В графу №6 (цена реализации единицы продукции) вставьте цифру соответствующую вашему порядковому номеру в журнале.
Факультет среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной
контролируемой работе по дисциплине
«Бизнес-планирование»
для студентов 3 курса всех форм обучения специальностей
080501.51 – Менеджмент (по отраслям)
080110.51 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Краснодар
Автор: к.э.н., доцент Л.А. Королева
Рабочая тетрадь к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной контролируемой работе по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов 3 курса всех форм обучения специальностей 080501.51 – Менеджмент (по отраслям) и 080110.51 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента; сост. Л.А. Королева. – Краснодар, 2013. – 42 с.
доцент кафедры социально-культурного
сервиса и туризма,
КГУФКСТ, к.э.н.
Рецензент: канд. экон. наук, доц. И.А. Кунаковская
(доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, КГУФКСТ);
Рабочая тетрадь предназначена для оказания помощи студентам при изучении курса «Бизнес-планирование». Она содержит задания для проведения практических, семинарских занятий и самостоятельной контролируемой работы, рекомендуемую литературу, вопросы для подготовки к зачету.
Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическому обеспечению, используемому в учебном процессе Академии ИМСИТ при подготовке студентов по специальностям 080501.51 – Менеджмент (по отраслям) и 080110.51 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Содержание
Введение.......................................................................................................................4
1. Семинарское занятие № 1. Обзор программных средств бизнес-планирования. Резюме. Описание фирмы, продукции, товаров, услуг.................5
Контрольные вопросы к семинарскому занятию № 1.....................................6
Задания для самостоятельной работы...............................................................6
Тесты для самоконтроля.....................................................................................7
2. Семинарское занятие № 2. План маркетинга. Производственный план............8
Контрольные вопросы к семинарскому занятию № 2.....................................9
Задания для самостоятельной работы.............................................................10
Тесты для самоконтроля...................................................................................11
3. Практическое занятие № 1. Организационный план. Учет
расходов по статьям затрат.......................................................................................12
Контрольные вопросы к практическому занятию № 1.................................14
Задания для самостоятельной работы.............................................................14
Тесты для самоконтроля...................................................................................16
5. Практическое занятие № 2. Анализ безубыточности........................................16
Контрольные вопросы к практическому занятию № 2.................................18
Задания для самостоятельной работы.............................................................19
Тесты для самоконтроля...................................................................................21
6. Практическое занятие № 3. Использование сложных процентов....................21
Контрольные вопросы к практическому занятию № 3.................................23
Задания для самостоятельной работы.............................................................23
Тесты для самоконтроля...................................................................................24
7. Практическое занятие № 4. Источники финансирования и выплат. Оценка эффективности инвестиционных проектов.............................................................25
Контрольные вопросы к практическому занятию № 4.................................27
Задания для самостоятельной работы.............................................................28
Тесты для самоконтроля...................................................................................29
8. Практическое занятие № 5. Финансовые риски.................................................29
Контрольные вопросы к практическому занятию № 5.................................31
Задания для самостоятельной работы.............................................................31
Тесты для самоконтроля...................................................................................33
9. Практическое занятие № 6. Экспресс-анализ бизнес-плана.............................34
Контрольные вопросы к практическому занятию № 6.................................36
Задания для самостоятельной работы.............................................................36
Тесты для самоконтроля...................................................................................38
Список основной литературы...................................................................................39
Контрольные вопросы...............................................................................................40
Введение
Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» является теоретическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области организации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, налогов, экономики организации, учета, анализа, управления, придающим практическую направленность и системность изученным предметам в рамках специальностей 080501.51 – Менеджмент (по отраслям) и 080110.51 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Целью дисциплины «Бизнес-планирование» является получение студентами представления о содержании планирования как научной дисциплины, ознакомление их с основными понятиями, принципами, методологией, методиками планирования и анализа бизнеса. Также предусматривается систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проблемам планирования. Цель дисциплины связана с развитием навыков ведения самостоятельного планирования студентами при разработке бизнес-плана конкретного проекта.
Задачи дисциплины «Бизнес-планирование» состоят в следующем:
овладение знаниями теории планирования бизнеса;
нормативных документов, регулирующих хозяйственную практику;
умениями и навыками планировать бизнес;
делать самостоятельные выводы, готовить предложения, прогнозы и планы;
овладение навыками работы программного обеспечения составления и разработки бизнес проектов
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Обзор программных средств бизнес-планирования. Резюме. Описание фирмы, продукции, товаров, услуг.
На этом семинарском занятии студенты должны подготовить выступления (рефераты) по следующим темам:
1. Основные законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Краснодарском крае.
2. Пакет прикладных программ COMFAR, пакет «Альт-Инвест», пакет «Project expert».
3. Резюме бизнес-плана, его основные технико-экономические характеристики. Особенности структуры резюме для действующего и вновь создаваемого предприятия.
При подготовке к реферату на тему № 1 студентам рекомендуется использовать следующие источники:
1. Газета "Кубанские новости", от 1999 - 2008 гг.
2. http://www.kubans.ru/news/
3. http://www.depfinance.ru/information/laws/
При подготовке к реферату на тему № 2 студентам рекомендуется использовать следующие источники:
1. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. -Улан-Удэ, 2005. - ст.160-165
2. Е.Р.Орлова Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок.-6-е издание :Издательство Омега-Л. Москва:2007г. – ст. 65
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.- ст. 81-89
При подготовке к реферату на тему № 3 студентам рекомендуется использовать следующие источники:
1. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002. – ст. 53
2. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. -Улан-Удэ, 2005. – ст. 71
На этом семинарском занятии студенты должны решить следующие задания:
Задание 1.1.Заполните таблицу и дайте рейтинговую характеристику программным продуктам:
Критерий сравнения | COMFAR | «Альт-Инвест» | «Project expert» |
Интерфейс | |||
Преимущества | |||
Недостатки | |||
Особенности | |||
Сервисная поддержка |
____________
Контрольные вопросы к семинарскому занятию № 1:
1. Охарактеризуйте преимущества использования программных продуктов в процессе бизнес-планирования.
2. Какой программный продукт на Ваш взгляд более адаптирован к экономике России? Почему?
3. Какую информацию должно содержать резюме?
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1.2.Придумайте предприятие (фирму, организацию) и заполните следующую таблицу:
Краткая характеристика предприятия: | ||
Название (полное, сокращенное): | ||
Организационно-правовая форма: | ||
Размер уставного капитала: | ||
Месторасположение (положительные и отрицательные моменты): | ||
Вид деятельности (достоинства и преимущества): | ||
Важнейшие фирмы – контрагенты: | ||
Основные фирмы поставщики: | ||
Клиенты: | ||
Важнейшие фирмы – конкуренты: | ||
Ситуация в сфере бизнеса; факторы влияющие на создание и деятельность предприятия: | ||
Характер отрасли: | ||
Описание продукции (услуг): | ||
Показатели качества: | ||
Экономические показатели: | ||
Тесты для самоконтроля:
1. Составление сетевого плана возможно при использовании пакета прикладных программ:
a) COMFAR
b) «Альт-Инвест»
c) «Project expert»
2. В пакете прикладных программ … реализован многовалютный расчет:
a) COMFAR
b) «Альт-Инвест»
c) «Project expert»
3. Резюме может включать следующую информацию:
a) экономическое обоснование и эффективность проекта
b) потребности в инвестициях
c) порядок возврата заемных средств
d) недостатки бизнес проекта
e) меморандум о конфиденциальности
f) все выше перечисленное
4. Документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого проекта, анализирует все проблемы, с которым оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем – это….
a) резюме
b) бизнес-план
c) меморандум о конфиденциальности
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
План маркетинга. Производственный план
На этом семинарском занятии студенты должны подготовить выступления (рефераты) по следующим темам:
1. Маркетинг как инструмент развития бизнеса. Виды маркетинга.
2. Назначение, цели и задачи производственного плана.
При подготовке к реферату на тему № 1 студентам рекомендуется использовать следующие источники:
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002. – ст. 66-81
3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М, 2004. – ст. 321-325
При подготовке к реферату на тему № 2 студентам рекомендуется использовать следующие источники:
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002. – ст. 82-87
3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М, 2004. – ст. 287-291
На этом семинарском занятии студенты должны решить следующие ситуационные задачи:
Задание 2.1. Определить прогнозируемый объем реализации товаров на основе данных изучения рынка и района деятельности предприятия. Сделать выводы.
В отчетном периоде реализация составила 3750 тыс. руб. В предстоящем периоде численность населения сократится на 4%, среднедушевое потребление товаров увеличится на 3%, уровень цен возрастет на 3,5%.
Решение:
________________________
Задание 2.2. На основе данных постройте баланс основных фондов по полной первоначальной стоимости и остаточной стоимости и исчислите коэффициенты обновления, выбытия, годности и износа основных фондов.
Наименование показателей | Тыс. руб. |
Полная первоначальная стоимость производственных основных фондов на начало года | 8 000 |
Износ основных фондов на начало года | |
Введено в действие в течение года | |
Выбыло в течение года, в том числе: | |
по полной первоначальной стоимости | |
по стоимости за вычетом износа | |
Начислено амортизации за год | |
Затраты на модернизацию за год |
Решение:
________________________
___________________________________________________________________________
____
Контрольные вопросы к семинарскому занятию № 2:
1. План маркетинга и его роль в бизнес-плане.
2. Характеристика основных составляющих раздела бизнес-плана «План маркетинга».
3. На какие основные вопросы должен дать ответ раздел бизнес-плана «Производственный план»?
Задания для самостоятельной работы:
Задание 2.3.Определить емкость рынка города и прогнозируемый оборот фирмы на предстоящий год на основе маркетинговых исследований.
Денежные доходы населения города 1150 млн. руб. Нетоварные расходы населения составляют 28% от доходов, спрос на товар других районов – 9,5 млн. руб., закупки организаций и предприятий – 4,6 млн. руб. Доля товарооборота фирмы в емкости рынка города – 20%.
Решение:
________________________________
Задание 2.4.Определить товарные запасы на конец квартала в сумме и днях, если:
– остаток товаров на начало квартала – 764 тыс. руб.;
– реализация за квартал – 5683 тыс. руб.;
– поступление товаров – 5497 тыс. руб.;
– прочее выбытие товаров – 85 тыс. руб.
Решение:
________________
Задание 2.5.Определить потребность в оборотных средствах, если известно, что норма запаса в днях равна 25 дней, а однодневный расход материалов – 14500 руб.
Решение:
________________
Задание 2.6.Однодневные затраты на производство продукции составляют 10750 руб., производственный цикл длится 7 дней. Единовременные затраты на сырье, материалы равны 38000 руб., а нарастающие – 15500 руб. Рассчитайте норматив оборотных средств по незавершенному производству.
Решение:
________________________
Тесты для самоконтроля:
1. Раздел бизнес-плана «План маркетинга» призван убедить инвестора в:
a) благоприятном месторасположении предприятия
b) существовании рынка сбыта продукции
c) отсутствии конкурентов на рынке сбыта
d) способности предприятия продавать продукцию
e) все выше перечисленное
2. При разработке плана маркетинга необходимо обеспечить:
a) активное воздействие на конкурентов с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т. д.)
b) минимальное приспособление производства к требованиям рынка
c) активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т. д.)
d) максимальное приспособление производства к требованиям рынка
3 Раздел бизнес-плана «Производственный план» представляется:
a) только предпринимателями, занимающимися производством
b) только предпринимателями, занимающимися услугами
c) только предпринимателями, занимающимися реализацией товаров
d) всеми предпринимателями
4. В структуру раздела бизнес-плана «Производственный план» включены:
a) технология производства
b) производственное кооперирование
c) контроль производственного процесса
d) система охраны окружающей среды
e) производственная программа
f) все выше перечисленное
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Организационный план. Учет расходов по статьям затрат
На этом практическом занятии студенты должны сделать следующие ситуационные задания:
Задание 1.1.Составьте штатное расписание для салона-парикмахерской (интернет-кафе, туристкой компании и т.п.) численностью не более 15 человек. Для этого следует заполнить таблицу:
Должность | Обязанности | Численность | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
Задание 1.2.Составьте организационную структуру магазина (салона-парикмахерской, интернет-кафе, туристкой компании и т.п.).
Задание 1.3.В соответствии со штатным расписанием (Задание 1.1.) распределите заработную плату и премии сотрудникам по кварталам. Для выполнения данного задания следует заполнить таблицу:
Должность | Количество человек | Должностной оклад, руб./мес. | Премия, % от прибыли | Использование с мес. по мес. | Общая сумма оплаты труда год, руб./год |
Управленческий персонал | |||||
Производственный персонал | |||||
Персонал по маркетингу и прочие сотрудники | |||||
Задание 1.4. Используя данные о заработной плате (Задание 1.3.), составьте таблицу расходов по статьям затрат:
Решение:
Статьи затрат | Сумма затрат | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |
Оплата труда производственных рабочих | ||||
Расходы на оплату труда управленческого персонала | ||||
Расходы на оплату труда прочих сотрудников | ||||
Расходы по аренде | ||||
Затраты на сырье | ||||
Расходы на рекламу | ||||
Расходы на электроэнергию | ||||
Расходы на пользование телефоном | ||||
Итого затрат, в том числе: | ||||
Итого условно-переменные затраты | ||||
Итого условно-постоянные |
Задание 1.5. Заполните таблицу:
Утверждение | Верно | Неверно |
(а) Труд производственных рабочих является прямыми затратами, так как он может быть связан непосредственно с выпущенными изделиями. | ||
(b) Жалованье контролера относится к прямым затратам в том случае, если он/она следит за работой ряда различных производственных линий. | ||
(с) Расходы на исследования и разработку конкретного товара являются косвенными затратами. | ||
(d) Расходы отдела кадров являются прямыми затратами. | ||
(е) Для предприятия, производящего несколько видов различных товаров, расходы на электроэнергию являются косвенными затратами. |
Контрольные вопросы к практическому занятию № 1:
1. Какие организационно-правовые формы предпринимательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ Вы знаете?
2. Перечислите основные компоненты организационного плана.
3. Назовите и охарактеризуйте два основных вида затрат.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1.7.В отчетном году численность работников предприятия составляла 132 человека, средняя зарплата – 1200 руб. В планируемом году численность работников сократится на 12 человек, средняя заработная палата возрастет на 20%. Определить сумму расходов на оплату труда на планируемый год.
Решение:
________________
Задание 1.8. Определить сумму и уровень расходов на оплату труда на планируемый год. В отчетном году фонд потребления фирмы составил 102,8 тыс. руб., уровень расходов на оплату труда 4,6 % от фонда потребления, численность работников – 10 человек.
В планируемом году фонд потребления возрастет на 2%, производительность труда увеличится на 8%, средняя заработная плата возрастет на 5%.
Решение:
____________________
Задание 1.9. Укажите, к каким затратам относится каждый из указанных ниже видов расходов - постоянным, переменным или частично переменным. Объясните свой выбор.
1. Труд производственных рабочих
2. Расходы по аренде
3. Расходы на выплату жалованья
4. Затраты на сырье
5. Расходы на рекламу
6. Расходы на электроэнергию
7. Расходы на пользование телефоном
Заполните таблицу:
Решение:
Постоянные затраты | Переменные затраты | Частично переменные затраты |
Задание 1.10. Предположив, что все перечисленные ниже затраты относятся к категории либо постоянных или переменных, либо косвенных или прямых, укажите, к каким двум категориям принадлежит каждый вид затрат. Внесите данные в таблицу:
Решение:
Виды затрат | Постоянные | Переменные | Косвенные | Прямые |
Труд производственных рабочих | ||||
Сырье | ||||
Расходы на рекламу конкретного товара | ||||
Общая сумма расходов на исследования и разработки | ||||
Электроэнергия | ||||
Жалованье директора-распорядителя | ||||
Жалованье контролера на заводе, выпускающем только один вид продукции | ||||
Общая арендная плата |
Тесты для самоконтроля:
1. В структуру раздела бизнес-плана «Организационный план» включены:
a) организационная структура
b) ключевой управленческий персонал
c) профессиональные советники и услуги
d) персонал
e) календарный план (деловое расписание)
f) все выше перечисленное
2. Постоянные затраты – это затраты, которые …
a) не изменяются в зависимости от того, отмечается ли снижение или подъем
b) относятся ко времени и не изменяются вместе с уровнем деловой активности предприятия
c) изменяются вместе с уровнем деловой активности компании
3. Косвенные затраты – это затраты, которые …
a) не могут быть начислены непосредственно на единицу затрат
b) могут быть начислены непосредственно на единицу затрат
4. В расходы налогоплательщика на оплату труда … любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
a) включаются
b) не включаются
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Анализ безубыточности
На этом практическом занятии студенты должны решить следующие ситуационные задачи:
Задание 2.1.У владельца магазина постоянные расходы – 45 тыс. руб. в год и прожиточный минимум – 195 тыс. руб. в год. Его доход брутто - 0.7 рублей за каждый рубль реализации. Необходимо определить величину точки (порога) безубыточности для владельца магазина за год, месяц, день и час (при 10 часовом рабочем дне).
Решение:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.2.Рассчитать точку безубыточности на основании следующих данных.
Фиксированные издержки составляют 10 000 руб., цена единицы продукции равна 5 руб., переменные издержки составляют 80% продажной цены. Что произойдет, если фиксированные издержки возрастут на 10%. Каково будет влияние 10% снижения переменных издержек?
Решение:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 2.3.Рассчитайте и графически отобразите точку самоокупаемости проекта «____________». Заполните пустые поля таблицы данными. Определите в каком месяце проект окупится.
В графу №6 (цена реализации единицы продукции) вставьте цифру соответствующую вашему порядковому номеру в журнале.
Решение:
месяц | объем реализации, ед. | постоянные затраты, руб. | переменные затраты, руб. | суммарные затраты, руб. | цена реализации ед. продукции, руб. | выручка, руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Январь | |||||||
Февраль | |||||||
Март | |||||||
Апрель | |||||||
Май | |||||||
Июнь | |||||||
Июль | |||||||
Август | |||||||
Сентябрь | |||||||
Октябрь | |||||||
Ноябрь | |||||||
Декабрь |
График самоокупаемости проекта«____________»
Задание 2.4. Определите точку безубыточности разрабатываемого проекта при условии, что постоянные издержки предприятия планируются в сумме 105 тыс. руб., маржинальный доход – 145 тыс. руб. Цена реализации единицы продукции и объем реализации предполагаются соответственно в сумме 386 руб. и количестве 1200 шт.
Решение:
__________________________________________________________________________________
Задание 2.5.Переменные и постоянные издержки на предприятии равны 80 тыс. руб. и 60 тыс. руб. соответственно. Цена реализации равна 38 руб., а объем реализации 4000 шт. Рассчитайте точку безубыточности.
Решение:
________________
Контрольные вопросы к практическому занятию № 2:
1. Дайте определение точке безубыточности и порогу рентабельности?
2. Как Вы считаете, при каком финансовом состоянии предприятия производство и реализация продукции становится не перспективным видом деятельности и предпочтительней будет изъять ее из ассортимента?
3. Правильно ли считать, что финансовый менеджер должен стремиться по возможности к большому значению точки безубыточности? Объясните свое мнение.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 2.6.Предположим, рабочий производит работы по договору со строительными фирмами за 180 рублей в час. Его основные расходы (постоянные и переменные) – 115 тыс. руб. в год и прожиточный минимум (т.е. то, что он использует на личное потребление) - 170 тыс. руб. в год.
Как правило, он работает 48 недель в году.
Определить сколько часов в неделю должен работать рабочий, чтобы покрыть все свои расходы?
Решение:
__________________________________________________________________________________
Задача 2.7. Постоянные издержки предприятия (аренда, коммунальные платежи, расходы на рекламу, услуги связи, заработная плата административного персонала и т.д.) составляют 50 тыс. руб. в год. Переменные издержки на единицу продукции составляют около 65 тыс. руб. и включают в себя затраты на материалы комплектующие изделия и сдельную заработную плату рабочим. Цена единицы продукции составляет 104 руб. Определите точку безубыточности. О чем говорит полученный результат?
Решение:
________________
Задача 2.8. Заполните таблицу недостающими данными и рассчитайте точку безубыточности. Сделайте выводы.
Тыс. руб. | |
Выручка от реализации | 135 178 |
Переменные затраты (прямые издержки) | 59 074 |
Прибыль от продаж | |
Постоянные издержки всего, в том числе | |
арендная плата | |
выплаты по кредитам | |
плата за отопление | |
Тыс. руб. | |
плата за телефон | |
расходы на рекламу | |
заработная плата | |
прочие постоянные расходы | |
балансовая прибыль |
Решение:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задача 2.9. Укажите на графике зону прибыли и определите сумму чистой прибыли, которое предприятие получит, в случае если продаст 90 единиц продукции.
Решение:
_______________________________________________________________________________
Руб. | Выручка от продаж | |||
Точка самоокупаемости | ||||
Переменные расходы | ||||
Постоянные расходы | ||||
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Количество проданных единиц
Тесты для самоконтроля:
1. Какова цена единицы продукции, если удельные переменные затраты равны 10 руб., объем безубыточности – 3 тыс. руб., а постоянные издержки 60 тыс. руб.?
a) 10 руб.
b) 20 руб.
c) 30 руб.
2. Если объем продаж (объем производства) ниже точки безубыточности, то предприятие:
a) терпит убытки
b) ведет деятельность безубыточно
c) получает прибыль
3. Найдете прибыль предприятия, если известно, что объем реализации равен 400 шт., постоянные затраты составляют 72 тыс. руб., а точка безубыточности – 3600 руб.
a) 8000 руб.
b) 18000 руб.
c) 2400 руб.
4. Найдете выручку от реализации продукции на предприятии, если известно, что объем реализации равен 500 шт., постоянные затраты составляют 36 тыс. руб., переменные издержки – 44 тыс. руб., а точка безубыточности – 4500 руб.
a) 13 тыс. руб.
b) 48 тыс. руб.
c) 48,5 тыс. руб.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Финансовый план
На этом практическом занятии студенты должны решить следующие ситуационные задачи:
Задание 3.1.Заполните таблицу:
Показатели | Сумма затрат | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
1. | Выручка от реализации | ||||
2. | НДС | ||||
3. | Выручка без НДС (1-2) | ||||
4. | Сырье и материалы | ||||
5. | Комплект. изделия | ||||
6. | Сдельная заработная плата | ||||
7. | Другие затраты | ||||
8. | Условно-переменные затраты (4+5+6+7) | ||||
9. | Валовая прибыль (3-8) | ||||
10. | Производственные издержки | ||||
11. | Торговые издержки | ||||
12. | Административные издержки | ||||
13. | Общие постоянные издержки (10+11+12) | ||||
14. | Налоги и выплаты в Фонды соц. обеспечения | ||||
15. | Амортизация | ||||
16. | Проценты по кредитам | ||||
17. | Суммарные калькуляционные затраты (14+15+16) | ||||
18. | Другие поступления | ||||
19. | Другие выплаты | ||||
20. | Прибыль до налогообложения (9-13-17+18-19) | ||||
21. | Налог на прибыль | ||||
22. | ЕСН (35,6% от зарплаты) | ||||
23. | Прибыль после налогообложения (20-21-22) | ||||
24. | Коэффициент валовой прибыли (9/1) | ||||
25. | Порог рентабельности (13/24) | ||||
26. | Запас финансовой прочности (1-25) |
Задание 3.2.Определите силу воздействия операционного рычага, воспользовавшись данными задания 3.1.
Решение:
__________________________________________________________________________________
Задание 3.3. Прибыль предприятия составляет 45 тыс. руб., переменные затраты – 67 тыс. руб., а постоянные – 50 тыс. руб. Рассчитайте силу воздействия операционного рычага.
Решение:
________________
Задание 3.4. Маржинальный доход предприятия составляет 85 тыс. руб., постоянные и переменные затраты – 60 тыс. руб. и 45 тыс. руб. соответственно. Найдите выручку от реализации продукции, прибыль от продаж и силу воздействия операционного рычага.
Решение:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задание 3.5. Определите рентабельность продаж предприятия с помощью данных задания 3.1.
Решение:
____________
Контрольные вопросы к практическому занятию № 3:
1. Дайте определение маржинальному доходу.
2. Какое значение для предприятия имеет запас финансовой прочности?
3. Что характеризует высокое значение силы операционного рычага для предприятий, отягощенных большими производственными фондами?
Задания для самостоятельной работы:
Задание 3.6.Средняя за анализируемый период стоимость активов, участвующих в основной деятельности предприятия – 30 000 тыс. руб. Выручка от реализации – 35 000 тыс. руб. Прибыль от реализации – 2 000 тыс. руб.
Рассчитать рентабельность активов. Оценить факторы, определяющие этот уровень рентабельности. Определить возможности повышения рентабельности активов.
Решение:
____________________
Задание 3.7. Выручку от реализации продукции предприятия составляет 244 тыс. руб., постоянные затраты – 79 тыс. руб. и переменные затраты – 115 тыс. руб. Рассчитайте запас финансовой прочности и силу воздействия операционного рычага.
Решение:
________________
Задание 3.8. Известно, что постоянные издержки предприятия равны 158 тыс. руб., а маржинальный доход – 233 тыс. руб. Определите значение силы воздействия операционного рычага.
Решение:
_______________________________________________________________________________
Задание 3.9. Предприятие продает товары по цене 250 руб. за единицу. Выручка от реализации составляет 2875 тыс. руб., переменные издержки на единицу товара равны 130 руб., а постоянные издержки – 680 тыс. руб. Определите значения прибыли и силы воздействия операционного рычага.
Решение:
_______________________________________________________________________________
Тесты для самоконтроля:
1. Прибыль от продаж равна 25 тыс. руб., переменные затраты – 55 тыс. руб., а постоянные – 43 тыс. руб. Сила воздействия операционного рычага равна:
a) 2, 27
b) 2, 72
c) 3, 92
2. Выручка от реализации составляет 954 тыс. руб., постоянные издержки – 351 тыс. руб., а сила воздействия операционного рычага – 3,2. Запас финансовой прочности равен:
a) 407, 8 тыс. руб.
b) 298, 1 тыс. руб.
c) 109, 7 тыс. руб.
3. Выручка от реализации составляет 245 тыс. руб., постоянные издержки – 110 тыс. руб., а сила воздействия операционного рычага – 2,5. Запас финансовой прочности в единицах равен:
a) 0,4
b) 0,449
c) 0,89
4. Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем:
a) выше уровень предпринимательского риска
b) ниже уровень предпринимательского риска
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.