Общие принципы организации
Общие принципы:
Принцип обратной связи.
Принцип развития.
Принцип соревновательности и конкуренции.
Принцип дополнительности.
Теперь рассмотрим каждый принцип подробнее. Начнем, как ни странно, с первого.
Принцип обратной связи
Между двумя подсистемами существует коммуникационная связь, которая выступает каналом передачи информации от субъекта к объекту. Циркуляция управленческой информации между двумя подсистемами позволяет устанавливать соотношение между информацией на входе и на выходе управляемой системы, таким обрезом обеспечивается обратная связь. На основе данной обратной связи осуществляется регулирование управляемых объектов и постоянный контроль за деятельностью структурных подразделений.
По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы поступает в управляющую систему, которая на основе полученных данных, начинает корректировать работу управленческого процесса. Корректировке подвергаются цели, задачи, технологии, структура и культура.
Принцип развития
Данный принцип основан на Жизненном Цикле любой материальной системы. Развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение системы, материи или сознания. Существуют 2 формы развития:
а) Эволюционная - постепенное качественное и количественное изменение.
б) Революционная - скачкообразный переход системы из одного состояния в другое.
Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным. На всякий случай напомню, прогрессивное развитие - переход от низшего качества к высшему, соответственно, регрессивное развитие - обратный процесс.
Принцип соревновательности и конкуренции
Принцип конкуренции позволяет развить в организации состязательные начала. При этом развиваются сильные стороны организации, а факторы внешней среды рассматриваются не как угрозы, а как возможности.
Здоровая конкуренция выявляет наиболее результативные пути развития. Это выражается в сравнении, отборе и выборе конкретных методов управления. При всем этом конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации; может быть тем импульсом, который подтолкнет организацию к совершенствованию, качественному изменению, а может привести к разорению, банкротству, потере деловой репутации.
Конкурентные преимущества бывают следующих типов:
a. Ресурсные
b. Технологические
c. Инновационные
d. Маркетинговые
e. Организационно-управленческие
f. Глобальные
g. Культурные
Зная каждый тип преимуществ руководитель сможет легче их выделить в своей организации и постараться реализовать наиболее эффективно.
Принцип дополнительности
В организационных системах сочетаются, с одной стороны объективные устойчивые тенденции, программируемые процессы, а с другой стороны - случайные, неустойчивые, стихийные, не программируемые, вероятностные. Эти начала дополняют друг друга и способствуют более эффективному и устойчивому функционированию организационных систем.
Также к общим принципам можно отнести:
Структурные принципы - обеспечивают четкое взаимодействие между общими целями и задачами, а также разделяют общее на более частное с специальное. Этот процесс способствует правильному подбору и назначению руководителей структурных подразделений.
К структурным принципам относят
принцип разделения труда,
единства целей и руководства,
соотношение централизации и децентрализации,
власти и ответственности.
Принципы процесса - определяют характер и содержание деятельности руководителей, а также их взаимоотношения с подчиненными (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративные дух, подчинение общему интересу).
Принципы конечного результата - отвечают за оптимальные конечных характеристики организации, например порядок, стабильность, инициативность работников и т.д.