Аудиторские риски и способы их оценки
Риск – вероятность.
Аудиторский риск – это предпринимательский риск аудитора, связанный с выдачей не верного аудиторского заключения, т.е. когда не достоверная отчетность признана достоверной, либо наоборот.
При осуществлении аудита аудитор не может быть абсолютно уверены в том что данные отчетности не содержат не выявленных им ошибок или искажений. Аудиторы стремятся свести риск к минимуму. Каждая аудиторская фирма в своем внутреннем стандарте описывает приемлемый аудиторский риск, в специальном стандарте. В общем виде аудиторский риск включает в себя три компонента:
1. Не отемлимый (внутрихозяйсьвенный) риск
2. Средств контроля (контрольный) риск
3. Риск не обнаружения (процедурный)
Аудитор обязан оценить все виды рисков и принять решения об аудируемой фирмы.
АР=Р1*Р2*Р3
0.5=0.8*0.3*2.08
Не отемлемый риск (Р1) – риск присущий бизнесу клиента в целом, под этим риском понимается вероятность появления существенных искажений в отчетности, учете до того как такие нарушения будут выявлены до системы внутреннего контроля. Этот вид риска оценивают до начала проверки. Сам этот риск не зависит от аудитора. Для оценки степени этого риска аудитор может использовать сведения из средств массовой информации, интернета, анкет и т.д.
Аудитор учитывает:
- особенности функционирования предприятия,
- положение данного предприятия на рынке, в отрасли
- оценивается вид деятельности
- честность персонала
- опыт и квалификацию персонала, в том числе руководителей, лиц которые ведут учет
- возможность давления на компанию или персонал, с целью достижения каких либо показателей
Риск средств контроля (Р2) – он представляет собой вероятность появления сущ. Ошибок, которые будут не выявлены системой внутреннего контроля. По существу этот вид риска сводится к оценке эффективности СВК. Это вид риска оценивают, также как Р1 субъективно на стадии планирования. Аудитор обязан изучить:
- систему внутреннего контроля компании
- контрольную среду
Для этого аудитор должен ознакомится с системой СВК, т.е. установить есть она в этой организации или ее нет, на сколько она надежна, эффективна, для этого аудитором также используются тесты, анкеты. В тесты как правило включают вопросы о документообороте, в частности кто составляет документы, в какие сроки, кем и когда они подписываются, могут использоваться и др. аудиторские процедуры. При оценке могут быть использованы результаты других проверок. Пример: Выясняются вопросы, кто подписывает документы во время болезни, отпуска руководящих лиц. Р1 и Р2 как правило оценивают вместе, общим для них является то что они не зависят от работы аудитора. Аудитору только надо правильно оценить эти риски.
Риск не обнаружения (Р3) – он отличает от Р1 и Р2, т.к. он характеризует качество работы аудитора, под этим риском понимается вероятность того что процедура аудита применяемая аудитором не позволят обнаружить существенного искажения в учете и в отчетности, т.е. этот вид риска является показателем эффективности работы аудиторов и его не оценивают, а рассчитывают исходя из формулы (см. выше)
Риск первой и второй группы, как правило, оценивают иногда вместе. Общим для них является то, что эти виды рисков не зависят от работы аудиторов, аудитору нужно только правильно оценить эти риски.
3 вид риска – Риск не обнаружения – он отличается от двух предыдущих, т.к. он характеризует качество работы аудиторов. Под этим риском понимается вероятность того, что процедуры аудита применяемая аудиторами, не позволит обнаружить существенные искажения в учете и в отчетности. Т.е. этот вид риска является показателем эффективности качества работы аудиторов и его не оценивают, а рассчитывают исходя из этой формулы.
(посмотреть таблицу «Взаимосвязи рисков»).