Но где наказание, черного цвета и с красными глазами, смело выступает, уничтожая преступников, там подданные не возмущаются, если только правитель хорошо судит.
26. Мудрые считают справедливым судьей царя правдивого, поступающего осмотрительно, мудрого и знающего (относительное значение) добродетели, удовольствия и богатства.
27. Царь, который надлежащим образом налагает (наказание), приумножает (эти) три (рода счастья); но царь, изнеженный, пристрастный и лукавый, погибнет из-за (несправедливого) наказания.
28. Наказание - великая сила и трудная для людей неопытных; оно губит царя, который уклоняется от своего долга...
29. Оно может сокрушить его крепости, владения, весь мир вместе с движимым и недвижимым (творением), а также мудрецов и богов, обитающих на небе...
30. Наказание не может быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным и привязанным к чувственным удовольствиям.
31. Чистым, верным слову, поступающим по правилам (священного закона), имеющим хороших советников и умным наказание может быть наложено (справедливо).
35. Царь должен быть защитником варн..., которые, согласно их положению, исполняют различные обязанности.
36. Что должно быть сделано им и его слугами для защиты своего народа, я объясню вам в надлежащем порядке.
43. У тех, которые знают три Веды, он должен изучать тройственное (священное знание), первоначальное искусство управления, метафизику и познание (высочайшей) Души; у народа - (сведения), относящиеся к (разным) ремеслам и профессиям.
44. Днем и ночью он должен усердно стараться об укрощении своих страстей, ибо (только) тот, кто обуздал свои собственные страсти, может держать в повиновении своих подданных.
54. Он должен назначать семь или восемь министров, предки которых были царскими слугами, сведущих в науках, храбрых, опытных в военном деле, благородного происхождения и испытанных.
56. Он должен ежедневно обсуждать с ними обычные дела...
57. (Сначала) спросив мнения каждого (из министров) отдельно, а (потом взгляды) всех вместе, он должен делать то, что (больше всего) выгодно для него в его делах.
58. Но с самым выдающимся из них, ученым брахманом, царь должен совещаться о самых важных делах... царского правления.
59. ...Приняв вместе с ним свое окончательное решение, он должен привести дело в исполнение.
60. Он должен также назначать других служащих, честных, умных, твердых, вполне способных собирать деньги и вполне испытанных.
65. Войско вверяется полководцу... казна и (управление) государством - царю, мир и его противоположность (война) зависят от посла.
88. Храбрость в сражении, защита народа, почитание брахманов - лучшие средства для царя достигнуть счастья.
111. Тот царь, который вследствие помрачения безрассудно притесняет своих подданных, в скором времени вместе со своими родственниками лишится царства и жизни.
115. Он должен назначить сельского старосту для (каждого) селения, десятского для десяти селений, старосту для двадцати, сотского для ста и тысяцкого для тысячи селений.
116. Сельский староста должен сообщать десятскому о преступлениях, совершенных в его селении, а десятский - управляющему двадцатью селениями.
117. Управляющий двадцатью селениями должен сообщать обо всем этом сотскому, а сотский должен доводить до сведения тысяцкого.
118. Те (предметы), которые поселяне обязаны доставлять царю, как, например, пища, питье, дрова, должны быть взимаемы сельским старостой.
120. Дела этих (должностных лиц), касающиеся (их) селений и их обязанностей, должен рассматривать особый царский министр, верный и деятельный.
121. И в каждом городе он должен назначить главноуправляющего всеми делами, в высоком чине, грозного, (напоминающего) планету среди звезд.
122. Этот (человек) всегда лично должен посещать всех (чиновников); посредством своих контролеров он должен надлежащим образом наблюдать за их действиями в их округах.
123. Ибо царские слуги, назначаемые для защиты (народа) обычно становятся хитрецами, которые пытаются завладеть собственностью других; он должен защищать подданных от таких (людей).
124. Царь должен конфисковать все имущество и ссылать тех порочных (чиновников), которые позволяют себе брать деньги от просителей.
127. Рассмотрев (цены), по которым товары куплены и проданы, расстояние пути, (издержки) на пищу и приправу, дань богам за безопасную доставку товаров, царь должен заставить торговцев заплатить пошлину.
128. По (надлежащем) обсуждении царь в своем государстве всегда должен назначать пошлины так, чтобы и он сам и промышленник от своих занятий получали (должный) доход.
129. Как пиявка, теленок и пчела собирают свою пищу мало-помалу, так и царь должен взимать в своем государстве умеренные ежегодные подати.
138. Механиков и ремесленников, так же как и шудр, которые занимаются ручным трудом, он может заставить работать (на себя) один (день) каждый месяц.