Web-студии на Руси, или почему все так плохо?

На рынке web-разработок в России сложилась ситуация просто анекдот. Смешнее некуда. И не меняется она очень продолжительное время. Только последний год на рынке идут какие-то положительные сдвиги, но слишком медленно и непрофессионально. Проиллюстрирую немного на другом примере, под другим углом, чтобы вам стало понятно.

Приходит заказчик к исполнителю.

Заказчик - Привет, мне нужно построить дом.

Исполнитель - Окей, а у вас есть техническое задание на дом?

Заказчик - Нет.

Исполнитель - Нет задания, нет дома. Идите и пишите, что именно вам нужно. Откуда я знаю, какой вам дом нужен?

И заказчик идет думать. Он углубляется в чтение ГОСТ стандартов кирпичей, правил укладки бетонных плит, толщину слоя цемента и вязкость грунта. В вещи, которые ему совсем не нужны. Причем заказчик, он не специалист в этом. Он будет очень долго разбираться, в 90% случаев составит непотребное тех. задание, т.к. не знает всех тонкостей создания сайта. Что-то вроде "я хочу движок joomla и адпаптивную верстку, плюс модальные окна на ajax", и обычно студии делают так, как хочет заказчик. Мало у кого хватает смелости спорить с клиентом. Я всегда говорю правду, когда не согласен. А зачем joomla, если для задачи наиболее правильно будет выбрать wordpress? И заказчик говорит, что мол, а в какой-то статье прочитал, и поэтому хотел.

Я убежден, что заказчик никогда не сможет составить четкое техническое задание. Заказчик может поставить перед вами задачу, обозначить проблему, а мы, как исполнители должны уже составлять техническое задание, и предложить заказчику, как мы эту проблему будем решать.

Когда мы приходим к врачу, он же не говорит нам: голубчик, расскажите, как мне вас лечить. Какие таблетки вам попить? Что вам назначить?

Нет! Доктор выслушивает как у нас проблема, и уже после этого вырабатывает план лечения. Большинство web-студий, к сожалению, просто продают лекарства от всего.

Болит голова? Аспирин.

Плохо слышишь? Аспирин.

Порезал палец? Аспирин.

Кашель в горле? Аспирин.

Ну вы поняли. Нужен сайт? Легко! Корпоративный сайт всего за 14 990 рублей!

Вернемся к дому. Заказчик составляет какое-то более менее корявое ТЗ, направляет его исполнителю. Исполнитель - окей, хорошо, давай предоплату. Деньги заплачены, начинается разработка. И вот после все срывов сроков, десятка истерик по телефону - дом готов. Причем сроки сорвали жестко. То у нас бухала бригада строителей, то потоп случился, потом напали горные белки и мы от них долго отбивались. Итак! Готовый дом и заказчик приходит его принимать, открывать входную дверь, а она плашмя падает на землю...

Вход на второй этаж через подвал, а на третий можно добраться только по канатной лестнице. Заказчик в шоке. Так как это вообще? Да что это такое? Это полный бред. А Использовать говорит, так стоп!, давай по техническому заданию.

-Смотри, дверь есть?

-Есть, но она же падает! Она не держится.

-Так, стоп, в ТЗ написано - дверь. Вот дверь. Где указано, что она должна держаться?

-Ладно, но вход на второй этаж через подвал! Это же ужасно!

-Стоп, стоп. В ТЗ написано, возможность попадать на третий и второй этаж.

Вы можете попасть на второй этаж?

-Могу

-А на третий?

-Могу

-Так тогда какие ко мне претензии?

Смех смехом, но вот так процентов 90 сайтов и делается, причем исполнителю по барабану вообще, что там будет заказчик продавать. Большинство студий в России создавались либо дизайнерами, либо программистами. Т.е. основатель корпел раньше в одной студии, становился смелее и опытнее, и в один прекрасный момент уходил и создавал свою студию, в которой подход и сервис были практически такой же, как и в той студии из которой он ушел.

Если основатель дизайнер - студия делала отличной красоты дизайны, применяла самые инновационные тренды, но обычно страдало программирование и верстка. Программисты просто выли от того, что им предстояло верстать.

Если основатель программист - сдудия делала работающие сайты как часы. Причем с разнообразными свежими решениями. Но за частую, это топорные и грубые работы по дизайну как утюги.

Дорогой читатель, а ты заметил, что чего-то не хватает? Что-то мы упустили?

Для чего делается сайт? В подавляющем количестве случаев - для увеличения продаж клиента. Но, самое смешное, что само наличие сайта продажи никак не увеличивает. Раньше, году так в 2005 можно было иметь просто сайт и не париться. Не было такого огромного количества конкурентов как сейчас. Сейчас в интернете появилось огромное количество фирм, на некоторую область приходится по 100-200 конкурентов в одном среднем городе. Сейчас мало иметь сайт. Сайт должен продавать.

Но о продажах никто и не думал. И не думает до сих пор.

Приходит к исполнителю клиент, так, мне нужен сайт.

-Что продаем?

-Вилочные погрузчики

-Ага... так так... Вася, найди фотку с погрузчиком, сейчас мы ее в шапку пульнем, напишем "Супер погрузчики", и номер телефона, немного фоток, напишем текст для поисковиков. Сайт готов. С вас 20 тысяч рублей.

А клиента никто не спросил, оптом он их продает или в розницу. Если ли дополнительные услуги в виде ремонта или аренды? Будем продавать погрузчики по области или по Росии? Кто целевая аудитория? и т.д. и т.п. Вот такая проблема. Но и это еще не все. Вернемся опять к дому, он готов и в него надо заселяться. Заходит заказчик внутрь дома, так, стоп. почему нет электричества? Где газ? А вода? Как же я мыться то буду? Как я буду жить?

А исполнитель говорит, черт, а мы и не подумали. Так ты тут жить будешь? Мы думали, что просто дом строишь, тогда да, тебе нужно и свет и газ, и хорошо бы воду подвести.

Это я рассказываю про продвижение. Когда сайт готов и начинается его продвижение с всплывает огромная куча косяков и недоделок. Нельзя прописывать метатеги или ключевые слова. Некуда вставить seo-оптимизированный текст. Да и для контента задумали мало места, т.к. в дизайне большая и красивая картинка. Или вставили огромный флэш, но к сожалению, забыли, что он не индексируется поисковыми системами.

И клиенту опять приходится все переделывать, опять приходится переплачивать больше деньги. Услуга по созданию сайта должна оказываться комплексно, и она должна быть продумана от и до. Что бы от заказчика требовалось как можно меньше действий. Мы, как web-разработчики должны думать за заказчика, мы ему должны советовать и предлагать все возможные решения. Запомните, заказчик - не специалист.

Мы - доктора, врачи, лекари, и наша задача помочь нашему пациенту.

Наша задача сделать так, что бы сайт клиента приносил ему деньги. И полностью решал поставленную перед ним задачу.

Как избавиться от рутины и наконец, заняться бизнесом?

Начнем с таких философских немножко моментов. Это так называемые тараканы понимания бизнеса, чувства бизнеса. Я беру в расчет обычную, стандартную, классическую web-студию, где владелец занимается очень многим, всем, кроме развития своей студии. Он и рисует дизайн, и шаманит по seo, но он не занимается развитием.

Как было у меня в 2008 году. Я тратил деньги на seo, я тратил деньги на рекламу в газетах, журналах, я совершенно не понимал, что мне приносит клиентов. Я сам занимался seo-продвижением, сам добавлял тексты на сайт, сам ездил на встречи и писал коммерческие предложения.

Крупный таракан у владельцев web-студий и он называет «лучше меня никто не сделает». Это когда владелец занимается всем-всем-всем, кроме того, чего надо. Как понять что надо? Я, многие мои знакомые, многие люди из наших коучинговых программ попадают в такую ситуацию, когда делают что-то сами. То есть, если человек дизайнер, он пытается делать дизайн, если человек сеошник, он пытается в своей студии заниматься seo. Друзья, таких вещей быть не должно. Вы, как руководитель, должны развивать фирму, заниматься развитием, вы должны думать о развитии. Вы не должны делать рутинные вещи. Да, если очень-очень надо – это, безусловно, хорошо, вы там какие-то задачи выполнили, которые помогут фирме, но эта вся текучка, все оперативные задачи – они очень сильно мешают развиваться.

Существует большая разница в мышлении руководителя и в мышлении сотрудника, и когда вы опускаетесь до рутинных задач, у вас включается мышление обычного работника. Вы не думаете, как владелец. Вы думаете, так, надо, наверное, сделать тут дизайн, тут какую-то адаптивную верстку или тут по seo какие-то вопросы… Купить клиенту домен, а тут поправить вывод новости. Вы не думаете, как дать рекламу, где дать рекламу, где взять больше клиентов. Это важная такая штука, старайтесь больше делегировать задачи, нанимать фрилансеров.

Есть такое понятие, как уровни и ступеньки роста, развития компании. И если вы чувствуете, что вы не успеваете, не успеваете заниматься вообще практически ничем, надо сделать это, это и это… Как такую проблему решить? Например, мы просто берем и на бумажке выделяем, какие задачи у нас требуют больше времени. Например, отвечать на письма отнимает львиную долю времени, сходить на встречу отнимает львиную долю времени, обзвонить какие-то компании – это много времени у нас сжирает. Просто нанимаем человека, которому мы делегируем эти задачи. И все. Просто наняли человека и на него все спихнули.

Вы, как руководитель, как владелец, у вас должна быть чистая голова и вы должны думать о развитии. Если вы в текучке увязните, вы в этом во всем погрязнете, вы не будете видеть леса за деревьями. Это неправильный путь.

Наши рекомендации